Понятие туристической деятельности
В современной науке о туризме понятие туристической деятельности трактуется в следующем ключе:
Организация туристической деятельности – это совокупность элементов и фактов в туризме, позволяющих предоставлять туристические и сопутствующие услуги.
Организация туристической деятельности немыслима без понимания что такое туристическая деятельность как таковая. Туристическая деятельность опирается на то, что с потребителями туристических услуг и непосредственно объектами туристической индустрии работают специализированные туристические агентства, которые выступают в роли посредников. Такими посредниками являются туристские организации, подразделяющиеся в соответствии с законодательством на туроператоров и турагентов.
Виды туристических организаций
Туроператор – это туристическая организация, занимающаяся оказанием комплексных туристских услуг в соответствии с потребностями туристов [1].
В рамках этого определения туроператор обеспечивает услуги по туристическому обслуживанию, состоящие из услуг по перевозке, услуг по размещению и других видов услуг, не связанных с перевозкой и размещением:
- услуги туристских информационных центров,
- рекламные услуги,
- услуги организаторов специализированных выставок, ярмарок,
- санаторно-курортные услуги,
- услуги индустрии развлечения и спорта,
- страховые услуги и т.д [2]
Туроператор обеспечивает туристам разнообразие выбора туристских услуг и одновременно упрощает заказ обслуживания в других городах и местностях, беря эти функции на себя.
В качестве посредников между субъектами туристской индустрии и потребителями туристских услуг туроператоры являются заказчиками для компаний – перевозчиков и субъектов туристской деятельности, исходя из этого, формируют пакеты туруслуг и продают их прямо или косвенно потребителям (туристам) с целью получения прибыли.
Туроператоры подразделяются по разным показателям.
Виды туроператоров
К функциям туроператора относятся:
1. изучение потребностей потенциальных туристов на туры и туристские программы;
2. составление перспективных программ обслуживания туров и апробация их на рынке с целью выявления соответствия потребностям туристов;
3. взаимодействие с поставщиками услуг на туры на договорной основе, в том числе с:
- гостиницами – по предоставлению туристам мест проживания;
- предприятиями питания – по предоставлению туристам питания;
- транспортными предприятиями, фирмами и компаниями – по предоставлению туристам транспортного обслуживания;
- экскурсионными фирмами, музеями, выставочными залами, парками и прочими заведениями – по предоставлению туристам экскурсионного обслуживания;
- фирмами, оказывающими различные бытовые услуги, – по поводу соответствующего обслуживания туристов;
- администрацией спортивных сооружений – по поводу возможности для туристов пользоваться спортивными сооружениями;
- менеджерами шоу, кино-, видео-, театральных предприятий – на предмет посещения туристами;
- дирекциями заповедников, заказников, садово-парковых, охотничьих и рыболовных хозяйств – с целью обеспечения туристам отдыха и обслуживания в таковой местности;
- местными муниципальными властями – на предмет паблик рилейшнз своего бизнеса, ориентированного на человека и окружающую его среду.
4 расчет стоимости тура, транстура и определение цены с учетом рыночной ситуации; установление тарифов и цен на свои услуги по комплектации туров разного состава, классности и др.;
5. обеспечение туристов, путешествующих по маршрутам туров, всеми необходимыми материалами рекламно-сувенирного характера, специальным снаряжением и инвентарем;
6. подготовка, подбор и назначение на маршруты кадров, выполняющих функции контакта с туристами, координации и контроля за выполнением программ обслуживания;
7. рекламно-информационная деятельность для продвижения своего туристского продукта к потребителям;
8. продвижение и реализация туров потребителям через систему турагентств;
9. контроль за надежностью и качеством обслуживания;
10. постоянная связь с туристами во время обслуживания, оперативное решение возникающих вопросов [3].
В отличие от фирм-туроператоров, турагенты имеют меньшие объемы деятельности и, согласно нормативно-правовым актам, "оказывают в первую очередь информационно-консультационные услуги, а также являются дополнительными посредниками в системе туристской индустрии, беря уже сформированные туры на реализацию у туроператоров. Для обеспечения таких отношений между турагентом и туроператором заключается соответствующий договор"[4].
Набор функций турагента зависит от соглашения с туроператорским предприятием. В некоторых случаях часть функций туроператора выполняется агентским предприятием.
Процесс взаимоотношений между туроператором и турагентом
Процесс взаимоотношений между туроператором и турагентом
При заключении договора между туристом и турагентом последний обязан предоставить туристу информацию о туроператоре и страховщике (кредитной организации) в целях обеспечения финансовой ответственности, в противном случае турагент отвечает как туроператор.
Основные различия по системе доходов и по принадлежности туристского продукта между туроператором и турагентом представлены в таблице ниже.
Различие |
Туроператор |
Турагент |
---|---|---|
По системе доходов |
Покупает некоторый туристский продукт. Его прибыль формируется из разницы между ценой покупки и ценой продажи. Очень часто туроператор приобретает отдельные услуги, из которых затем формирует комплексный туристский продукт со своим механизмом ценообразования |
Действует как розничный продавец, и его прибыль получается из комиссионных за продажу чужого туристского продукта. Турагент реализует туристский продукт (и отдельные услуги, например авиабилеты, номера в гостиницах) по реальным ценам туроператоров или производителей услуг |
По принадлежности туристского продукта |
Всегда имеет запас туристского продукта для продажи |
Запрашивает определенный продукт (услугу) только тогда, когда клиент выражает покупательский интерес |
Литература
- Богалдин-Малых В.В. Маркетинг и управление в сфере туризма и социально-культурного сервиса. – М.: Инфра-М, 2010.
- Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности: учебник. М.: Финансы и статистика, 2017.
- Косолапов А.Б. Технология и организация туроператорской и турагентской деятельности: учебное пособие/ А.Б. Косолапов. – М.:КРОНУС, 2008.
- Мотышина М.С. Менеджмент в социо-культурном сервисе и туризме: учеб. Пособие / под ред. Проф. М.С. Мотышиной. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.