Образ Понтия Пилата в романе Мастер и Маргарита

Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» стал величайшим творением в мировой литературы. При этом роман даже не был завершен при жизни автора. Образ Понтия Пилата дополняет основной сюжет, добавляя роману загадочности и философской наполненности. Зачем М.А. Булгаков ввел притчу о Понтии Пилате в роман? В трагедия Понтия Пилата?
Рубрика: Педагогика
Автор: Ирина Нестерова ✔ 22.07.2023

Нестерова И.А. Образ Понтия Пилата в романе Мастер и Маргарита // Энциклопедия Нестеровых


История появления романа Мастер и Маргарита

Булгаков

Роман "Мастер и Маргарита" один из самых читаемых и загадочных произведений XX столетия. Работать над произведением М.А. Булгаков начал в 1928 году, а последние корректировки вносил уже в 1940-м. Первая версия романа была сожжена автором. Позднее Булгаков вернулся к роману и воспроизвел его по памяти с рядом изменений. Свет увидела только третья версия романа. В ней появилось повествование о Понтии Пилате и странствующем философе Иешуа Га-Ноцри.

Всем известное название романа появилось далеко не сразу. По первоначальной задумке автора ключевым персонажем был Дьявол. Исходя из этого, были сформулированы следующие названия: "Чёрный маг", "Жонглёр с копытом", "Великий канцлер", "Гастроль Воланда", "Он явился", "Копыто консультанта". В последствии эти варианты не устроили Булгакова и родилось название "Мастер и Маргарита". Это произошло в 1937 году, когда уже сложились общие очертания фабулы, а работа над текстом шла весьма интенсивно. Однако роман не был полноценно завершен к моменту смерти Булгакова. Приведением романа к тому виду, который всем знаком, занималась супруга писателя. Именно она посвятила подготовке рукописи к изданию почти всю жизнь, а роман был опубликован лишь во времена хрущевской оттепели. В сокращенном виде роман "Мастер и Маргарита" напечатали в журнале "Москва" (№ 11, 1966 и № 1, 1967). Из оригинального текста было изъято более 14 000 слов.

В 1967 году в издательстве "YMCA-Press" вышел первый полный книжный вариант "Мастера и Маргариты", текст которого соответствовал машинописной рукописи.

В СССР полный текст "Мастера и Маргариты" был опубликован в 1973 году. Это произошло уже после смерти вдовы писателя.

Константин Симонов, который был председателем Комиссии по литературному наследию Михаила Булгакова, настоял на издании романа.

Зачем создан образ Понтия Пилата в романе Мастер и Маргарита

В роман М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" вплетено повествование о событиях, происходящих в Ершалаиме. Ключевое действующее лицо этих событий – Понтий Пилат. Он являет собой антипод Иешуа Га-Ноцри. Исторический Понтий Пилат осудивший Иисуса был наместником Иудеи при императоре Тиберии с 26 по 36 год нашей эры, но на самом деле он был префектом, а не прокуратором. Этот факт стал широко известен лишь в 1961 году, уже после смерти М.А.Булгакова. Его правление ознаменовалось массовым насилием и казнями.

Хотя Понтий Пилат является засвидетельствованным правителем Иудеи, сохранилось мало источников о его правлении. Ничего не известно о его жизни до того, как он стал наместником Иудеи. Нет достоверной информации об обстоятельствах, которые привели его к этой должности.

Почему М.А. Булгаков создал роман в романе? – Это не только приверженность традиции двойного повествования, а еще и способ передать философскую суть произведения. Все линии и характеры продуманы. Ни в коем случае нельзя воспринимать притчу о Понтии Пилате, как простую прихоть писателя. В литературе существует несколько версий о целях истории Понтия Пилата в романе "Мастер и Маргарита". Ряд литературоведов считают, что это и есть то, что написал в своей рукописи Мастер. История Понтия Пилата и есть роман Мастера. Булгаков был человеком, интересующимся мировой историей. Поэтому для романа Мастера был выбран образ Понтия Пилата.

Другая точка зрения гласит, что история Понтия Пилата и Мастера в романе параллельны. Их разделяет только 1900 лет. При этом Булгаков явно противопоставляет эти две истории.

Некоторые литературоведы в серьез рассматривают версию, согласно которой Понтий Пилат представлен, как "классический чиновник", который готов пойти на сделку с совестью.

Если мы прочитаем роман о Пилате внимательно, то мы увидим, чем он принципиально отличается от Евангелия. В нём нет ни слова о чудесах и божественной природе Христа. Мастер написал атеистический роман, с позиций материализма пересказав известный сюжет.

Анализ образа Понтия Пилата

Понтий Пилат характеризуется М.А. Булгаковым, как сложный персонаж с тяжелым характером. Он принадлежит к избранному сословию и проживает в Кесари. По делам ему приходится посещать Ершалаим, где и происходит встреча с Иешуа Га-Ноцри. В своих руках он держит власть и жизни других людей. Понтий Пилат руководит римской армией и занимается различными судебными разбирательствами, в том числе и судом над ворами, мошенниками и убийцами.

Внешность Понтия Пилата непримечательна и болезненна. У него желтоватый цвет лица и тяжелый взгляд. Его голос сорван. Он страдает от приступов головной боли, что заметно по его воспаленным глазам с красными прожилками. Особенностью описания Понтия Пилата можно смело назвать отвращение к аромату розового масла.

Понтий Пилат очень недоверчивый и вспыльчивый человек. Он верит только своему псу. Несмотря на болезнь и тяжелый характер, прокуратор всеми признанный отважный воин, а также умный и проницательный правитель, который всеми силами ненавидит вверенную ему часть империи. Болезнь и одиночество все чаще заставляют его думать о суициде.

Понтий Пилат человек принципиальный. Это не пересекается с реальным историческим персонажем, на чей образ опирается Булгаков. Если верить словам современников, реальный Понтий Пилат не был порядочным человеком. Он не славился справедливостью – напротив, он был продажен, бесчестен и абсолютно беспринципен. Однако не следует забывать о вражде между римлянами и иудеями. В этом свете характеристики, даваемые иудеями сомнительны.

В романе "Мастер и Маргарита" Понтий Пилат описывается как человек "жестокий", и сам Пилат признает это: "я свирепое чудовище". Герой привык, что его считают таким, это подчеркивает его возможность быть властителем судеб. Понтий – вспыльчивый и грозный человек, который не может помиловать Иешуа из-за своей службы и боязни ее потерять.

Однако Иешуа заинтересовал прокуратора. Он ведет с ним долгий разговор, который способствует наступлению морального и физического облегчения. Пилат изумляется, что арестант не боится отвечать ему прямо и правдиво, и понимает, что его собеседник – философ.

После того, как Понтий Пилат не решился оспорить наказание Иешуа, он вновь остался наедине с собственными проблемами, бессильным раскаянием и собакой. Ершалаим, пропитанный запахом роз, стал Пилату ещё более ненавистен, душевные терзания отравляли его жизнь, голова вновь начала болеть, и, не видя выхода, прокуратор принял решение совершить самоубийство, выпив отравленное вино. В статье "Пилат" энциклопедии Брокгауза и Ефрона с судьбой прокуратора Иудеи связывалось название одноименной горы в Швейцарских Альпах, где он будто бы продолжает появляться и умывает себе руки, тщетно стараясь очистить себя от соучастия в ужасном преступлении. Это связано с тем, что в романе М.А. Булгакова мы последний раз видим Пилата на "безрадостной плоской вершине". Однако М.А. Булгаков дает прощение прокуратора устами Мастера. Понтий Пилат освобождается от многовекового заключения и, наконец, обретает покой. Он снова встречается с бродячим философом. Уже на небесах Понтий Пилат и Иешуа не могу наговориться. Они пытаются наверстать упущенные беседы. Но совесть еще пытается терзать душу и разум прокуратора. Однако, Иешуа успокаивает Понтия Пилата, говоря, что он рад встрече и возможности воссоединиться с ним и бесконечно разговаривать обо всём на свете. Они отправляются на прогулку по лунному лучу, продолжая беседу, прерванную более двух тысяч лет назад.

Проблема Понтия Пилата в романе "Мастер и Маргарита" состоит в том, что он не в состоянии преодолеть противоречия между "Пилатом философом" и "Пилатом политиком и госслужащим". Цена выбора Пилата – сны, в которых он продолжает прерванный разговор, двенадцать тысяч лун одиночества и ожидания продолжения диалога.


Вопросы и комментарии



Задать вопрос

Имя:

Email: (обязательно!)