Организация туристической деятельности

От того, как организована туристическая деятельность зависит её эффективность
Рубрика: Маркетинг
Автор: Андрей Нестеров ✔ 18.06.2018

Нестеров А.К. Организация туристической деятельности // Энциклопедия Нестеровых


Понятие туристической деятельности

В современной науке о туризме понятие туристической деятельности трактуется в следующем ключе:

Организация туристической деятельности – это совокупность элементов и фактов в туризме, позволяющих предоставлять туристические и сопутствующие услуги.

Организация туристической деятельности немыслима без понимания что такое туристическая деятельность как таковая. Туристическая деятельность опирается на то, что с потребителями туристических услуг и непосредственно объектами туристической индустрии работают специализированные туристические агентства, которые выступают в роли посредников. Такими посредниками являются туристские организации, подразделяющиеся в соответствии с законодательством на туроператоров и турагентов.

Виды туристических организаций

Виды туристических организаций

Туроператор – это туристическая организация, занимающаяся оказанием комплексных туристских услуг в соответствии с потребностями туристов [1].

В рамках этого определения туроператор обеспечивает услуги по туристическому обслуживанию, состоящие из услуг по перевозке, услуг по размещению и других видов услуг, не связанных с перевозкой и размещением:

  • услуги туристских информационных центров,
  • рекламные услуги,
  • услуги организаторов специализированных выставок, ярмарок,
  • санаторно-курортные услуги,
  • услуги индустрии развлечения и спорта,
  • страховые услуги и т.д [2]

Туроператор обеспечивает туристам разнообразие выбора туристских услуг и одновременно упрощает заказ обслуживания в других городах и местностях, беря эти функции на себя.

В качестве посредников между субъектами туристской индустрии и потребителями туристских услуг туроператоры являются заказчиками для компаний – перевозчиков и субъектов туристской деятельности, исходя из этого, формируют пакеты туруслуг и продают их прямо или косвенно потребителям (туристам) с целью получения прибыли.

Туроператоры подразделяются по разным показателям.

Виды туроператоров

Виды туроператоров

К функциям туроператора относятся:

1. изучение потребностей потенциальных туристов на туры и туристские программы;

2. составление перспективных программ обслуживания туров и апробация их на рынке с целью выявления соответствия потребностям туристов;

3. взаимодействие с поставщиками услуг на туры на договорной основе, в том числе с:

  • гостиницами – по предоставлению туристам мест проживания;
  • предприятиями питания – по предоставлению туристам питания;
  • транспортными предприятиями, фирмами и компаниями – по предоставлению туристам транспортного обслуживания;
  • экскурсионными фирмами, музеями, выставочными залами, парками и прочими заведениями – по предоставлению туристам экскурсионного обслуживания;
  • фирмами, оказывающими различные бытовые услуги, – по поводу соответствующего обслуживания туристов;
  • администрацией спортивных сооружений – по поводу возможности для туристов пользоваться спортивными сооружениями;
  • менеджерами шоу, кино-, видео-, театральных предприятий – на предмет посещения туристами;
  • дирекциями заповедников, заказников, садово-парковых, охотничьих и рыболовных хозяйств – с целью обеспечения туристам отдыха и обслуживания в таковой местности;
  • местными муниципальными властями – на предмет паблик рилейшнз своего бизнеса, ориентированного на человека и окружающую его среду.

4 расчет стоимости тура, транстура и определение цены с учетом рыночной ситуации; установление тарифов и цен на свои услуги по комплектации туров разного состава, классности и др.;

5. обеспечение туристов, путешествующих по маршрутам туров, всеми необходимыми материалами рекламно-сувенирного характера, специальным снаряжением и инвентарем;

6. подготовка, подбор и назначение на маршруты кадров, выполняющих функции контакта с туристами, координации и контроля за выполнением программ обслуживания;

7. рекламно-информационная деятельность для продвижения своего туристского продукта к потребителям;

8. продвижение и реализация туров потребителям через систему турагентств;

9. контроль за надежностью и качеством обслуживания;

10. постоянная связь с туристами во время обслуживания, оперативное решение возникающих вопросов [3].

В отличие от фирм-туроператоров, турагенты имеют меньшие объемы деятельности и, согласно нормативно-правовым актам, "оказывают в первую очередь информационно-консультационные услуги, а также являются дополнительными посредниками в системе туристской индустрии, беря уже сформированные туры на реализацию у туроператоров. Для обеспечения таких отношений между турагентом и туроператором заключается соответствующий договор"[4].

Набор функций турагента зависит от соглашения с туроператорским предприятием. В некоторых случаях часть функций туроператора выполняется агентским предприятием.

Процесс взаимоотношений между туроператором и турагентом

Взаимоотношение между турфирмой и туроператором

Процесс взаимоотношений между туроператором и турагентом

При заключении договора между туристом и турагентом последний обязан предоставить туристу информацию о туроператоре и страховщике (кредитной организации) в целях обеспечения финансовой ответственности, в противном случае турагент отвечает как туроператор.

Основные различия по системе доходов и по принадлежности туристского продукта между туроператором и турагентом представлены в таблице ниже.

Основные различия между туроператором и турагентом

Различие

Туроператор

Турагент

По системе доходов

Покупает некоторый туристский продукт. Его прибыль формируется из разницы между ценой покупки и ценой продажи. Очень часто туроператор приобретает отдельные услуги, из которых затем формирует комплексный туристский продукт со своим механизмом ценообразования

Действует как розничный продавец, и его прибыль получается из комиссионных за продажу чужого туристского продукта. Турагент реализует туристский продукт (и отдельные услуги, например авиабилеты, номера в гостиницах) по реальным ценам туроператоров или производителей услуг

По принадлежности туристского продукта

Всегда имеет запас туристского продукта для продажи

Запрашивает определенный продукт (услугу) только тогда, когда клиент выражает покупательский интерес

Литература

  1. Богалдин-Малых В.В. Маркетинг и управление в сфере туризма и социально-культурного сервиса. – М.: Инфра-М, 2010.
  2. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности: учебник. М.: Финансы и статистика, 2017.
  3. Косолапов А.Б. Технология и организация туроператорской и турагентской деятельности: учебное пособие/ А.Б. Косолапов. – М.:КРОНУС, 2008.
  4. Мотышина М.С. Менеджмент в социо-культурном сервисе и туризме: учеб. Пособие / под ред. Проф. М.С. Мотышиной. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.

Вопросы и комментарии



Задать вопрос

Имя:

Email: (обязательно!)