Принципы рынка

Основные принципы рынка и условия их реализации в рыночной экономике.
Рубрика: Экономика
Автор: Андрей Нестеров ✔ 27.09.2019

Нестеров А.К. Принципы рынка // Энциклопедия Нестеровых


Необходимые условия для реализации принципов рынка

Рыночная экономика может функционировать только в том случае, когда основные рыночные принципы реализуются объективно.

Принципы рынка

Чтобы основные принципы рынка вообще могли быть реализованы должны сформироваться необходимые условия:

  1. Возможность использования ресурсов – факторы производства включают землю, капитал, труд и предпринимательство. Производители должны иметь возможность использовать ресурсы общества, при этом они будут находится в определенной зависимости от социальной среды, в которой они функционируют.
  2. Общественное разделение труда и специализация отдельных видов производств – производители товаров, работ, услуг должны быть обособлены по видам деятельности на принципах дифференциации разнообразных форм и видов трудовой активности человека.
  3. Экономическая обособленность – производители должны осуществлять предпринимательскую деятельность самостоятельно на свой страх и риск на принципах самофинансирования и самоокупаемости. При этом товарный обмен и денежно-товарные отношения обеспечивают эквивалентность обмена товаров и ресурсов.
  4. Определение эффективности производства – общество должно иметь возможность определять необходимость и эффективность каждого вида производства, основным индикатором в данном аспекте выступает спрос на продукцию, услуги и работы.

Основные принципы рынка

В экономической теории сформировано множество подходов к определению основных принципов рынка. Экономисты группируют их в зависимости от степени охвата рыночных условий.

Существуют и объемные перечни из 15-20 наименований. Иногда в таких перечнях можно встретить и несуразные условия, и фантазии исследователей о некой идеальной рыночной экономике, в которой главную ценность представляет человек и его интересы. Забегая вперед, это полный бред: главная ценность в рыночной экономике – это прибыль, а если для ее максимизации нужно удовлетворять потребности людей, тем хуже для них. Для людей то есть.

Объективно, следует придерживаться разделения на основные и достаточные принципы рынка.

Основные принципы рынка

Основные принципы рынка:

  1. Свобода выбора – экономические агенты руководствуются собственными соображениями при использовании имеющихся ресурсов, денежных средств и осуществлении трудовой деятельности. Производители производят продукцию из имеющихся ресурсов по своему усмотрению. Потребители тратят свои доходы на собственные нужды. Работники выбирают место и вид труда по собственному желанию.
  2. Свобода предпринимательства – возможность распоряжаться ресурсами производств, включая собственный талант и организаторские способности, в целях извлечения прибыли. При этом ради получения прибыли предприниматель должен удовлетворить общественные потребности, что в перспективе ведет к росту благосостояния общества.
  3. Многообразие форм собственности на средства производства – в развитой рыночной экономике имеют место, как минимум, три формы собственности: частная, государственная, смешанная.
  4. Максимизация прибыли – данный принцип рынка является критерием эффективного применения ограниченных ресурсов. Это и стимул для предпринимателей, и регулятор уровня затрат по отношению к целевому результату (производимой продукции).
  5. Конкуренция и рыночное ценообразование – соперничество за достижение преимуществ в какой-либо сфере является основным фактором для развития и роста производителей. При этом цены на продукцию формируются механизмом спроса и предложения.
  6. Экономическое пространство – свобода перемещения капитала, товаров и услуг в определенных рамках, в пределах которых существует экономическая система. Подразумевается, что на определенной территории действует единая система законов, регулирующих предпринимательскую деятельность.
  7. Личный интерес – все экономические агенты делают то, что в их интересах. Предприниматели максимизируют прибыль, владелец ресурсов продает их по наиболее высокой возможной цене, работники стремятся увеличить свою заработную плату, потребители стараются получить товар по наиболее выгодной цене.
  8. Договорные отношения между экономическими агентами – данный принцип регулирует основной механизм рынка, товарный обмен, который позволяет выявить и сопоставить затраты труда на производство того или иного продукта, оценить его количество, качество, признать эти затраты полезными и взаимовыгодными. Смысл договорных отношений между экономическими агентами сформулировал А.Смит: "Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что необходимо тебе".

Эти принципы свойственны любой более-менее развитой системе, в которой сложились все основные рыночные институты, при этом уровень развития последних значения не имеет.

Достаточные принципы рынка – это основные принципы, без которых невозможно функционирование экономической системы.

К достаточным относятся следующие основные принципы рынка:

  • Свобода предпринимательства
  • Многообразие форм собственности на средства производства
  • Конкуренция
  • Экономическое пространство

Если в полной мере реализуются только эти основные принципы рынка, то можно говорить о том, что рыночная система функционирует, но с определенными ограничениями, на практике это свойственно странам с переходным типом рыночной экономики.


Вопросы и комментарии



Задать вопрос

Имя:

Email: (обязательно!)