Организация как открытая система

Цели, задачи, принципы и специфика организации как открытой системы. Основные характерные черты.
Рубрика: Менеджмент
Автор: Андрей Нестеров ✔ 03.12.2017

Нестеров А.К. Организация как открытая система // Энциклопедия Нестеровых


Цели и задачи организации

Организация является системным образованием, которое имеет определенные границы, функционирует на постоянной основе и преследует определенную цель.

Организация как открытая система существует обособленно от внешней среды и имеет свои границы, однако она подвержена влиянию извне и может трансформироваться в зависимости от внешних условий.

Основная характеристика организации как открытой системы – это наличие совокупности целей и задач, которые связаны между собой, миссии и стратегического видения. При этом цели, задачи, миссия и видение организации подчинено глобальной цели, ради которой данная организация была создана.

Каждая организация имеет систему целей, начиная от стратегической цели, заканчивая оперативными целями на каждую неделю. При этом все члены организации имеют определенные обязанности, исполняя которые, они должны способствовать достижению целей организации.

организация как открытая система

Члены организации для достижения и реализации поставленных целей и задач создают комплекс норм поведения, ценностей, установок и мотивов. В упрощенном виде, в организации существует один лидер (начальник, директор, руководитель), его заместители и рядовые исполнители, при этом все они следуют установленному комплексу норм в соответствии со своим организационным положением.

Являясь открытой системой, организация имеет механизмы формального и неформального координирования взаимодействия работников, что также является ее особой характеристикой.

Принципы организации как открытой системы

Организация как открытая система определяет способ распределения задач и ответственности (отчетности), формальные координирующие механизмы и модели взаимодействия работников и подразделений в процессе достижения организационных целей.

В соответствии с концепцией открытой системы организации присущи 3 принципа

принципы организации как открытой системы

3 принципа организации как открытой системы

  1. Комплексность – организация является открытой совокупностью элементов и системой взаимосвязей между ними.
  2. Формализация – в организации заранее разрабатываются правила и процедуры, которые регламентируют деятельность работников и внутриорганизационные отношения.
  3. Соотношение централизации и децентрализации – определяется уровнями, на которых разрабатываются, принимаются и реализуются управленческие решение. Соответственно, если все решения принимаются высшим руководством, то система управления в организации является полностью централизованной.

Следует отметить, что принцип соотношения централизации и децентрализации во многом определяет характер и тип организационной структуры предприятия.

Применительно к теории организации, система – это совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых звеньев, составленных организационную структуру в определенном порядке.

Организация является открытой системой в том случае, если она вступает во взаимодействие с внешней средой: приобретает сырье, материалы, производит и реализует продукцию, нанимает работников, заключает договора, работает с населением, потребителями, поставщиками и т.д.

Таким образом, как открытую систему можно охарактеризовать следующие типы организаций:

  • любая коммерческая организация;
  • большинство некоммерческих, благотворительных, кооперативных организаций;
  • товарищество собственников жилья и аналоги;
  • образовательные учреждения начального, среднего, высшего образования;
  • медицинские учреждения;
  • профсоюзы;
  • ассоциации;
  • иные типы организаций, не являющихся закрытыми.

Характеристики организации, являющейся открытой системой

В целом, если организация изначально не является закрытой для внешней среды, например, служба разведки, тайные общества, клубы по интересам и т.д., – такая организация является открытой системой.

черты организации как открытой системы

Специфические черты организации как открытой системы

Внутренняя среда оказывает больше влияния на организацию, чем внешние условия, во многом определяя эффективность и результативность ее деятельности.

Следует отметить и еще один подход:

Организация как открытая система – это совокупность индивидов, объединившихся для достижения определенной цели и взаимодействующих с другими субъектами.

В данном случае приоритет имеют следующие аспекты:

  • индивидуальные характеристики каждого человека, вступающего в организацию;
  • организационные факторы, которые влияют на каждого члена организации;
  • внешние связи организации, так или иначе влияющие на ее деятельность;
  • совокупность условий, определяющих мотивацию и удовлетворенность трудом членов организации.

Соответственно, организация как открытая система исследуется с позиций ее индивидуальных характеристик.


Вопросы и комментарии

#1 Ирина
4.06.2023 - 12:54

Подскажите пожалуйста, какие есть примеры таких принципов открытой системы в деятельности коммерческой организации, как делимость и адаптивность?
Андрей Нестеров
Делимость - это свойство системы, означает, что система состоит из некоего множества подсистем, объединенных по конкретному признаку и имеющих определенные цели и задачи.
Пример реализации принципа делимости - проектирование организационной структуры предприятия. По ссылке посмотрите подробнее, но в целом это деление организации на широкие блоки в соответствии с направлениями её деятельности, формирование административных и производственных подразделений, установление подчиненности и должностных обязанностей.

Адаптивность предполагает отражение изменений во внешней и внутренней среде организации. Организация приспосабливается к изменившимся условиям, меняя структуру управления, номенклатуру производимой продукции, сокращает или увеличивает объемы производства и т.д.
Пример реализации принципа адаптивности - перевод сотрудников на удаленную работу во время эпидемии коронавируса.



Задать вопрос

Имя:

Email: (обязательно!)