Образ Базарова в романе Тургенева Отцы и дети

Притягательный и в тоже время отталкивающий образ Евгения Базарова, созданный И.В. Тургеневым, вызывает интерес и будоражит умы современных читателей. Идея отрицания традиций и презрения к религии и общественным устоям не нова. Проблема взаимоотношения отцов и детей была актуальна и во времена Тургенева, и актуальна сейчас.
Рубрика: Педагогика
Автор: Ирина Нестерова ✔ 14.12.2022

Нестерова И.А. Образ Базарова в романе Тургенева Отцы и дети // Энциклопедия Нестеровых


Как появился образ Базарова

Образ Базарова

Идея создания романа "Отцы и дети" возникла у Тургенева случайно, после знакомства с молодым врачом во время путешествия в Европе. Из-за временной неисправности поезда, на котором путешествовал писатель, у него появилась возможность долго и предметно побеседовать с молодым человеком, который был наполнен демократическими идеями вместе с отрицанием религии и традиций. Очень скоро этот молодой врач умер от сибирской язвы. Весть о его кончине дошла до Тургенева, что, вероятно, предопределило и кончину Базарова в романе "Отцы и дети". Общение с молодым врачом и подтолкнуло великого русского писателя к созданию образа Евгения Базарова. Однако образ Базарова не столь однозначен. Тургенев не раз отмечал, что Базаров – это "смесь Добролюбова, Павлова и Преображенского".

Создавая образ Базарова, Тургенев предопределил его кончину, так как считал, что человек, отрицающий все, т.е. нигилист не может прожить долгую и счастливую жизнь. Судьба наказывает за отрицание всего святого, чистого и человеческого. Еще не начав создавать роман, И.С. Тургенев собирался убить героя будущего произведения, так как говорил о нем следующее: "…фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и все-таки обреченная на погибель – потому, что она все-таки стоит еще в преддверии будущего…"

Особенности образа Базарова, как представителя нигилизма

Образ Базаров в повести Ивана Тургенева "Отцы и дети" являет собой пример характера, созданного как отражение проблем и человеческих переживаний целого поколения. Нигилизм Базарова является следствием определенных проблем в обществе.

"Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто и немного, работящ. Живет малым; доктором не хочет быть, ждет случая. Умеет говорить с народом, хотя в душе его презирает. Художественного элемента не имеет и не признает... Знает довольно много – энергичен, может нравиться своей развязностью. В сущности, бесплоднейший субъект – антипод Рудина – ибо без всякого энтузиазма и веры... Независимая душа и гордец первой руки". (И. С. Тургенев)

Нигилизм оставил отпечаток на внешности и характере Евгения Базарова. Отрицание и жесткость сделали его внешность запоминающейся и отталкивающе привлекательной. Он высок "облачен в длинный балахон с кистями". Лицо у него "длинное и худое с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум".

Базаров отрицает силу религии, традиций и постоянно вступает в споры с представителями поколения "отцов". Его поведение направлено на отрицание, даже вопреки логике.

Нигилизм нашел отражение в одежде и манере поведения главного героя. Он не стремился одеваться модно, соблюдать традиционные нормы в одежде на приемах и в гостях. Для него на первом месте были простота и удобство. Он не носит вычурных камзолов. На нем удлиненный черный пиджак.

Образ Базарова, как нигилиста, циничен, полон сомнений и противоречий. Все это обусловлено тем, что И.В. Тургенев не разделял убеждений Базарова. Писатель старался на протяжении всего романа развенчать их. При этом Тургенев не раз подчеркивал, что в образе Евгения Базарова нашла отражение целая эпоха со всеми её противоречиями. Отсюда и сострадание к герою романа, который не смог себя реализовать и погиб нелепо "не на своем месте".

Трагизм образа Базарова

Трагичный конец героя романа "Отцы и дети" Евгения Базарова предрешен. На протяжении всего произведения поступки и решения Базарова приближают его к нелепой смерти. Одиночество и нежелание сойти с пути нигилизма, ведущего в пустоту и забвение привело к тому, что он стал чужим для друзей и хороших знакомых. Базаров так и не нашел единомышленников в своем отрицании традиций и религии. Ему встречались лишь временные попутчики, которые неминуемо покидали его, обрекая на одиночество, которое с каждым разом становилось все острее и острее. Очень правдиво звучат слова Катерины о Базарове: "Ну, так я вам скажу, что он... не то что мне не нравится, а я чувствую, что и он мне чужой, и я ему чужая... да и вы ему чужой".

Несмотря на всю идейность, Евгений Васильевич Базаров необычайно одинок и замкнут в своем одиночестве. Даже Аркадий Кирсанов не может претендовать на роль друга и соратника Базарова. Его увлечение Базаровым – не более чем дань молодости. При этом он все-таки лучший из изображенных в романе учеников Базарова. Другие его так называемые "последователи" изображены нелепыми и сатирическими персонажами: Ситников и Кукшина видят в нигилизме отрицание всех старых нравственных норм и с восторгом следуют этой "моде". Сам И.В.Тургенев признавал, что этот герой "все-таки стоит еще в преддверии будущего". Анализируя образ Евгения Базарова, можно с уверенностью утверждать, что И.В.Тургеневу удалось создать персонажа немного дикого, циничного, но одинокого и нуждающегося в любви человека. Евгений Базаров занял свое достойное место в ряду литературных героев XIX века. Д. И. Писарев дал такую оценку главному герою "Отцов и детей": "...у Печориных есть воля без знания, у Рудиных – знание без воли; у Базаровых есть и знание и воля, мысль и дело сливаются в одно твердое целое".


Вопросы и комментарии



Задать вопрос

Имя:

Email: (обязательно!)