Общественный сектор экономики

Общественный сектор экономики в учениях экономистов и анализ данной категории.
Рубрика: Экономика
Автор: Андрей Нестеров ✔ 10.12.2016

Нестеров А.К. Общественный сектор экономики // Энциклопедия Нестеровых


Общественный сектор экономики в учениях экономистов

Следует отметить, что хронология подходов к категории общественный сектор берет свое начало в XVIII веке в учениях меркантилистов. Впервые было обосновано его наличие.

Развитие концепций общественного сектора экономики связано с совершенствованием социально-экономической системы и переходам к новым формам хозяйствования.

Общественный сектор экономики, как особая категория, формировался на фоне масштабных экономических преобразований, а основные достижения в данной области приходятся на XX век, когда было разработано около 10 различных по своей сути подходов.

В таблице ниже выделены основные элементы, характеризующие суть понятия общественный сектор. На основе хронологической последовательности проследим развитие общественного сектора в рамках экономических школ.

Общественный сектор

Автор и экономическая школа

Содержание подхода

Характеристика и основные элементы общественного сектора

1.

Посошков Иван Тихонович

меркантилизм

начало XVIII века

Общественный сектор трактовал как общенациональный капитал, для приращения которого государь "должен заставить всех людей работать, причем прилежно и производительно, уничтожить праздность во всех ее видах".

1. Общенациональный капитал страны – это не обогащение казны, а народное достояние.

2. Задача государства – всенародное обогащение.

3. Ввозить из-за границы только то, что не производится в стране и без чего обойтись невозможно, а вывозить только готовые изделия.

2.

Смит А.

классическая школа

вторая половина XVIII века

Общественный сектор трактовал как "предоставление государством некоторых благ, прибыль от реализации которых не покрывает затраченных при их производстве ресурсов в частном секторе".

1. Общество с помощью государства должно создать условия и специальные институты, которые позволят обеспечить предоставление такие благ.

2. После выполнения первого условия, государство не должно вмешиваться в функционирование общественного сектора.

3.

Карл Марке

теория прибавочной стоимости

XIX век

Общественный сектор трактовал как "сознательное регулирование производства со стороны государства".

1. Максимально возможное государственное вмешательство в функционирование экономики.

2. Широкое участие государства в национальной экономике.

4.

Дж. М. Кейнс

кейнсианство

начало XX века

Общественный сектор трактовался, как "система удовлетворения совместных потребностей людей".

1. Государство, выступая в качестве экономического агента и регулирующего органа, способно управлять развитием рынка, используя макроэкономические инструменты.

2. Централизованный механизм принятия решений для стабилизации экономики.

5.

Линдаль Э.

теория общественного благосостояния

30-ые гг. XX века

Общественный сектор – это интегрированная система перераспределения доходов, финансовых отношений, расходования финансовых ресурсов.

1. Налогообложение как способ решения существующих в экономике проблем.

2. Общественный сектор имеет сугубо финансовую природу.

6.

Коммонс Дж.

институционализм

40-ые гг. XX века

Общественный сектор трактовал как институт совокупности социально-правовых норм, выполнять которые принуждает государство.

1. Государство выполняет функции гаранта соблюдения законодательно определенных норм.

2. Преодоление социально-экономических конфликтов посредством законодательных юридических норм ведет к социальному прогрессу и социальной стабильности.

7.

Масгрейв Р.

теория общественного блага

50-ые гг. XX века

Общественный сектор – это экономическое пространство, где рынок не срабатывает.

1. Система общественных благ – институт, с помощью которого реализуется общественный сектор.

2. Общественные блага аналогично с частными предоставляются для удовлетворения спроса на них индивидом.

3. Предоставление услуг общественным сектором через механизм добровольного рыночного обмена.

8.

Бьюкенен Дж.

теория общественного выбора

60-ые гг. XX века

Общественный сектор – это совокупность правительственных учреждений, которая используется индивидом для достижения своих эгоистических интересов.

1. Эффективность государства оценивается низко.

2. Государственные институты представляются как средства достижения целей индивидов.

3. Стимулирование потребления.

9.

Восколович Н.А.

теория позитивной экономики

80-ые гг. XX века и по настоящее время

Общественный сектор – совокупность ресурсов, находящихся в распоряжении общества и используемых для производства общественных благ в сферах экономической деятельности, где рынок полностью или частично неэффективен.

1. Несовершенство механизма конкуренции, внешние эффекты, недостаточная информация, дифференциация доходов в обществе – обуславливают необходимость существования общественного сектора.

2. В общественном секторе доминирует деятельность государства.

10

Якобсон Л.И.

неолиберализм

90-е гг. XX века

Общественный сектор представляет собой совокупность ресурсов экономики, находящихся в распоряжении государства, это государственные предприятия, учреждения, доходы и расходы бюджета, формы налогообложения и программы общественных расходов.

1. Роль государства в экономике неоправданно высока. Необходимо создание рынка свободного от вмешательства правительства, государства, регулирующих органов в экономические процессы. Необходимо возвращение к роли государства эпохи А. Смита.

2. Решение социальных задач, с которыми рынок не в состоянии самостоятельно справиться, необходимо передать частным благотворительным организациям.

3. Полностью отказаться или резко урезать социальные функции государства.

11

Стиглиц Дж.

неокейнсианство

90-ые гг. XX века и по настоящее время

Общественный сектор – это производитель и поставщик общественно значимых материальных благ и услуг, а также различные механизмы распределения общественных благ среди населения страны.

1. Жесткая критика свободного рынка, либеральных рыночных реформ, либерализации рынка, неоклассических и неолиберальных концепций функционирования общественного сектора.

2. Оценка альтернативных стратегий функционирования экономики государства, общественного сектора.

3. Общественный сектор отождествляется с государственным.

4. Повышение роли протекционистских мер со стороны государства.

12.

Жилина Е.А.

теория нормативной экономики

90-ые гг. XX века и по настоящее время

Общественный сектор – совокупность всех типов ресурсов, находящихся в распоряжении государства или под его контролем, включая государственные предприятия, учреждения, муниципальные службы, а также добровольно-общественные объединения.

1. Государственный сектор в экономике должен быть ведущим, а доминирующей формой контроля – прямой контроль через государственную собственность.

2. Добровольно-общественные объединения занимают очень малую долю в общественном секторе.

3. Оценка доходов и расходов государства на основе концепций предоставления и распределения общественно значимых материальных благ и услуг в обществе на основе существующих потребностей.

4. Нормативная экономика может использовать методы позитивной экономики. Тем самым смешивая содержание терминов и нивелируя характеристики общественного сектора в позитивной экономике.

Анализ категории общественный сектор

Проанализируем рассмотренные точки зрения, чтобы определить содержание понятия общественный сектор экономики.

Общественный сектор

Середина XX века – формализация термина общественный сектор.

По итогам рассмотрения основных концепций, которые на основе различных подходов обосновывали формирование и функционирование общественного сектора как особой категории, можно судить о том, что до середины XX века формально термин "общественный сектор" не был определен в рамках ни одной из рассмотренных концепций. В целом, это свидетельствует о неоднозначности данного термина, что вызвано многогранным характером его природы, а также спорным содержанием и структурой, на что опосредованно повлияла и концептуальная эволюция данного понятия.

Меркантилисты, строго говоря, не сформировали каких-либо конкретных подходов к общественному сектору экономики, не уделяя ему внимания как особой категории. Вместе с тем, ряд представителей данной школы указывали на существование в экономике определенных явлений, которые современные ученые относят к государственному общественному сектору.

Российский ученый Иван Тихонович Посошков, поддерживавший реформы и преобразования Петра I, являясь представителем меркантилизма, предлагал последовательные институциональные преобразования, когда рассматривал невещественные и вещественные богатства в привязке к необходимости развития русской промышленности. Фактически, представив ряд положений будущего институционализма, Посошков сформировал фундаментальные положения, которые характеризуют общественный сектор. Его синтез невещественных и вещественных богатств, формирующий общественный сектор, с позиций современной науки и сегодняшнего состояния российской промышленности представляется весьма актуальным.

Посошков акцентировал внимание на необходимости увеличения народного достояния, представляя его как общенациональный капитал, и предлагал строить заводы за государственный счет, передавая их потом в частные руки. Его идеи находят отражение в современной России, когда государственные корпорации способствуют развитию общенационального капитала, а государство реализует госпрограммы, направленные на всенародное обогащение и приращение общенационального капитала, формируя таким образом общественный сектор в том его понимании, которого придерживался Посошков. Следует также отметить, что взгляды Посошкова, изложенные в книге "О Скудости и богатстве", опередили свое время почти на три столетия, они являлись новаторскими не только в Российской Империи, но и во всем мире, что делает его одним из самых выдающихся экономистов за историю человечества.

Посошков впервые поднял вопросы и изучал явления, которые являются актуальными в современном обществе, затронув в том числе и фундаментальные аспекты функционирования общественного сектора экономики.

Дальнейшие направления исследований общественного сектора носили общеэкономический характер, ученые стремились их обосновать в контексте основных теорий экономических школ.

Вместе с тем, следует отметить, что если первоначально, предпринимались попытки определить сущность общественного сектора через конкретные критерии, то они имели несистемный характер, и следовали лишь из исследовательских устремлений экономистов в рамках комплексных теорий, которых они придерживались и развивали.

Концептуализация общественного сектора в привязке к финансам, общественным благам, рынку, что само по себе повлияло на становление экономики общественного сектора, не являлась самодостаточной. В результате, ряд ученых заложили фундаментальные аспекты для формирования современного понимания термина общественный сектор.

С позиций проведенного анализа наиболее объективными и целесообразными подходами представляются концепции нормативной и позитивной экономики, а также неокейнсианство.

Вместе с тем, на основе изученных концепций и определений общественного сектора, можно определить данное понятие следующим образом:

Общественный сектор экономики – это совокупность предприятий и иных образований, которые объединены с целью обеспечить организацию производства общественно значимых материальных благ и услуг для удовлетворения в них потребностей населения страны, которые функционируют под контролем государства.

В современных условиях для России представляется целесообразным использовать методы теории нормативной экономики с учетом возможного применения отдельных принципов теории позитивной экономики. При этом ключевыми направлениями должны выступать контроль качества производства и распределения общественных благ среди населения и контроль финансовых потоков.

Литература

  1. Посошков И.Т. Книга о скудости и богатстве. – М.: АН СССР, 1951.
  2. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М.: Эксмо, 2007.
  3. Маркс К., Энгельс Ф.Ф. Собрание сочинений, т. 32. – М.: Госполитиздат, 1955.
  4. Кейнс Дж. М. Избранные произведения. – М.: Экономика, 1993.
  5. Линдаль Э. Исследования в области теории денег и капитала. – М.: Экономика, 1993.
  6. Коммонс Дж. Правовые основания капитализма. – М.: НИУ-ВШЭ, 2011.
  7. Масгрейв Р. Теория государственных финансов. – М.: Бизнес Атлас, 2009.
  8. Бьюкенен Дж., Таллок Г. Расчет согласия. Логические основания конституционной демократии. – М.: Таурус-Альфа, 1997.
  9. Экономика, организация и управление общественным сектором / под ред. Н.А. Восколович. – М.: Юнити-Дана, 2008.
  10. Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. – М.: Юрайт, 2015.
  11. Стиглиц Дж. Экономика государственного сектора. – М.: Инфра-М, 2007.
  12. Жилина Е.А. Развитие общественного сектора в современных условиях. – М.: Инфра-М, 2015.

Вопросы и комментарии



Задать вопрос

Имя:

Email: (обязательно!)