Оценка стоимости предприятия

Предприятие как объект оценки стоимости. Цели, подходы и методы оценки стоимости предприятия.
Рубрика: Экономика
Автор: Андрей Нестеров ✔ 09.08.2018

Нестеров А.К. Оценка стоимости предприятия // Энциклопедия Нестеровых


Предприятие как объект оценки стоимости

Основной проблемой в данной области выступает тот факт, что определение стоимости предприятия необходимо не только для проведения сделок купли-продажи, но и для определения эффективности принятия управленческих решений, основным критерием выбора которых является увеличение стоимости предприятия. Управленческие решения в сфере производства, финансов, инвестиций и инноваций предопределяются результатами оценки стоимости предприятия.

Предприятие, выступая на рынке в качества субъекта хозяйствования, осуществляет хозяйственную деятельность, которая направлена на достижение его экономических интересов. Учитывая, в современных условиях система взаимоотношений между множеством субъектов, выражает их цели, экономические интересы, характер, формы организации и взаимодействия по поводу движения товаров и услуг, возникает необходимость определения стоимости каждого предприятия как обособленно хозяйствующего субъекта.

Согласно ст. 132 Гражданского кодекса РФ, предприятие – это "имущественный комплекс, используемый для предпринимательской деятельности". Данная трактовка отражает сущность предприятия, как особого объекта гражданских прав, из чего следует возможность его непосредственной оценки. Предприятие предполагает вложение в дело собственного или заемного капитала. Предприятия осуществляют экономическую деятельность, цель которой – извлечение прибыли.

Предприятие, являясь объектом оценки стоимости, должно оцениваться исходя из того, что оно является имущественным комплексом, в состав которого входит все, что может использоваться для ведения хозяйственной деятельности и извлечения прибыли.

Таким образом, для определения стоимости предприятия ключевым моментом является наличие двух составляющих элементов любого предприятия:

  1. Обособленный имущественный комплекс;
  2. Деятельность, приносящая определенный доход.
Под имущественным комплексом предприятия следует понимать материальные и нематериальные активы, а под доходной деятельностью предприятия – совокупность процессов, обеспечивающих непосредственное получение дохода.

Следовательно, оценка стоимости предприятия выступает основанием для выработки стратегии его развития. Определение стоимости предприятия требуется также при акционировании и реорганизации, вместе с тем являясь инструментом управления, на основе которого можно судить о повышении стоимости предприятия, что является показателем роста доходов его владельцев. В этой связи определение стоимости предприятия можно использовать и для оценки эффективности управления предприятием.

Особенности оценки стоимости предприятия

Стоимость предприятия отражает выполнение трех условий, которые показаны на рисунке.

Формирование стоимости предприятия

Условия существования стоимости предприятия

Спрос является условием, при выполнении которого сам факт продажи предприятия по определенной стоимости является возможным, в принципе.

Полезность и уникальность отражают специфику востребованности предприятия как производственно-экономического комплекса, что выражается в конкретном назначении самого предприятия и результатов его хозяйственной деятельности.

Возможность отчуждаемости представляет собой базовое условие, при наличии которого вообще возможна продажа предприятия, т.е. переход права собственности на предприятие.

В контексте оценки и определения стоимости предприятия следует отметить присущие ему особенности:

  • любые вложения в нематериальные и материальные активы предприятия производятся с целью получения финансово-экономической отдачи в будущих периодах, что выражается в определенном увеличении доходов предприятия и его собственников, как конечных бенефициаров осуществляемой экономической деятельности;
  • предприятие, являясь системным комплексом, может функционировать в виде модульной архитектуры, тогда каждый объект, входящий в нее, может оцениваться отдельно, формируя совокупную итоговую стоимость предприятия как обособленного имущественного и производственно-экономического комплекса;
  • потребность в определении стоимости предприятия зависит от экономических факторов и процессов, которые происходят как внутри предприятия, так и влияющих на него извне;
  • положение предприятия и определение его стоимости зависит от состояния экономики и общества, что обуславливает определенную степень участия государства в его деятельности, начиная с момента регистрации и заканчивая уплатой налогов и взносов;
  • финансово-убыточное предприятие может объективно оцениваться выше из-за восприятия его рынком или из-за востребованных на рынке товаров, которые это предприятие производит.

Цели оценки стоимости предприятия

В качестве основных целей оценки стоимости предприятия выступают следующие:

  1. Принятие обоснованных инвестиционных решений относительно будущего развития предприятия или продажи акций или долей участия в предприятии инвесторам;
  2. Определение эффективности текущей производственно-экономической деятельности предприятия и эффективности управления предприятием в целом;
  3. Реструктуризация, модернизация предприятия или диверсификация деятельности;
  4. Выполнение требований и норм действующего законодательства, если по нему предусматривается обязательный характер периодической оценки стоимости предприятия.

В зависимости от субъективной направленности оценки стоимости предприятия целевые установки формируются в зависимости от того, что представляет основной интерес для субъекта оценки.

Целевая направленность оценки и определения стоимости предприятия

Субъект оценки

Целевая направленность определения стоимости

Предприятие, как юридическое лицо

Обеспечение экономической безопасности производственной деятельности

Формирование стратегии развития предприятия

Выпуск акций

Оценка эффективности управления предприятием в целом

Собственник предприятия

Выбор будущего развития предприятия

Реструктуризация предприятия как объекта производственно-имущественного комплекса

Ликвидация или продажа предприятия

Кредитное учреждение

Проверка кредитоспособности заемщика и формирование финансовых прогнозов его будущего развития

Определение размера кредита, выдаваемого под залог имущества предприятия

Инвестор

Оценка инвестиционного потенциала

Оценка эффективности произведенных инвестиций

Государственные органы

Определение налоговой базы для различных видов налогов

Оценка для судебных целей

Можно сделать объективный вывод:

Результаты оценки стоимости предприятия влияют на многие стороны деятельности предприятия, что обусловлено многообразием целей и конечных задач определения стоимости предприятия.

Подходы к оценке стоимости предприятия

Три основных подхода к оценке стоимости предприятия:

  1. Доходный подход – основан на определении ожидаемых доходов от объекта оценки;
  2. Затратный подход – основан на определении затрат, необходимых для восстановления либо замещения объекта оценки с учетом его износа;
  3. Сравнительный подход – основан на сравнении объекта оценки с аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними.

Подходы к оценке стоимости предприятия

Подходы к оценке стоимости предприятия

При доходном подходе опираются на определение величины стоимости предприятия на основе генерируемого им дохода, т.е. чем выше доход, тем больше стоимость предприятия при прочих равных условиях. При этом также учитывается продолжительность периода получения возможного дохода, степень и вид рисков, воздействующих на производственно-экономическую деятельность предприятия.

Затратный подход основан на выявлении размера затрат, которые потребуется совершить, чтобы предприятие было восстановлено с учетом его износа.

Сравнительный подход дает наиболее точные результаты, если существует рынок аналогичных предприятий, на котором совершается достаточно большое количество сделок.

Доходный подход к оценке стоимости предприятия

Для определения стоимости действующего производственно-экономического предприятия наиболее приемлем доходный подход.

Доходный подход опирается на применение двух основных методов:

Методы доходного подхода к оценке стоимости предприятия

1. Метод капитализации доходов, согласно которому стоимость предприятия определяется по формуле:

Стоимость бизнеса = Чистый годовой доход / Коэффициент капитализации

2. Метод дисконтирования денежных потоков. При использовании метода дисконтирования денежных потоков стоимость предприятия определяется на основе прогноза потоков дохода от производственно-экономической деятельности предприятия и их дисконтирования в соответствии со ставкой дохода.

Если доходы предприятия подвержены колебаниям и существенно изменяются от года к году, то для определения стоимости предприятия выбирается метод дисконтирования денежных потоков, для чего производится прогнозирование денежных потоков в разные временные периоды. Ставка дисконтирования в этом случае определяется кумулятивным методом на учете безрисковой ставки дохода, к которой прибавляется определяемая экспертным путем премия за инвестирование в развитие предприятия. Это представляет собой доход, который ожидается в качестве компенсации за дополнительные риски при осуществлении дополнительных инвестиций в развитие предприятия по сравнению с традиционными безрисковыми инвестициями. Такой подход позволяет наиболее полно учесть все возможные виды рисков, которые связаны как с факторами общего характера, влияющими на национальную экономическую систему в целом и отрасль предприятия, так и те риски, которые связаны со спецификой деятельности непосредственно предприятия.

Затратный подход к оценке стоимости предприятия

Затратный подход основан на определении рыночной стоимости активов и текущей стоимости обязательств. В рамках данного подхода используются методы стоимости чистых активов и ликвидационной стоимости. Согласно методу стоимости чистых активов стоимость предприятия определяется на основе совокупной рыночной стоимости всех активов предприятия за вычетом имеющихся у него обязательств. Согласно методу ликвидационной стоимости стоимость предприятия определяется как суммарная стоимость всех активов предприятия за вычетом имеющихся у него обязательств с учетом затрат на его ликвидацию.

Затратный подход к определению стоимости предприятия оправданно применяется в следующих случаях:

  • оценка всего имущества предприятия;
  • оценка стоимости акций компании, владеющей значительными материальными активами;
  • оценка недавно созданных предприятий, когда отсутствует достаточный объем ретроспективных данных и нет возможности с достаточной степень достоверности спрогнозировать величину объемов будущей прибыли или денежных потоков;
  • нет рыночной информации о продаже аналогичных предприятий;
  • в случае ликвидации предприятия, когда оправдано применение метода ликвидационной стоимости.

Таким образом, затратный подход наиболее объективно позволяет определить стоимость молодых предприятий, предприятий со значительными материальными активами и предприятиями, находящимися в стадии ликвидации.

Сравнительный подход к оценке стоимости предприятия

Сравнительный подход предполагает определение стоимости на основе того, что вначале выбираются конкурирующие с оцениваемым бизнесом объекты и проводится соответствующая корректировка данных, при этом корректировка производится на основе принципа вклада. В этой связи сравнительный подход предполагает свою реализацию на основе трех методов определения стоимости предприятия:

Методы сравнительного подхода

  1. Метод рынка капитала – стоимость предприятия определяется на основе анализа рыночных цен акций аналогичных предприятий;
  2. Метод сделок – стоимость предприятия определяется на основе цен приобретения контрольных пакетов акций, принадлежащих аналогичным предприятиям конкурентам;
  3. Метод отраслевых коэффициентов – стоимость предприятия определяется ориентировочно и рассчитывается на основе отраслевой статистики.

Согласно практике сравнительного подхода к определению стоимости предприятия при использовании метода рынка капитала и метода сделок необходимо использование оценочных мультипликаторов, формируемых на базе общерыночных тенденций, отражающих средне-объективные факторы, что позволяет достаточно точно привести стоимость оцениваемого предприятия.

Сравнительный подход может предоставить точные результаты при оценке стоимости предприятия только в том случае, если существует достаточно большой рынок, на котором совершаются сделки с аналогичными предприятиями. Следует отметить, что для данного подхода под аналогичным предприятием понимается такой объект оценки, в качестве которого выступает схожее по ряду показателей производственно-экономическое предприятие.

Критерии определения сходства предприятий для сравнительного подхода следующие:

  • вид экономической деятельности;
  • тип производственно-экономической организации;
  • материальная база;
  • технический и технологический уровень развития предприятия;
  • используемые технологии в производстве;
  • ресурсный потенциал;
  • доля рынка.

Ключевым параметром применения сравнительного подхода выступает цена сравниваемых объектов, которая известна из сделки по купле-продажи акций, состоявшейся при сходных условиях. Однако точность такой оценки будет зависеть исключительно от качества собранных данных, в том числе и физических характеристик аналогичного объекта оценки, времени продажи, местоположения, а также конкретных условий продажи и финансирования такой сделки.


Вопросы и комментарии



Задать вопрос

Имя:

Email: (обязательно!)