Цели и задачи обучения лексике русского языка
Лексика русского языка изучается в школе в 5-6 классах. Обучение лексике обусловлено её значимости для коммуникации и широким спектром развивающих задач.
Обучение лексике дает системный подход в изучении лексических понятий, знакомит школьником со словом, как с лексической единицей, со значением слова и создает условия для целенаправленного обогащения словарного запаса, формирует коммуникативную компетенцию учащихся.
Обучение лексике в школе организовано со следующими целями:
- Дать школьникам общее понимание основ лексики русского языка;
- Научить школьников определять роль лексических единиц в речи;
- Открыть школьникам различные способы пополнения лексического запаса;
- Сформировать умение правильно использовать лексические единицы.
С опорой на цели формулируются задачи обучения лексике русского языка в условиях современной школы:
- Необходимо познакомить учащихся со словом, как с лексической единицей;
- Расширение словарного запаса учащихся;
- Обучение школьников навыкам использования словарей, таких как словарь синонимов, антонимов и т.д.
- Расширение знаний школьников о русском языке.
Для достижения целей и задач обучения лексике русского языка необходимо донести до учащихся минимум понятий и норм современного русского языка.
№ |
Основные понятия лексикологии русского языка |
---|---|
1 |
Слово – основная единица русского языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. |
2 |
Синонимы. Антонимы. Омонимы. |
3 |
Стилистически окрашенная лексика русского языка. |
4 |
Заимствованная лексика и исконная лексика |
5 |
Общеупотребимая лексика и лексика ограниченного употребления. |
6 |
Фразеологизмы: значение и употребление. |
7 |
Нормы русского литературного языка. |
8 |
Выразительные средства языка. |
9 |
Оценка своей и чужой речи с точки зрения использования той или иной лексики. |
Основные аспекты лексикологии, изучаемые в школе
Обучение лексикологии русского языка в школе условно можно разделить на два этапа. Первый этап – основы лексикологии в пятом классе. Второй этап лексикология плюс фразеология в шестом классе. В 5 классе изучают основные понятия, связанные со значением слов, а в 6 классе рассматривают вопросы происхождения и употребления слова, а также основы фразеологии.
Основной единицей лексики является слово, которое представляет собой комплекс звуков или букв (на письме).
Слово предназначено для обозначения предметов, явлений, признаков, состояний и действий.
Основная функция слова – номинативная.
В школьной программе заложено изучение трех групп лексических понятий:
- Понятия, связанные с семантикой;
- Понятия, связанные с происхождением слова;
- Понятия, связанные с употреблением слова.
В пятом классе школьники узнают о том, что лексика- это система и слова могут взаимодействовать друг с другом. На основе этого изучают синонимы, антонимы и омонимы. Много внимания уделяется толкованию лексического значения слова.
В 6 классе к объяснениям основ лексикологии присоединяются ключевые аспекты фразеологии. У школьников формируют понимание фразеологических единиц и навыки по их использованию.
Много внимания уделяется формированию навыков по работе со словарями. Особенно с толковым словарем. Чаще всего на уроках используется "Толковый словарь" Даля и "Толковый словарь" С.И. Ожегова. В работе над упражнениями по лексике очень эффективны словари синонимов, антонимов, омонимов и т.д.
На уроках русского языка учитель должен обращать внимание на лексические ошибки в речи и на письме учащихся, корректировать их и устранять использование диалектизмов и жаргонизмов.
Для того, чтобы учащиеся успешно усвоили материал школьной программы по лексикологии русского языка педагоги используют различные виды упражнений, направленных на формирование лексических навыков и умений. Ниже представлен перечень ключевых умений.
Первым и основным умением является употребление слов в соответствии с их лексическими значениями.
Вторым умением является умение находить слова с переносным значением и определять их место в тексте.
Третье умение – подбор синонимов и антонимов к словам и их адекватное использование в речи.
Четвертым умением является нахождение и правильное использование слов с ограниченной сферой употребления в речи.
Пятым и очень важным умением можно назвать использование словарей.
Шестое умение – это нахождение в тексте выразительных средств и их интерпретация.
Большое значение имеет умение находить фразеологические единицы и отличать их от свободных сочетаний слов.
Восьмым умением является использование в речи фразеологизмов.
Принципы обучения лексике
Виды лексических упражнений
В процессе обучения лексике русского языка педагог использует несколько видов упражнений. Очень часто учащиеся должны анализировать слово согласно утвержденной схеме. Это называется лексический анализ слова. Порядок лексического анализа представлен ниже.
№ |
Пункты лексического анализа |
---|---|
1 |
Установить слово имеет одно значение или несколько. |
2 |
Слово использовано в прямом или в переносном значении. |
3 |
Обозначить лексическое значение слова в заданном контексте. |
4 |
Указать слово общеупотребимое или нет. |
5 |
Слово входит в активный или в пассивный словарь. |
6 |
Слово является исконно русским или же оно заимствовано. |
7 |
Имеются ли омонимы. К какому типу они относятсятся. |
8 |
Имеются ли синонимы. |
9 |
Имеет ли слово антонимы. |
10 |
В каком функциональном стиле речи употребляется чаще всего исследуемое слово. |
Упражнения в определении лексического значения слова направлены на работу с толковыми словарями, а также со словарями синонимов, антонимов. Данные упражнения предполагают выявление лексических значений однокоренных слов в тексте. Кроме того, они направлены на определение лексического значения фразеологических оборотов.
Упражнения в выявлении сферы употребления слова или фразеологического оборота. Они формируют культуру речи учащихся в области словоприменения. Данные упражнения способствуют выработке умений тщательно отбирать слова с точки зрения уместности их использования.
Работа над образно-выразительными возможностями слова направлена на выявление в тексте метафор, эпитетов, гипербол, сравнений и т.д.
Упражнения по культуре речи формируют у школьников умение выявлять в чужой речи лексические ошибки. Например, ошибки связанные с непониманием лексического значения слова.