Необходимые условия для реализации принципов рынка
Рыночная экономика может функционировать только в том случае, когда основные рыночные принципы реализуются объективно.
Чтобы основные принципы рынка вообще могли быть реализованы должны сформироваться необходимые условия:
- Возможность использования ресурсов – факторы производства включают землю, капитал, труд и предпринимательство. Производители должны иметь возможность использовать ресурсы общества, при этом они будут находится в определенной зависимости от социальной среды, в которой они функционируют.
- Общественное разделение труда и специализация отдельных видов производств – производители товаров, работ, услуг должны быть обособлены по видам деятельности на принципах дифференциации разнообразных форм и видов трудовой активности человека.
- Экономическая обособленность – производители должны осуществлять предпринимательскую деятельность самостоятельно на свой страх и риск на принципах самофинансирования и самоокупаемости. При этом товарный обмен и денежно-товарные отношения обеспечивают эквивалентность обмена товаров и ресурсов.
- Определение эффективности производства – общество должно иметь возможность определять необходимость и эффективность каждого вида производства, основным индикатором в данном аспекте выступает спрос на продукцию, услуги и работы.
Основные принципы рынка
В экономической теории сформировано множество подходов к определению основных принципов рынка. Экономисты группируют их в зависимости от степени охвата рыночных условий.
Существуют и объемные перечни из 15-20 наименований. Иногда в таких перечнях можно встретить и несуразные условия, и фантазии исследователей о некой идеальной рыночной экономике, в которой главную ценность представляет человек и его интересы. Забегая вперед, это полный бред: главная ценность в рыночной экономике – это прибыль, а если для ее максимизации нужно удовлетворять потребности людей, тем хуже для них. Для людей то есть.
Объективно, следует придерживаться разделения на основные и достаточные принципы рынка.
Основные принципы рынка:
- Свобода выбора – экономические агенты руководствуются собственными соображениями при использовании имеющихся ресурсов, денежных средств и осуществлении трудовой деятельности. Производители производят продукцию из имеющихся ресурсов по своему усмотрению. Потребители тратят свои доходы на собственные нужды. Работники выбирают место и вид труда по собственному желанию.
- Свобода предпринимательства – возможность распоряжаться ресурсами производств, включая собственный талант и организаторские способности, в целях извлечения прибыли. При этом ради получения прибыли предприниматель должен удовлетворить общественные потребности, что в перспективе ведет к росту благосостояния общества.
- Многообразие форм собственности на средства производства – в развитой рыночной экономике имеют место, как минимум, три формы собственности: частная, государственная, смешанная.
- Максимизация прибыли – данный принцип рынка является критерием эффективного применения ограниченных ресурсов. Это и стимул для предпринимателей, и регулятор уровня затрат по отношению к целевому результату (производимой продукции).
- Конкуренция и рыночное ценообразование – соперничество за достижение преимуществ в какой-либо сфере является основным фактором для развития и роста производителей. При этом цены на продукцию формируются механизмом спроса и предложения.
- Экономическое пространство – свобода перемещения капитала, товаров и услуг в определенных рамках, в пределах которых существует экономическая система. Подразумевается, что на определенной территории действует единая система законов, регулирующих предпринимательскую деятельность.
- Личный интерес – все экономические агенты делают то, что в их интересах. Предприниматели максимизируют прибыль, владелец ресурсов продает их по наиболее высокой возможной цене, работники стремятся увеличить свою заработную плату, потребители стараются получить товар по наиболее выгодной цене.
- Договорные отношения между экономическими агентами – данный принцип регулирует основной механизм рынка, товарный обмен, который позволяет выявить и сопоставить затраты труда на производство того или иного продукта, оценить его количество, качество, признать эти затраты полезными и взаимовыгодными. Смысл договорных отношений между экономическими агентами сформулировал А.Смит: "Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что необходимо тебе".
Эти принципы свойственны любой более-менее развитой системе, в которой сложились все основные рыночные институты, при этом уровень развития последних значения не имеет.
Достаточные принципы рынка – это основные принципы, без которых невозможно функционирование экономической системы.
К достаточным относятся следующие основные принципы рынка:
- Свобода предпринимательства
- Многообразие форм собственности на средства производства
- Конкуренция
- Экономическое пространство
Если в полной мере реализуются только эти основные принципы рынка, то можно говорить о том, что рыночная система функционирует, но с определенными ограничениями, на практике это свойственно странам с переходным типом рыночной экономики.