Что представляет собой оценка эффективности мероприятий
Оценка эффективности мероприятий предложенных в рамках какого-либо проекта в общем виде рассматривается как их результативность. Следовательно, эффективность мероприятий оценивается соотношением между затратами различных ресурсов и получаемым при этом эффектом. Важным показателем оценки эффективности мероприятий, связанных с капитальными вложениями являются срок окупаемости и коэффициент эффективности.
Экономическая эффективность мероприятия - это его результативность. Т.е. относительный показатель соотношения затрат и полученной прибыли. Вместо прибыли может выступать и другой показатель, который является эффектом от предложенного мероприятия.
При оценке эффективности проектных мероприятий необходимо различать понятия "эффект" и "эффективность".
Под эффектом понимается производственный или социальный результат расходования экономических ресурсов, полученный в течение определенного периода. Он характеризуется различными стоимостными и натуральными показателями, оценивающими конечные или промежуточные результаты производства.
К таким показателям относятся:
- величина национального дохода;
- объем произведенной продукции;
- масса прибыли;
- экономия различных производственных ресурсов или общая экономия от снижения себестоимости.
Эффективность - представляет собой отношение эффекта к затратам. Повышение эффективности производства достигается в процессе его функционирования путем наилучшего использования живого и овеществленного труда, получения максимума продукции и услуг при минимуме затрат.
Оценка эффективности предложенных мероприятий должна показать повышение эффективности хозяйственной деятельности предприятия в результате предложенных мероприятий. Необходимо выразить эффективность через улучшение экономических показателей деятельности предприятия. К таким показателям относятся:
- уменьшение материально-энергетических затрат на каждую единицу производимой продукции и услуг;
- увеличение объема продукции и услуг, получаемых с каждой единицы оборудования;
- сокращение затрат живого труда путем повышения его производительности;
- повышение качества продукции и услуг, что равносильно увеличению их производства;
- совершенствование управления производством, обеспечивающее экономию затрат на эти цели.
Оценка эффективности мероприятий - представляет собой определение величины эффекта, приходящуюся на единицу осуществленных затрат. Эффективность определяется как отношение экономического эффекта к затратам и потребленным ресурсам.
Принципы оценки эффективности мероприятий
Оценка эффективности мероприятий в качестве первостепенного фактора может опираться на определение эффективности капитальных вложений. В связи с этим следует различать абсолютную, общую и сравнительную эффективность.
- Абсолютная эффективность характеризует общую величину отдачи, которая может быть начислена по каждому объекту капвложений в отдельности.
- Сравнительная эффективность характеризует экономические преимущества одного варианта по сравнению с другими и степень оптимальности выбранного варианта.
- Общая эффективность может выражена как результат нескольких мероприятий, каждое из которых направлено на отдельную сферу деятельности предприятия: персонал, производство, сбыт и т.д.
Кроме того, оценка эффективности мероприятий так или иначе может быть сведена к повышению производительности труда, если речь идет о каком-либо предприятии. Следовательно, уровень производительности труда также является критерием оценки эффективности мероприятий.
Как известно производство и реализация любого товара невозможна без затрат овеществленного и живого труда, поэтому для оценки эффективности мероприятий необходимы как единовременные, так и текущие затраты.
Текущие затраты начинают и заканчивают свое движение в каждом производственном цикле, постоянно возобновляются и образуют издержки производства (себестоимость продукции).
Единовременные затраты всегда выступают в форме примененных ресурсов, которые покупаются для пополнения основного и оборотного капитала и авансируются в виде капитальных вложений.
Варианты оценки эффективности мероприятий
Важным показателем оценки эффективности мероприятий, связанных с капитальными вложениями являются срок окупаемости и коэффициент эффективности.
Согласно типовой методике оценки эффективности мероприятий в отношении определения экономической эффективности капитальных вложений нормативный коэффициент установлен на уровне не ниже 0,12 (срок окупаемости не выше 8,3 года). Применительно к новой технике последняя типовая методика устанавливает нормативный коэффициент на уровне не ниже 0,15 (срок окупаемости не выше 6,7 года, что подтверждается практикой различных компаний).
Для отдельных мероприятий могут применяться показатели, выражающие отношение прироста прибыли к капитальным вложениям, вызывающим этот прирост, или отношение прибыли к производственным фондам. Наиболее полным и наглядным является показатель фондоотдачи. Он определяется как отношение годового объема реализации продукции и услуг к среднегодовой стоимости основных фондов.
Оценка эффективности мероприятий может также опираться на международные методы обоснования проектов. Можно использовать следующие показатели эффективности мероприятий в дилпоме:
- чистая текущая стоимость рассматривается как норма минимального дохода, подтверждающая целесообразность осуществления капвложений;
- рентабельность капитала - отношение чистой прибыли (за вычетом налогов) к собственному капиталу. В условиях рынка этот показатель более стабильный, чем рентабельность продукции;
- внутренний коэффициент эффективности представляет собой такое пороговое значение рентабельности капитала, при котором становится возможным равенство притоков и оттоков наличных средств, а сама чистая текущая стоимость превращается в нулевую величину. Проект мероприятий считается рентабельным, когда внутренний коэффициент эффективности не опускается ниже этой исходной нормы окупаемости вложений;
- максимальный денежный отток - это наиболее отрицательное значение чистой текущей стоимости, рассчитанной нарастающим итогом. Этот показатель отражает общую стоимость предлагаемых мероприятий с указанием источников финансирования затрат;
- точка (норма) безубыточности - это минимальный размер выпуска продукции, при котором достигается "нулевая прибыль", то есть равенство доходов от продаж и издержек производства. Дальнейшее увеличение объема продаж приводит к появлению прибыли. Точка безубыточности находится графическим и аналитическим способами.
Таким образом, оценка эффективности мероприятий может проводиться различными методами, каждый из которых может быть применим в рамках научного или прикладного исследования.
Расчет эффективности мероприятий
Рассмотрим на практическом примере, как рассчитать экономическую эффективность мероприятий.
Этап 1. Характеристика экономического содержания мероприятий
- срок реализации;
- сущность экономического эффекта;
- финансирование.
Пример формулировок:
Предложенные мероприятия являются среднесрочными, так как предполагают их реализацию в течение одного года, по итогам которого предприятие получит положительный эффект в виде увеличения производительности труда. Предложенные рекомендации будут реализованы без привлечения заемных средств, все затраты будут профинансированы за счет собственного капитала.
Этап 2. Организационно-экономическая оценка
- период реализации мероприятий;
- используемые человеческие ресурсы.
Пример формулировок:
Оценить реальную эффективность предложенных мер возможно только в начале года, следующего за периодом, в течение которого были реализованы мероприятия.
Внедрение мероприятий полностью осуществляется сотрудниками компании без привлечения сторонних организаций.
Этап 3. Расчет эффективности мероприятий
Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий производится с использованием следующих формул:
Экономическая эффективность = Результат / Затраты
Экономический эффект = Результат – затраты
Рассмотрим пример.
Допустим, внедрение мероприятия приведет к росту численности работников, которые и будут отвечать за реализацию разработанных мер. Тогда, в качестве затрат на мероприятие выступает заработная плата работников.
Рассчитаем затраты на мероприятие
1. Заработная плата – 90000 руб./мес.
2. Начисления на заработную плату в размере 34% – 30600 руб./мес.
3. Затраты на обслуживание – 225000 руб./мес.
4. Расходы на сервисные работы – 14472 руб./мес.
5. Накладные расходы, затраты на содержание административно-управленческого персонала – (23% от фонда заработной платы): (90000+30600)*23%=27738руб./мес.
Итого затрат на мероприятие:
90000 + 30600 + 225000 + 14472 + 27738 = 387810 руб./мес.
В год это составит 4653,72 тыс. руб.
Расчет экономического эффекта:
Допустим, в результате реализации мероприятия, производительность труда на предприятии вырастет на 3%.
В прошлом году производительность труда на предприятии составила 5086 тыс.руб./чел., следовательно, после реализации мероприятия прирост составит:
5086 * 3% = 152,58 тыс. руб. / чел.
Зная численность работников предприятия, 1197 человек, получим прирост выручки в результате внедрения мероприятия:
152,58 * 1197 = 182638,26 тыс. руб.
Рентабельность на предприятии равна 14,24%. Следовательно:
Следовательно, прирост чистой прибыли после внедрения мероприятия составит:
182638,26 * 14,24% = 26007,69 тыс. руб.
Экономическая эффективность = 26007,69 / 4653,72 = 5,59
Экономический эффект = 26007,69 – 4653,72 = 21353,97 тыс. руб.
Мероприятие является эффективным, если принесет положительный финансово-экономический эффект.
Например, на основе проведенных расчетов в рамках разработки самих мероприятий.
Либо на основе исследований, которые опубликованы в отраслевых изданиях.