Сергей Есенин – великий русский поэт, человек с большой буквы и страдающий гений. Поэт безгранично любил родную землю и русский народ. Его стихи – это одна длинная ода Родине и русской деревне.
.Природа в творчестве Есенина
Творчество Сергея Есенина открывает необыкновенный чувственный мир природы, любви и остроту страданий души, которая мечется от собственных слабостей к необыкновенной силе чувств. Творчество поэта во многом автобиографично. В нем нашли отражения и переживания за судьбу страны в непростые для неё времена, и тоска по прошлому, и боль за народ, страдающий от сильных перемен. На всех этапах творчества Есенин много писал о природе и деревенской жизни.
Каждую особенность творчества Сергея Есенина следует рассмотреть подробно, выделив художественное своеобразие его поэзии. Начать следует с особого места деревенской жизни и природы. Не зря его считали представителем новокрестьянской поэзии и лирики. Позднее творчество Сергея Есенина относится к имажинизму.
В лирике поэта природа являет собой средоточие красоты. В его стихах она увидена как бы впервые, свежим детским взглядом.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.[1]
Природа у Есенина наделена такой красотой, что при чтении его стихов замирает дыхание. Восхитительные эпитеты, метафоры и сравнения создают картину от которой не хочется отрываться.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.[1]
Есенин широко использует в лирике о природе олицетворения. Так, в уже упомянутом стихотворении "Береза", заря наделена человеческими чертами она "обходит" и "осыпает", а сама береза "принакрылась". Каждая строка в стихах поэта насыщена художественными средствами, но, при этом, совершенно не перегружена ими. Так в стихотворении "Вечер черные брови насопил..." само название содержит в себе олицетворение и метафору. В стихотворении "Отговорила роща золотая" роща – живое существо. Она дышит, говорит.
Природа и человек у Есенина тесно связаны. Не природа сопоставима с человеком, а человек – это часть природы, живой, одухотворенной. Природные явления часто имеют деревенский, крестьянский облик, уподоблены предметом деревенского быта и животными. У Есенина природа будто участвует в богослужении, где звезды или березы, свечки, рощи "кадят росою" и т.д.
Важной особенностью лирики Сергея Есенина является человек. У Есенина часто встречается описание деревенских гуляний, праздников. Изображение нищих, калек, рекрутов иногда вносит грустные ноты, не омрачающие общей картины. Во многих стихах поэта отчетливо проступает его "Я". Образ поэта в лирике отражение основных черт самого Есенина, его ангелов и демонов. Отдельно следует выделить стихотворение "Поэт". Оно является отражением всей глубины патриотизма Есенина.
Он все сделает свободно,
Что другие не могли.
Он поэт, поэт народный,
Он поэт родной земли! [1]
Основные образы в творчестве Есенина
Есенин как патриот проявляет себя еще в ранней лирике. В качестве примера можно привести стих "Гой, ты Русь, моя родная!"
Если крикнет рать святая:
"Кинь ты Русь, живи в раю!"
Я скажу: "Не надо рая,
Дайте родину мою".[1]
Это произведение отражение молодости, наивности и юношеской увлеченности Родиной, которая пока ограничена у поэта родным краем, а именно селом Константиново, где он родился. "Рязанские поля была моя страна", – вспоминал он впоследствии. Восприятие Родины в качестве социальной и политической среды появится поэта позднее. Есенин влюблен в крестьянскую жизнь. Для него она единственная истина в полной гармонии с природой. Однако после Октябрьской Революции тон патриотичных стихов изменился. Есенин по-прежнему патриот своей страны, но к юношеской восторженности прибавилась горечь и переживание за русский народ. Поэт сильно переживал изменения в укладе села. Он боялся, что деревня лишится своей идентичности.
А за ним
По большой траве,
Как на празднике отчаянных гонок,
Тонкие ноги закидывая к голове,
Скачет красногривый жеребёнок?
Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница? [1]
Особенностью творчества Есенина можно смело назвать наличие в ряде стихов лирического героя. У Есенина лирический герой – это странник, путник, человек ищущий, духовный. Лирический герой Есенина в гармонии с людьми и миром, ощущает душевное равновесие. Есенин "очеловечивает" все предметы вокруг лирического героя. Такой прием в литературе получил название "антропоморфи́зм". В поздней лирике Есенина антропоморфизм становится всё более явным.
Метель теперь
Хоть чертом вой,
Стучись утопленником голым, –
Я с отрезвевшей головой
Товарищ бодрым и веселым. [1]
Сергей Есенин очень любил животных. Им посвящено много стихов. Все они трогательные и, по большей части, печальные. У Есенина животные – это часть природы, живой, разумной. Огромная любовь и сострадание к братьям нашим меньшим пронизывает творчество поэта. Всеем знакомы стихотворения "Песнь о собаке" и "Табун".
В холмах зеленых табуны коней
Сдувают ноздрями златой налет со дней.
С бугра высокого в синеющий залив
Упала смоль качающихся грив.
Дрожит их головы над тихою водой,
И ловит месяц их серебряной уздой.
Храпя в испуге на свою же тень
Зазастить гривами они ждут новый день.[1]
Через всю лирику Сергея Есенина проходит любовь к женщине. Будь то мать или любимая. Женщина в стихах Есенина похожа на природу. Она чувственна, прекрасна, но сурова. Из стихов поэта очевидно, что женщина и природа не разделимы в его восприятии. Так женскими чертами наделены, береза, заря, весна и метель. Стихотворение Сергея Есенина "Письмо к женщине" похоже на исповедь. В нем переплетается восхищение женщиной, её усталость. Поэт презирает себя за свои характер, за свои пороки и за боль, которую он принес любимой.
Образ матери у поэта отличается от образа любимой женщины. Все знают его стихотворение "Письмо матери". Оно стало вероятно самым сильным выражением любви к маме во всей русской поэзии. С самых первых строк чувствуется нежность и печаль поэта.
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет [1].
Использование цветов для выражения эмоций и создания определенной атмосферы в стихах характерно для всех периодов творчеств Сергея Есенина. Именно через контрастные цвета – белый и черный – Есенин однажды ярко выразил раздумье о своей жизни. Это было в период "Москвы кабацкой", когда он болезненно ощущал противоречия между той средой, в которой оказался, и поэтическим вдохновением, продиктованным романтикой чувств [2]. Ранняя лирика Есенина наполнена нежными цветами: голубой, золотой, бирюзовый. Чем дальше тем темнее мир поэта. Цвета становятся более темными. Последние стихи поэта мрачные и угрюмые. Чувствуется усталость и обреченность.
Литература
- Сергей Есенин. Полное собрание лирики в 1 томе – М.: ЭКСМО, 2017
- Русские писатели XX века от Бунина до Шукшина / Под редакцией Н.Н. Беляковой и М.М. Глушковой. – М.: Флинта, 2012