Обучение лексике

Особенности обучения лексике русского языка в школе: цели, задачи, принципы.
Рубрика: Педагогика
Автор: Ирина Нестерова ✔ 14.06.2021

Нестерова И.А. Обучение лексике // Энциклопедия Нестеровых

Зачем в школьную программу внедрен курс лексики? Какие цели и задачи у обучения лексике русского языка в условиях школы? Ответим на эти вопросы в статье и рассмотрим виды лексических упражнений.


Цели и задачи обучения лексике русского языка

Лексика русского языка

Лексика русского языка изучается в школе в 5-6 классах. Обучение лексике обусловлено её значимости для коммуникации и широким спектром развивающих задач.

Обучение лексике дает системный подход в изучении лексических понятий, знакомит школьником со словом, как с лексической единицей, со значением слова и создает условия для целенаправленного обогащения словарного запаса, формирует коммуникативную компетенцию учащихся.

Обучение лексике в школе организовано со следующими целями:

  1. Дать школьникам общее понимание основ лексики русского языка;
  2. Научить школьников определять роль лексических единиц в речи;
  3. Открыть школьникам различные способы пополнения лексического запаса;
  4. Сформировать умение правильно использовать лексические единицы.

С опорой на цели формулируются задачи обучения лексике русского языка в условиях современной школы:

  • Необходимо познакомить учащихся со словом, как с лексической единицей;
  • Расширение словарного запаса учащихся;
  • Обучение школьников навыкам использования словарей, таких как словарь синонимов, антонимов и т.д.
  • Расширение знаний школьников о русском языке.

Для достижения целей и задач обучения лексике русского языка необходимо донести до учащихся минимум понятий и норм современного русского языка.

Понятия и нормы современного русского языка

Основные понятия лексикологии русского языка

1

Слово – основная единица русского языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова.

2

Синонимы. Антонимы. Омонимы.

3

Стилистически окрашенная лексика русского языка.

4

Заимствованная лексика и исконная лексика

5

Общеупотребимая лексика и лексика ограниченного употребления.

6

Фразеологизмы: значение и употребление.

7

Нормы русского литературного языка.

8

Выразительные средства языка.

9

Оценка своей и чужой речи с точки зрения использования той или иной лексики.

Основные аспекты лексикологии, изучаемые в школе

Обучение лексикологии русского языка в школе условно можно разделить на два этапа. Первый этап – основы лексикологии в пятом классе. Второй этап лексикология плюс фразеология в шестом классе. В 5 классе изучают основные понятия, связанные со значением слов, а в 6 классе рассматривают вопросы происхождения и употребления слова, а также основы фразеологии.

Основной единицей лексики является слово, которое представляет собой комплекс звуков или букв (на письме).

Слово предназначено для обозначения предметов, явлений, признаков, состояний и действий.

Основная функция слова – номинативная.

В школьной программе заложено изучение трех групп лексических понятий:

  1. Понятия, связанные с семантикой;
  2. Понятия, связанные с происхождением слова;
  3. Понятия, связанные с употреблением слова.

В пятом классе школьники узнают о том, что лексика- это система и слова могут взаимодействовать друг с другом. На основе этого изучают синонимы, антонимы и омонимы. Много внимания уделяется толкованию лексического значения слова.

В 6 классе к объяснениям основ лексикологии присоединяются ключевые аспекты фразеологии. У школьников формируют понимание фразеологических единиц и навыки по их использованию.

Много внимания уделяется формированию навыков по работе со словарями. Особенно с толковым словарем. Чаще всего на уроках используется "Толковый словарь" Даля и "Толковый словарь" С.И. Ожегова. В работе над упражнениями по лексике очень эффективны словари синонимов, антонимов, омонимов и т.д.

На уроках русского языка учитель должен обращать внимание на лексические ошибки в речи и на письме учащихся, корректировать их и устранять использование диалектизмов и жаргонизмов.

Для того, чтобы учащиеся успешно усвоили материал школьной программы по лексикологии русского языка педагоги используют различные виды упражнений, направленных на формирование лексических навыков и умений. Ниже представлен перечень ключевых умений.

Первым и основным умением является употребление слов в соответствии с их лексическими значениями.

Вторым умением является умение находить слова с переносным значением и определять их место в тексте.

Третье умение – подбор синонимов и антонимов к словам и их адекватное использование в речи.

Четвертым умением является нахождение и правильное использование слов с ограниченной сферой употребления в речи.

Пятым и очень важным умением можно назвать использование словарей.

Шестое умение – это нахождение в тексте выразительных средств и их интерпретация.

Большое значение имеет умение находить фразеологические единицы и отличать их от свободных сочетаний слов.

Восьмым умением является использование в речи фразеологизмов.

Принципы обучения лексике

Принципы обучения лексике

Виды лексических упражнений

В процессе обучения лексике русского языка педагог использует несколько видов упражнений. Очень часто учащиеся должны анализировать слово согласно утвержденной схеме. Это называется лексический анализ слова. Порядок лексического анализа представлен ниже.

Порядок лексического анализа

Пункты лексического анализа

1

Установить слово имеет одно значение или несколько.

2

Слово использовано в прямом или в переносном значении.

3

Обозначить лексическое значение слова в заданном контексте.

4

Указать слово общеупотребимое или нет.

5

Слово входит в активный или в пассивный словарь.

6

Слово является исконно русским или же оно заимствовано.

7

Имеются ли омонимы. К какому типу они относятсятся.

8

Имеются ли синонимы.

9

Имеет ли слово антонимы.

10

В каком функциональном стиле речи употребляется чаще всего исследуемое слово.

Упражнения в определении лексического значения слова направлены на работу с толковыми словарями, а также со словарями синонимов, антонимов. Данные упражнения предполагают выявление лексических значений однокоренных слов в тексте. Кроме того, они направлены на определение лексического значения фразеологических оборотов.

Упражнения в выявлении сферы употребления слова или фразеологического оборота. Они формируют культуру речи учащихся в области словоприменения. Данные упражнения способствуют выработке умений тщательно отбирать слова с точки зрения уместности их использования.

Работа над образно-выразительными возможностями слова направлена на выявление в тексте метафор, эпитетов, гипербол, сравнений и т.д.

Упражнения по культуре речи формируют у школьников умение выявлять в чужой речи лексические ошибки. Например, ошибки связанные с непониманием лексического значения слова.

Читайте также
Воспитание детей от первобытного общества до наших дней. Понятие и структура воспитания детей.
Содержание и пример план-конспект урока ИЗО.
Показатели физического развития, его оценка и значение для здоровья детей.
Психологические особенности детей дошкольного возраста с ДЦП и коррекционная работа в ДОУ
Методическая копилка каждого учителя это показатель его компетентности. Обмен опытом это основная цель методических объединений.