Требования к отчету по педагогической практике
Отчет по педагогической практике пишется студентом в обязательном порядке и регламентируется требованиями к высшему педагогическому образованию. Кроме общевузовских требований студент должен соблюдать систему требований колледжа или высшего учебного заведения, в котором он получает образование.
Отчет по педагогической практике – это самостоятельная работа, направленная на становлении студента как педагога, включающая в себя анализ практической деятельности в период прохождения практики с опорой на три составляющие: предметную, методическую и психолого-педагогическую.
Отчет по педагогической практике требует от студента кропотливой работы и усидчивости. В процессе прохождения практики в ДОУ, в средней школе или ином образовательном учреждении рекомендуется методично следовать советам руководителя и тщательно готовиться к каждому дню практики. По итогам практики с опорой на собранную в процессе прохождения информации и пишется отчет.
Как уже было упомянуто ранее, педагогическая практика является обязательной составной частью профессиональной подготовки к педагогической деятельности.
В соответствии с нормами современного педагогического образования в каждом ВУЗе существуют определенные требования к отчету по педагогической практике
Одним из ключевых требований является соответствие отчета целям и задачам педагогической практики. Общими целями для любой педагогической практики являются:
- знакомство студентов с содержанием и организацией научно-методической работы образовательного учреждения;
- наблюдение и участие студентов в педагогической деятельности;
- формирование профессионально-педагогических, методических и специальных умений на основе систематизации теоретических знаний и их интеграции в процессе осуществления самостоятельной педагогической деятельности;
- написание отчета по педагогической практике.
Общими задачами педагогической практики студента образовательном учреждении любой направленности обусловлены целями и формулируются следующим образом:
- воспитание профессионально значимых качеств личности педагога, потребности в педагогическом самообразовании и самосовершенствовании;
- формирование и развитие профессиональных умений и навыков;
- формирование организационных навыков работы с детьми;
- развитие навыков исследовательского и творческого подходов к педагогической деятельности;
- закрепление и обогащение общекультурных, психолого-педагогических и специальных знаний в процессе использования их для анализа конкретных ситуаций, обнаружения в них и решения конкретных педагогических задач.
Кроме вышеуказанных требований студент обязан:
- вовремя приходить на практику;
- своевременно выполнять указания руководителя практики;
- составлять конспекты уроков и внеклассных занятий;
- соблюдать требования ФГОС в процессе подготовки и проведения уроков;
- вовремя составить отчет по педагогической практике в соответствии с требованиями ВУЗа или колледжа.
Трудности написания отчета по педагогической практике
Написание отчета по педагогической практике имеет ряд серьезных трудностей. Огромное внимание уделяется составлению план-конспектов занятий и их самоанализу. Отдельное внимание уделяется тому, как студент оформил отчет.
Трудности написания отчета по педагогической практике можно успешно преодолеть если внимательно слушать советы и рекомендации руководителя практики, знать типы уроков в соответствии со ФГОС нового поколения, ориентироваться методах и преподавания предмета.
Отдельное внимание рекомендуется уделить описанию и самоанализу открытого урока, который проводится студентом самостоятельно.
Открытый урок – специально подготовленная форма организации методической работы, в то же время на таком уроке протекает реальный учебный процесс. На открытом уроке студент демонстрирует своинавыки и умения, а также показывает позитивный или инновационный опыт, реализацию методической идеи, применение методического приема, метода обучения.
Отличие открытого урока от обычного состоит в том, что открытый урок имеет методическую цель.
Методическая цель открытого урока – это цель, в которой отражается то, что преподаватель хочет показать посещающим данное занятие.
Цель открытого урока студента-практиканта представляет собой заранее запрограммированный результат, который должен быть достигнут практикантом и учащимися в конце данного занятия.
Основными критериями для оценки эффективности открытого урока можно назвать следующее:
- качество освоения профессиональными и общими компетенциями;
- уровень знаний и умений, приобретенных обучающимися под руководством преподавателя.
Недопустима "репетиция" открытого урока с одним и тем же классом. Студенту запрещено предварительно готовить класс к открытому уроку с целью повышение оценки со стороны руководителей практики. Рекомендуется сообщить классу о проведении открытого урока самое меньшее, накануне. Это подготовит учащихся к ситуации, когда на уроке будут сидеть посетители.
План конспект открытого урока в обязательном порядке должен присутствовать в отчете по педагогической практике. К нему должен прилагаться самоанализ урока.
Cамоанализ урока представляет собой инструмент самосовершенствования педагога, формирования и развития его профессиональных качеств.
Составление самоанализа урока – это очень сложный процесс, как для студента-практиканта, так и для опытного педагога.
Дневник к отчету по педагогической практике
Отчет по педагогической практике не может быть зачтен без дневника, в котором зафиксирована ежедневная деятельность студента на практике. Дневник заполняется лично студентом. Рекомендуется ежедневное заполнение. Иногда допускается заполнение дневника за периоды (3-5 дней).
Стандартная форма для дневника к отчету по педагогической практике представлена ниже.
Дата |
Содержание выполненной работы |
Отметка о выполнении руководителя от принимающей образовательного учреждения |
---|---|---|
12.01 |
Описание того, что было сделано |
Подпись |
13.01 |
Характеристика ежедневной деятельности |
|
14.01-16.01 |
Описание работы на практике, выполняемой несколько дней |
|
И т.д. |
Иногда, кроме дневника, к отчету по педагогической практике необходимо предоставить заполненный календарный план. К числу необходимой документации к отчету относят также отзыв и рецензию.
По результатам прохождения педагогической практики студенты проходят итоговую аттестацию. Чаще всего аттестация проходит в форме дифференцированного зачета. Обычно, защита педагогической практики проводится перед комиссией, состоящей из нескольких человек.