Понятие открытого урока
Открытый урок является одним из важнейших методических мероприятий в условиях школы. Основным отличием открытого урока от обычно является, то, что учебный процесс продуман до мелочей. Открытый урок – театр, а обычный урок – реальность. В современной методической литературе под открытым уроком понимается следующее:
Открытый урок – это учебное занятие, на котором присутствуют гости или эксперты с целью оценки уровня знания учащихся и компетентности педагога.
Открытый урок геометрии проводится с целью:
- демонстрации навыков педагога;
- демонстрации его умения работать с классом и отдельными детьми;
- оценка уровня владения предметом педагога;
- оценка уровня владения предметом у учащихся.
Особенность открытого урока геометрии состоит в том, что он требует больших педагогических и психологических усилий от учителя. Открытые уроки выступают в виде дополнительной нагрузки и ложатся тяжелой ношей на плечи любого педагога, независимо от стажа.
Открытый урок геометрии может быть проведен с целью демонстрации уникальных методик, разработанных конкретным педагогом по определенному предмету. Помимо этого, учителя обязаны проводить открытые уроки в процессе аттестации или повышения квалификации.
Открытый урок геометрии может проводиться как в форме традиционного, так и нетрадиционного урока. Форма проведения обычно выбирается учителем самостоятельно.
Требования к открытому уроку
ФГОС не мог пройти мимо регламентации проведения открытого урока. В нем закреплены ключевые положения, которые необходимо знать каждому педагогу, приступившему к подготовке открытого урока. Ниже представлены основные требования к открытому уроку.
- Открытый урок готовит педагог с высоким уровнем научно-методической подготовки, владеющий инновационным опытом.
- Открытый урок проводится по тем темам, которые актуальны в современных условиях.
- Открытый урок должен быть инновационным. Новизна обязательна для открытого урока. Она может относиться к содержанию учебного материала или методикам его изучения.
- Открытый урок призван продемонстрировать наличие методической проблемы и пути их решения конкретным учителям в условиях определенного класса. Это показатель реализации системного подхода к организации методической работы.
- Открытый урок должен проводится в четком соблюдении норм педагогической деятельности и следовании всем требованиям к учебно-воспитательному процессу. Условия проведения открытого урока не должны отличаться от обычных. Создание нетипичных для обычного урока условий ставит под сомнение компетентность педагога и эффективность предложенных им инновационных методов.
- Открытый урок не должен наносить вред системе знаний, умений и навыков учащихся. Он должен быть отражением реального уровня знаний учащихся.
- Открытый урок разрабатывается в полном соответствии с учебным планом и требованиями образовательной программы.
- Открытый урок не должен быть отрепетирован заранее с классом. Подобные действия свидетельствуют о низком уровне компетентности педагога и его неуверенности в собственных методах.
- Открытые уроки проводятся в соответствии с планом методической работы школы и методических объединений. Учителя должны располагать достаточным временем для его подготовки.
- Нельзя проводить в одном классе в один день несколько открытых уроков.
Пример конспекта открытого урока геометрии с презентацией
Ниже представлен план-конспект открытого урока по геометрии. Урок проводился в 8 классе общеобразовательной школы. К уроку приложена презентация. Цели и задачи открытого урока не отличаются от стандартных по данной теме.
Тема урока: Четырёхугольник. Повторение
Цель урока: Систематизация знаний по теме "Четырехугольники".
Задачи урока:
1. обучающие:
- систематизация знаний по теме "Четырехугольники";
- закрепление навыков решения задач по данной теме;
- определить сферы практического использования знаний.
2. развивающие:
- развивать мыслительные операции;
- развивать пространственное мышление;
- развивать логическое мышление.
3. воспитывающие:
- развивать чувство коллективизма,
- прививать интерес к предмету.
Методы обучения:
- словесные,
- практические,
- наглядные,
- игровой метод
Оборудование: доска, мел, проектор, компьютер, экран, раздаточный материал.
Время на выполнение: 45минут
Умк: Геометрия 7-9, Атанасян Л.С.
План урока:
- Организационный момент.
- Проверка знаний теоретического материала
- Игра "Нади четырех угольники"
- Работа у доски.
- Самостоятельная работа
- Итог урока
- Домашняя работа
Этапы урока |
Содержание |
Краткое обоснование |
---|---|---|
Организацион- ный момент (5 мин.) |
1. Отметить присутствующих и отсутствующих на уроке 2. Определение темы и цели урока В течении нескольких предыдущих уроков мы изучали тему "Четырехугольник" Сегодня у нас урок, на котором мы повторим изученное и закрепим Ваши знания. Исходя из этого, какая возможна цель урока? Ответ: Класс хором: Закрепление знаний и умений по теме "Четырехугольник". 3. Собрать тетради с домашним заданием (слайд 2) |
Вовлечение в тему, осознанный выбор цели |
Проверка знаний теоретического материала 12 мин. |
Ребята дайте вместе хором вспомним, что такое четырехугольник.: Все хором: Четырехугольником называется фигура, которая состоит из четырех точек, не лежащих на одной прямой, и четырех отрезков последовательно соединяющих их отрезков. (слайд 3) Раздать каждому карточки с таблицей. Обобщение знаний о четырехугольниках: заполни таблицу – при наличии данного свойства у фигуры поставьте (да), при отсутствии (нет) (слайд 4) Теперь ребята давайте пройдем небольшой тест для того, чтобы проверить Ваши знания по теме "Четырехугольник" Суть задания: дети отвечают на отдельных листочках с прикрепленной копировальной бумагой, для того чтобы в дальнейшем проверить правильность своих ответов. 1 вариант 1.Любой прямоугольник является: а) ромбом б) квадратом в) параллелограммом г) нет правильного ответа 2. Если в четырехугольнике диагонали перпендикулярны, то этот четырехугольник- а) ромб б) квадрат в) параллелограмм г) нет правильного ответа 3. Ромб – это четырехугольник, в котором: а) диагонали точкой пересечения делятся пополам и равны б) диагонали взаимно перпендикулярны и точкой пересечения делятся пополам в) противолежащие углы равны, а противолежащие стороны параллельны г) нет правильного ответа 2 вариант
а) квадратом б) прямоугольником в) параллелограммом г) нет правильного ответа
а) ромб б) квадрат в) прямоугольник г) нет правильного ответа д) Прямоугольник – это четырехугольник, в котором: а) противолежащие стороны параллельны, а диагонали равны б) диагонали точкой пересечения делятся пополам и являются биссектрисами его углов в) два угла прямые и две стороны равны г) нет правильного ответа (Слайды 6,7) |
Отработка необходимых теоретических знаний, используемых при формировании навыков в решении задач по геометрии |
Игра "Нади четырех угольники" (6 мин) |
А теперь ребята проведем небольшую игру. Сейчас вы увидите картинки. Найдите все четырехугольные предметы. (слайд 8) |
Познавательно-развлекательное задание, тренирующее память, зрительную память. |
Простая работа у доски и парная. Парная работа у доски. (12 мин) |
На доске написана задача: Диагонали ромба ABCD пересекаются в точке О. Найдите углы треугольника AOB, если угол BCD =100°. Решение: 1)∠ A=∠ C=100° (свойство противолежащих углов параллелограмма) 2)∠ BAO =∠ OAD = 100°:2 = 50°- по свойству диагоналей ромба (диагонали ромба являются биссектрисами углов) 3)∠ AOB =∠ AOD = 90°- по свойству диагоналей ромба (диагонали ромба перпендикулярны) 4)∠ ABO = 90° –∠ BAO = 90° – 50° =40° (свойство острых углов прямоугольного треугольника). (3ответ – 40°, 50°, 90° (слайд 9) Один из учеников в роли учителя. Ему заранее на дом была дана задача, он её решает и объясняет её решение классу. Двое учеников решаю задачи у доски, потом объясняют решение друг другу и классу: Задача 1: Диагонали прямоугольника KMNP пересекаются в точке О. Найдите угол между диагоналями, если∠ MKO = 50°. Решение: 1)Треугольник MKO – равнобедренный, так как MO = KO – по свойству диагоналей прямоугольника (диагонали прямоугольника равны и точкой пересечения делятся пополам). 2) Значит∠ MKO =∠ KMO = 50° (по теореме об углах равнобедренного треугольника). 3)∠ MOK = 180° – 50° – 50° =80° (теорема о сумме углов треугольника). ( 1ответ – 80°) Задача 2: 1.Дано: АВСD – четырехугольник. ∠ A=∠ B=∠ C=∠ D ∠ С=? Решение: (n-2)* 180 = (4-2) *180 =360 По условию задачи: ∠ A=∠ B=∠ C=∠ D Следовательно ∠ С =360 /4 =90 Ответ: ∠ С = 90 (слайд 10) |
Практические задания направленные на проверку умения работать перед классом и в парах. |
Самостоятельная работа (5 мин) |
(слайд 11) Вариант 1: 1.Дано: АВСD – четырехугольник. ∠ A=∠ B=∠ C ∠ В =135 ∠ A,∠ B,∠ C =? Решение: ∠ A+∠ B+∠ C+∠ D= 360 Пусть ∠ A=∠ B=∠ C = x Тогда 3x= 360 -135 3x =225 x = 75, следовательно ∠ A=∠ B=∠ C = 75 Ответ: 75 2. Заключительный тест Параллелограмм с равными соседними углами это а) ромб б) квадрат в) прямоугольник г) нет правильного ответа Параллелограмм с равными и перпендикулярными диагоналями это: а) квадрат б) ромб в) прямоугольник г) нет правильного ответа (Слайд 12) Вариант 2. 1. Дано: PABCD = 66 см, BC > CD на 8 см; ВС < AB на 8 см; AD > CD в три раза Найдите значения АD. BC, CD. AD. Решение: ВС =x. тогда AB = x +8; CD = x- 8; AD= 3(x-8) PABCD =AB +BC +CD +AD х + 8 + х + х–8 + 3*(х – 8) = 66, 6х=90 х = 15, следовательно ВС = 15см, CD =7см, AB = 23 см, AD = 21 см. Ответ: 7, 15, 21, 23. 2. Завершающий тест: Прямоугольник – это четырехугольник, в котором: а) противолежащие стороны параллельны, а диагонали равны б) диагонали точкой пересечения делятся пополам и являются биссектрисами его углов в) два угла прямые и две стороны равны г) нет правильного ответа Ромб – это четырехугольник, в котором а) диагонали точкой пересечения делятся пополам и равны б) диагонали взаимно перпендикулярны и точкой пересечения делятся пополам в) противолежащие углы равны, а противолежащие стороны параллельны г) нет правильного ответа |
Проверка глубины теоретических знаний по теме. |
Подведение итогов урока (3мин) |
Сегодня мы закрепили Ваши знания по теме: "Четырехугольник". Основное отличие четырехугольника многоугольников в том, что он имеет четыре вершины, четыре стороны и две диагонали. Все Вы проявили себя очень хорошо на уроке. Ваши знания по теме окрепли. Я с радостью хочу сообщить Вам ваши оценки за этот урок. (Слайд 13, 14) |
Подведение итогов |
Информация для учащихся о домашнем задании, инструктаж (2мин) |
Домашнее задание: Необходимо придумать 5 тестовых вопросов по теме "Четырехугольники", оформить их на отдельном листе, красиво (с ответами) (Слайд 15) |
Выполняет контролирующую функцию. |