Общественный сектор экономики в учениях экономистов
Следует отметить, что хронология подходов к категории общественный сектор берет свое начало в XVIII веке в учениях меркантилистов. Впервые было обосновано его наличие.
Развитие концепций общественного сектора экономики связано с совершенствованием социально-экономической системы и переходам к новым формам хозяйствования.
Общественный сектор экономики, как особая категория, формировался на фоне масштабных экономических преобразований, а основные достижения в данной области приходятся на XX век, когда было разработано около 10 различных по своей сути подходов.
В таблице ниже выделены основные элементы, характеризующие суть понятия общественный сектор. На основе хронологической последовательности проследим развитие общественного сектора в рамках экономических школ.
№ |
Автор и экономическая школа |
Содержание подхода |
Характеристика и основные элементы общественного сектора |
---|---|---|---|
1. |
Посошков Иван Тихонович меркантилизм начало XVIII века |
Общественный сектор трактовал как общенациональный капитал, для приращения которого государь "должен заставить всех людей работать, причем прилежно и производительно, уничтожить праздность во всех ее видах". |
1. Общенациональный капитал страны – это не обогащение казны, а народное достояние. 2. Задача государства – всенародное обогащение. 3. Ввозить из-за границы только то, что не производится в стране и без чего обойтись невозможно, а вывозить только готовые изделия. |
2. |
Смит А. классическая школа вторая половина XVIII века |
Общественный сектор трактовал как "предоставление государством некоторых благ, прибыль от реализации которых не покрывает затраченных при их производстве ресурсов в частном секторе". |
1. Общество с помощью государства должно создать условия и специальные институты, которые позволят обеспечить предоставление такие благ. 2. После выполнения первого условия, государство не должно вмешиваться в функционирование общественного сектора. |
3. |
Карл Марке теория прибавочной стоимости XIX век |
Общественный сектор трактовал как "сознательное регулирование производства со стороны государства". |
1. Максимально возможное государственное вмешательство в функционирование экономики. 2. Широкое участие государства в национальной экономике. |
4. |
Дж. М. Кейнс кейнсианство начало XX века |
Общественный сектор трактовался, как "система удовлетворения совместных потребностей людей". |
1. Государство, выступая в качестве экономического агента и регулирующего органа, способно управлять развитием рынка, используя макроэкономические инструменты. 2. Централизованный механизм принятия решений для стабилизации экономики. |
5. |
Линдаль Э. теория общественного благосостояния 30-ые гг. XX века |
Общественный сектор – это интегрированная система перераспределения доходов, финансовых отношений, расходования финансовых ресурсов. |
1. Налогообложение как способ решения существующих в экономике проблем. 2. Общественный сектор имеет сугубо финансовую природу. |
6. |
Коммонс Дж. институционализм 40-ые гг. XX века |
Общественный сектор трактовал как институт совокупности социально-правовых норм, выполнять которые принуждает государство. |
1. Государство выполняет функции гаранта соблюдения законодательно определенных норм. 2. Преодоление социально-экономических конфликтов посредством законодательных юридических норм ведет к социальному прогрессу и социальной стабильности. |
7. |
Масгрейв Р. теория общественного блага 50-ые гг. XX века |
Общественный сектор – это экономическое пространство, где рынок не срабатывает. |
1. Система общественных благ – институт, с помощью которого реализуется общественный сектор. 2. Общественные блага аналогично с частными предоставляются для удовлетворения спроса на них индивидом. 3. Предоставление услуг общественным сектором через механизм добровольного рыночного обмена. |
8. |
Бьюкенен Дж. теория общественного выбора 60-ые гг. XX века |
Общественный сектор – это совокупность правительственных учреждений, которая используется индивидом для достижения своих эгоистических интересов. |
1. Эффективность государства оценивается низко. 2. Государственные институты представляются как средства достижения целей индивидов. 3. Стимулирование потребления. |
9. |
Восколович Н.А. теория позитивной экономики 80-ые гг. XX века и по настоящее время |
Общественный сектор – совокупность ресурсов, находящихся в распоряжении общества и используемых для производства общественных благ в сферах экономической деятельности, где рынок полностью или частично неэффективен. |
1. Несовершенство механизма конкуренции, внешние эффекты, недостаточная информация, дифференциация доходов в обществе – обуславливают необходимость существования общественного сектора. 2. В общественном секторе доминирует деятельность государства. |
10 |
Якобсон Л.И. неолиберализм 90-е гг. XX века |
Общественный сектор представляет собой совокупность ресурсов экономики, находящихся в распоряжении государства, это государственные предприятия, учреждения, доходы и расходы бюджета, формы налогообложения и программы общественных расходов. |
1. Роль государства в экономике неоправданно высока. Необходимо создание рынка свободного от вмешательства правительства, государства, регулирующих органов в экономические процессы. Необходимо возвращение к роли государства эпохи А. Смита. 2. Решение социальных задач, с которыми рынок не в состоянии самостоятельно справиться, необходимо передать частным благотворительным организациям. 3. Полностью отказаться или резко урезать социальные функции государства. |
11 |
Стиглиц Дж. неокейнсианство 90-ые гг. XX века и по настоящее время |
Общественный сектор – это производитель и поставщик общественно значимых материальных благ и услуг, а также различные механизмы распределения общественных благ среди населения страны. |
1. Жесткая критика свободного рынка, либеральных рыночных реформ, либерализации рынка, неоклассических и неолиберальных концепций функционирования общественного сектора. 2. Оценка альтернативных стратегий функционирования экономики государства, общественного сектора. 3. Общественный сектор отождествляется с государственным. 4. Повышение роли протекционистских мер со стороны государства. |
12. |
Жилина Е.А. теория нормативной экономики 90-ые гг. XX века и по настоящее время |
Общественный сектор – совокупность всех типов ресурсов, находящихся в распоряжении государства или под его контролем, включая государственные предприятия, учреждения, муниципальные службы, а также добровольно-общественные объединения. |
1. Государственный сектор в экономике должен быть ведущим, а доминирующей формой контроля – прямой контроль через государственную собственность. 2. Добровольно-общественные объединения занимают очень малую долю в общественном секторе. 3. Оценка доходов и расходов государства на основе концепций предоставления и распределения общественно значимых материальных благ и услуг в обществе на основе существующих потребностей. 4. Нормативная экономика может использовать методы позитивной экономики. Тем самым смешивая содержание терминов и нивелируя характеристики общественного сектора в позитивной экономике. |
Анализ категории общественный сектор
Проанализируем рассмотренные точки зрения, чтобы определить содержание понятия общественный сектор экономики.
Середина XX века – формализация термина общественный сектор.
По итогам рассмотрения основных концепций, которые на основе различных подходов обосновывали формирование и функционирование общественного сектора как особой категории, можно судить о том, что до середины XX века формально термин "общественный сектор" не был определен в рамках ни одной из рассмотренных концепций. В целом, это свидетельствует о неоднозначности данного термина, что вызвано многогранным характером его природы, а также спорным содержанием и структурой, на что опосредованно повлияла и концептуальная эволюция данного понятия.
Меркантилисты, строго говоря, не сформировали каких-либо конкретных подходов к общественному сектору экономики, не уделяя ему внимания как особой категории. Вместе с тем, ряд представителей данной школы указывали на существование в экономике определенных явлений, которые современные ученые относят к государственному общественному сектору.
Российский ученый Иван Тихонович Посошков, поддерживавший реформы и преобразования Петра I, являясь представителем меркантилизма, предлагал последовательные институциональные преобразования, когда рассматривал невещественные и вещественные богатства в привязке к необходимости развития русской промышленности. Фактически, представив ряд положений будущего институционализма, Посошков сформировал фундаментальные положения, которые характеризуют общественный сектор. Его синтез невещественных и вещественных богатств, формирующий общественный сектор, с позиций современной науки и сегодняшнего состояния российской промышленности представляется весьма актуальным.
Посошков акцентировал внимание на необходимости увеличения народного достояния, представляя его как общенациональный капитал, и предлагал строить заводы за государственный счет, передавая их потом в частные руки. Его идеи находят отражение в современной России, когда государственные корпорации способствуют развитию общенационального капитала, а государство реализует госпрограммы, направленные на всенародное обогащение и приращение общенационального капитала, формируя таким образом общественный сектор в том его понимании, которого придерживался Посошков. Следует также отметить, что взгляды Посошкова, изложенные в книге "О Скудости и богатстве", опередили свое время почти на три столетия, они являлись новаторскими не только в Российской Империи, но и во всем мире, что делает его одним из самых выдающихся экономистов за историю человечества.
Посошков впервые поднял вопросы и изучал явления, которые являются актуальными в современном обществе, затронув в том числе и фундаментальные аспекты функционирования общественного сектора экономики.
Дальнейшие направления исследований общественного сектора носили общеэкономический характер, ученые стремились их обосновать в контексте основных теорий экономических школ.
Вместе с тем, следует отметить, что если первоначально, предпринимались попытки определить сущность общественного сектора через конкретные критерии, то они имели несистемный характер, и следовали лишь из исследовательских устремлений экономистов в рамках комплексных теорий, которых они придерживались и развивали.
Концептуализация общественного сектора в привязке к финансам, общественным благам, рынку, что само по себе повлияло на становление экономики общественного сектора, не являлась самодостаточной. В результате, ряд ученых заложили фундаментальные аспекты для формирования современного понимания термина общественный сектор.
С позиций проведенного анализа наиболее объективными и целесообразными подходами представляются концепции нормативной и позитивной экономики, а также неокейнсианство.
Вместе с тем, на основе изученных концепций и определений общественного сектора, можно определить данное понятие следующим образом:
Общественный сектор экономики – это совокупность предприятий и иных образований, которые объединены с целью обеспечить организацию производства общественно значимых материальных благ и услуг для удовлетворения в них потребностей населения страны, которые функционируют под контролем государства.
В современных условиях для России представляется целесообразным использовать методы теории нормативной экономики с учетом возможного применения отдельных принципов теории позитивной экономики. При этом ключевыми направлениями должны выступать контроль качества производства и распределения общественных благ среди населения и контроль финансовых потоков.
Литература
- Посошков И.Т. Книга о скудости и богатстве. – М.: АН СССР, 1951.
- Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М.: Эксмо, 2007.
- Маркс К., Энгельс Ф.Ф. Собрание сочинений, т. 32. – М.: Госполитиздат, 1955.
- Кейнс Дж. М. Избранные произведения. – М.: Экономика, 1993.
- Линдаль Э. Исследования в области теории денег и капитала. – М.: Экономика, 1993.
- Коммонс Дж. Правовые основания капитализма. – М.: НИУ-ВШЭ, 2011.
- Масгрейв Р. Теория государственных финансов. – М.: Бизнес Атлас, 2009.
- Бьюкенен Дж., Таллок Г. Расчет согласия. Логические основания конституционной демократии. – М.: Таурус-Альфа, 1997.
- Экономика, организация и управление общественным сектором / под ред. Н.А. Восколович. – М.: Юнити-Дана, 2008.
- Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. – М.: Юрайт, 2015.
- Стиглиц Дж. Экономика государственного сектора. – М.: Инфра-М, 2007.
- Жилина Е.А. Развитие общественного сектора в современных условиях. – М.: Инфра-М, 2015.