Открытый урок по геометрии

Понятие и требования ФГОС к открытому уроку. Особенности открытого урока геометрии в дидактике. Пример конспекта открытого урока геометрии с презентацией на тему «Четырёхугольник. Повторение».
Рубрика: Педагогика
Автор: Ирина Нестерова ✔ 02.11.2018

Нестерова И.А. Открытый урок по геометрии // Энциклопедия Нестеровых


Понятие открытого урока

Открытый урок по геометрии

Открытый урок является одним из важнейших методических мероприятий в условиях школы. Основным отличием открытого урока от обычно является, то, что учебный процесс продуман до мелочей. Открытый урок – театр, а обычный урок – реальность. В современной методической литературе под открытым уроком понимается следующее:

Открытый урок – это учебное занятие, на котором присутствуют гости или эксперты с целью оценки уровня знания учащихся и компетентности педагога.

Открытый урок геометрии проводится с целью:

  • демонстрации навыков педагога;
  • демонстрации его умения работать с классом и отдельными детьми;
  • оценка уровня владения предметом педагога;
  • оценка уровня владения предметом у учащихся.

Особенность открытого урока геометрии состоит в том, что он требует больших педагогических и психологических усилий от учителя. Открытые уроки выступают в виде дополнительной нагрузки и ложатся тяжелой ношей на плечи любого педагога, независимо от стажа.

Открытый урок геометрии может быть проведен с целью демонстрации уникальных методик, разработанных конкретным педагогом по определенному предмету. Помимо этого, учителя обязаны проводить открытые уроки в процессе аттестации или повышения квалификации.

Открытый урок геометрии может проводиться как в форме традиционного, так и нетрадиционного урока. Форма проведения обычно выбирается учителем самостоятельно.

Требования к открытому уроку

ФГОС не мог пройти мимо регламентации проведения открытого урока. В нем закреплены ключевые положения, которые необходимо знать каждому педагогу, приступившему к подготовке открытого урока. Ниже представлены основные требования к открытому уроку.

  • Открытый урок готовит педагог с высоким уровнем научно-методической подготовки, владеющий инновационным опытом.
  • Открытый урок проводится по тем темам, которые актуальны в современных условиях.
  • Открытый урок должен быть инновационным. Новизна обязательна для открытого урока. Она может относиться к содержанию учебного материала или методикам его изучения.
  • Открытый урок призван продемонстрировать наличие методической проблемы и пути их решения конкретным учителям в условиях определенного класса. Это показатель реализации системного подхода к организации методической работы.
  • Открытый урок должен проводится в четком соблюдении норм педагогической деятельности и следовании всем требованиям к учебно-воспитательному процессу. Условия проведения открытого урока не должны отличаться от обычных. Создание нетипичных для обычного урока условий ставит под сомнение компетентность педагога и эффективность предложенных им инновационных методов.
  • Открытый урок не должен наносить вред системе знаний, умений и навыков учащихся. Он должен быть отражением реального уровня знаний учащихся.
  • Открытый урок разрабатывается в полном соответствии с учебным планом и требованиями образовательной программы.
  • Открытый урок не должен быть отрепетирован заранее с классом. Подобные действия свидетельствуют о низком уровне компетентности педагога и его неуверенности в собственных методах.
  • Открытые уроки проводятся в соответствии с планом методической работы школы и методических объединений. Учителя должны располагать достаточным временем для его подготовки.
  • Нельзя проводить в одном классе в один день несколько открытых уроков.

Пример конспекта открытого урока геометрии с презентацией

Ниже представлен план-конспект открытого урока по геометрии. Урок проводился в 8 классе общеобразовательной школы. К уроку приложена презентация. Цели и задачи открытого урока не отличаются от стандартных по данной теме.

Тема урока: Четырёхугольник. Повторение

Цель урока: Систематизация знаний по теме "Четырехугольники".

Задачи урока:

1. обучающие:

  • систематизация знаний по теме "Четырехугольники";
  • закрепление навыков решения задач по данной теме;
  • определить сферы практического использования знаний.

2. развивающие:

  • развивать мыслительные операции;
  • развивать пространственное мышление;
  • развивать логическое мышление.

3. воспитывающие:

  • развивать чувство коллективизма,
  • прививать интерес к предмету.

Методы обучения:

  • словесные,
  • практические,
  • наглядные,
  • игровой метод

Оборудование: доска, мел, проектор, компьютер, экран, раздаточный материал.

Время на выполнение: 45минут

Умк: Геометрия 7-9, Атанасян Л.С.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка знаний теоретического материала
  3. Игра "Нади четырех угольники"
  4. Работа у доски.
  5. Самостоятельная работа
  6. Итог урока
  7. Домашняя работа
Ход урока

Этапы урока

Содержание

Краткое обоснование

Организацион-

ный момент

(5 мин.)

1.                  Отметить присутствующих и отсутствующих на уроке

2.                  Определение темы и цели урока

В течении нескольких предыдущих уроков мы изучали тему "Четырехугольник" Сегодня у нас урок, на котором мы повторим изученное и закрепим Ваши знания.

Исходя из этого, какая возможна цель урока?

Ответ:

Класс хором: Закрепление знаний и умений по теме "Четырехугольник".

3. Собрать тетради с домашним заданием

(слайд 2)

Вовлечение в тему, осознанный выбор цели

Проверка знаний теоретического материала

12 мин.

Ребята дайте вместе хором вспомним, что такое четырехугольник.:

Все хором:

Четырехугольником называется фигура, которая состоит из четырех точек, не лежащих на одной прямой, и четырех отрезков последовательно соединяющих их отрезков.

(слайд 3)

Раздать каждому карточки с таблицей.

Обобщение знаний о четырехугольниках: заполни таблицу – при наличии данного свойства у фигуры поставьте (да), при отсутствии (нет)

(слайд 4)

Теперь ребята давайте пройдем небольшой тест для того, чтобы проверить Ваши знания по теме "Четырехугольник"

Суть задания: дети отвечают на отдельных листочках с прикрепленной копировальной бумагой, для того чтобы в дальнейшем проверить правильность своих ответов.

1 вариант

1.Любой прямоугольник является:

а) ромбом

б) квадратом

в) параллелограммом

г) нет правильного ответа

2. Если в четырехугольнике диагонали перпендикулярны, то этот четырехугольник-

а) ромб

б) квадрат

в) параллелограмм

г) нет правильного ответа

3. Ромб – это четырехугольник, в котором:

а) диагонали точкой пересечения делятся пополам и равны

б) диагонали взаимно перпендикулярны и точкой пересечения делятся пополам

в) противолежащие углы равны, а противолежащие стороны параллельны

г) нет правильного ответа

2 вариант

  1. Любой ромб является:

а) квадратом

б) прямоугольником

в) параллелограммом

г) нет правильного ответа

  1. Если в параллелограмме диагонали перпендикулярны, то этот параллелограмм:

а) ромб

б) квадрат

в) прямоугольник

г) нет правильного ответа

д) Прямоугольник – это четырехугольник, в котором:

а) противолежащие стороны параллельны, а диагонали равны

б) диагонали точкой пересечения делятся пополам и являются биссектрисами его углов

в) два угла прямые и две стороны равны

г) нет правильного ответа

(Слайды 6,7)

Отработка необходимых теоретических знаний, используемых при формировании навыков в решении задач по геометрии

Игра "Нади четырех угольники"

(6 мин)

А теперь ребята проведем небольшую игру. Сейчас вы увидите картинки. Найдите все четырехугольные предметы.

(слайд 8)

Познавательно-развлекательное задание, тренирующее память, зрительную память.

Простая работа у доски и парная.

Парная работа у доски.

(12 мин)

На доске написана задача:

Диагонали ромба ABCD пересекаются в точке О. Найдите углы треугольника AOB, если угол BCD =100°.

Решение:

1)∠ A=∠ C=100° (свойство противолежащих углов параллелограмма)

2)∠ BAO =∠ OAD = 100°:2 = 50°- по свойству диагоналей ромба

(диагонали ромба являются биссектрисами углов)

3)∠ AOB =∠ AOD = 90°- по свойству диагоналей ромба (диагонали

ромба перпендикулярны)

4)∠ ABO = 90° –∠ BAO = 90° – 50° =40° (свойство острых углов

прямоугольного треугольника).

(3ответ – 40°, 50°, 90°

(слайд 9)

Один из учеников в роли учителя. Ему заранее на дом была дана задача, он её решает и объясняет её решение классу.

Двое учеников решаю задачи у доски, потом объясняют решение друг другу и классу:

Задача 1:

Диагонали прямоугольника KMNP пересекаются в точке О. Найдите

угол между диагоналями, если∠ MKO = 50°.

Решение:

1)Треугольник MKO – равнобедренный, так как MO = KO – по свойству

диагоналей прямоугольника (диагонали прямоугольника равны и

точкой пересечения делятся пополам).

2) Значит∠ MKO =∠ KMO = 50° (по теореме об углах равнобедренного треугольника).

3)∠ MOK = 180° – 50° – 50° =80° (теорема о сумме углов треугольника).

( 1ответ – 80°)

Задача 2:

1.Дано:

АВСD – четырехугольник.

∠ A=∠ B=∠ C=∠ D

∠ С=?

Решение:

(n-2)* 180 = (4-2) *180 =360

По условию задачи: ∠ A=∠ B=∠ C=∠ D

Следовательно ∠ С =360 /4 =90

Ответ: ∠ С = 90

(слайд 10)

Практические задания направленные на проверку умения работать перед классом и в парах.

 Самостоятельная работа

(5 мин)

(слайд 11)

Вариант 1:

1.Дано:

АВСD – четырехугольник.

∠ A=∠ B=∠ C

∠ В =135

∠ A,∠ B,∠ C =?

Решение:

∠ A+∠ B+∠ C+∠ D= 360

Пусть ∠ A=∠ B=∠ C = x

Тогда 3x= 360 -135

3x =225

x = 75,

следовательно ∠ A=∠ B=∠ C = 75

Ответ: 75

2. Заключительный тест

Параллелограмм с равными соседними углами это

а) ромб

б) квадрат

в) прямоугольник

г) нет правильного ответа

Параллелограмм с равными и перпендикулярными диагоналями это:

а) квадрат

б) ромб

в) прямоугольник

г) нет правильного ответа

(Слайд 12)

Вариант 2.

1. Дано:

PABCD = 66 см,

BC > CD на 8 см;

ВС < AB на 8 см;

AD > CD в три раза

Найдите значения АD. BC, CD. AD.

Решение:

ВС =x. тогда AB = x +8; CD = x- 8;

AD= 3(x-8)

PABCD =AB +BC +CD +AD

х + 8 + х + х–8 + 3*(х – 8) = 66,

6х=90

х = 15,

следовательно

ВС = 15см,

CD =7см,

AB = 23 см,

AD = 21 см.

Ответ: 7, 15, 21, 23.

2. Завершающий тест:

Прямоугольник – это четырехугольник, в котором:

а) противолежащие стороны параллельны, а диагонали равны

б) диагонали точкой пересечения делятся пополам и являются биссектрисами его углов

в) два угла прямые и две стороны равны

г) нет правильного ответа

Ромб – это четырехугольник, в котором

а) диагонали точкой пересечения делятся пополам и равны

б) диагонали взаимно перпендикулярны и точкой пересечения делятся пополам

в) противолежащие углы равны, а противолежащие стороны параллельны

г) нет правильного ответа

Проверка глубины теоретических знаний по теме.

Подведение итогов урока

(3мин)

Сегодня мы закрепили Ваши знания по теме: "Четырехугольник".

Основное отличие четырехугольника многоугольников в том, что он имеет четыре вершины, четыре стороны и две диагонали.

Все Вы проявили себя очень хорошо на уроке. Ваши знания по теме окрепли. Я с радостью хочу сообщить Вам ваши оценки за этот урок.

(Слайд 13, 14)

Подведение итогов

 Информация для учащихся о домашнем задании, инструктаж

(2мин)

Домашнее задание: Необходимо придумать 5 тестовых вопросов по теме "Четырехугольники", оформить их на отдельном листе, красиво (с ответами)

(Слайд 15)

Выполняет контролирующую функцию.


Вопросы и комментарии



Задать вопрос

Имя:

Email: (обязательно!)