Характер Обломова
Герой романа Гончарова Обломов человек сложный со специфическим восприятием окружающего мира. Он подвержен хандре. Обломов не любил светскую жизнь. По его мнению в этой погоне за карьерой и деньгами теряется человек, его сущность.
Для понимания природы взаимоотношений Обломова и Ольги Ильинской следует рассмотреть подробно то как описывает главного героя Гончаров.
С самого начала первой главы повествование неторопливо, последовательно. Предложения объемные с большим числом однородных членов. В описании Обломова Гончаров не употребляет грубых слов и выражений. Он описывает Илью Ильича в неторопливой манере, предоставляет читателям возможность самим делать выводы. "Обломов всегда ходил дома без галстука и без жилета, потому что любил простор и приволье. Туфли не нем были длинные, мягкие и широкие, когда он не глядя опускал ноги с постели на пол, то непременно попадал в них сразу". Гончаров создает полный образ героя.
Для дополнения сведений о характере Обломова автор знакомит читателя с убранством комнаты. Каждая деталь подчеркивает определенную черту характера Обломова. "Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на все, что тут было, прочел бы желание кое-как соблюсти приличия, лишь бы отделаться от них. Обломов хлопотал, конечно, только об этом, когда убирал свой кабинет. Утонченный вкус не удовольствовался бы этими тяжелыми, неграциозными стульями красного дерева, шаткими этажерками".
Илья Обломов и Ольга Ильинская. Художник М. П. Клячко
Отношения Обломова и Ольги
Отношения Обломова и Ольги Ильинской раскрываются Гончаровым на фоне объективных событий с изобилием оценочных фраз, для Гончарова вообще характерно детальное описание предметов, он каждой мелочью подчеркивает важность каждого предмета и объекта, каждого слова и движения его героев. Например: "Это был человек лет 30 двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной иди, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла волной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, и тогда совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности".
Гончаров концентрирует внимание читателя на характере Обломова при этом подчеркивая его особенности образом Ольги Ильинской. Как Мефистофель Фаусту, Штольц в виде искушения "подсовывает" Обломову Ольгу Ильинскую.
Перед Ольгой ставится задача – поднять с кровати лежебоку Обломова и вытащить в большой свет.
В эмоциях Ольги чувствуется последовательный расчет. Даже в минуты увлечения она не забывает о своей "высокой миссии": ей нравится эта роль путеводной звезды, луч света, который она разольет над стоячим озером и отразится в нем. Штольц советует Обломову: "Избрать себе маленький круг деятельности, установить деревушку, возиться с мужиками, входить в их дела, строить, садить – всё это ты должен сможешь сделать".
Образ Ольги Ильинской
Образ Ольги Ильинской в романе зыбкий и неустойчивый. Она предстает девушкой романтичной, с бурной фантазией. Ольга Ильинская – дворянка и помещица с небольшим имением: "...небольшого имения Ольги, которое как то попало в залог при одном подряде, да там и село..." Она предстает перед нами девушкой вдумчивой, но при этом ветряной. Ольга Ильинская девушка миловидная, но одинокая. Она не умеет вести себя жеманно и неискренне. Потому её не любят в кругу помещиков и дворян. При этом она не совсем искренна с Обломовым. Ветреность и неискренность у неё не вычурны, а естественны.
В отличии от Ольги Обломов в любви был искренним, благородным. Зная себя, неопытность Ольги, он пишет письмо, и раскрывает ей глаза на ошибку, просит не совершать ее: "Ваше настоящее люблю не есть настоящая любовь, а будущая. Это только бессознательная потребность любить..." Но Ольга, переиначив смысл письма, говорит о страхе Обломова перед несчастьем. Она не отрицает, что любой может разлюбить или полюбить другого человека; она не способна пойти за человеком, если в этом есть риск. В подтверждение этих слов Ольга бросает Обломова, понимая, что его "пробуждение" временно, что ей не выдержать "обломовщины".
Вывод
Ольга влюбилась не в Обломова, а в свою мечту. Робкий и нежный Обломов, который относится к ней так послушно, так стыдливо, любил ее так просто, был лишь удачным объектом для ее девичьей игры в любовь. Обломов первый понял химеричность их романа, но она первая его разрывает. Под уютным кровом дома Агафьи Матвеевны Пшеничной находит Обломов желанное успокоение.
Сравнивая любовь Обломова и Ольги, можно отметить следующее:
- Любовь у Обломова отличается искренностью и бескорыстием. Обломов любит Ольгу и испытывает к ней добрые чистые чувства.
- Ольга, фактически, не любит, а действует подобно расчетливой особе, преследующей конкретную цель. При этом любовь проходит на фоне отсутствия деятельности Обломова