Различные подходы Шолохова и Платонова к художественному представлению коллективизации в Поднятой целине и Котловане.
Восприятие коллективизации у Шолохова и Платонова
Коллективизация – это преобразования сельского хозяйства из мелкособственнического в общественное.
Она сопровождалась обобществлением земли, техники, крупного и мелкого рогатого скота и домашней птицы.
"Кулаков", отказывающихся вступать в колхоз, выселяли в Сибирь и другие отдалённые части СССР.
У Шолохова и Платонова, которые описывали в своих произведениях этапы коллективизации, сложился разный подход к ее отражению в силу различного восприятия самого процесса коллективизации и ее значения для страны в целом.
Искажение действительности у Платонова
Платонов исказил действительность конца двадцатых годов до абсурда. В "Котловане" он показывал, как разрушается многовековой уклад жизни, утрачивается смысл человеческого существования, уничтожается "почва" для создания "счастливой и справедливой жизни". На продолжении всей повести люди роют котлован, спят и изредка едят. Потом и кровью строителей и детей облит фундамент "башни-дворца". В произведении нет ни одного светлого или смешного эпизода, а после прочтения закрываешь книгу в совершенно подавленном состоянии. "Убей их пойди!", "Плохих людей всех убивать, а то хороших очень мало", "Как ночью заснёте, так я вас изобью". От прочтения таких ирреальных реплик Насти, восьмилетнего ребёнка, становится очень неприятно на душе. "Котлован" – мрачная повесть без тени правды. Коллективизация, согласно представлениям Платонова, приводит к полному обнищанию и разорению крестьянства. Результат её – опустевшие дома, в которых гуляет ветер, а на кузне медведь-молотобоец трудится один за всех, он пришёл из леса, чтобы "возводить новую красивую жизнь" на "брошенных" чернозёмах.
Коллективизация у Шолохова
В отличие от Платонова, Шолохов верил в необходимость скорейшего рывка вперёд в деле индустриализации. Это было необходимо особенно на фоне прихода фашизма к власти в Германии. "Поднятая целина" – это суровая летопись коллективизации со всеми её плюсами и минусами, в которой Шолохов отображает жизнь, а не просто отдельный эпизод в истории нашей страны. Серьёзность сочетается с юмором, драматические ситуации стоят рядом с романтикой, а неудачи – с определёнными успехами в создании колхоза. Но во всём комичном видится что-то грустное и наоборот. Рассказывая об отрицательных моментах коллективизации, связанных с местным самоуправлением, автор говорит не о сознательном вредительстве, а о неосведомлённости в делах организации колхоза и положении дел на местах. Радикальные меры Нагульнова и Давыдова осуждаются, а деятельность Размётнова поощряется Шолоховым. Это ясно из того, что из них троих в живых остаётся только Размётнов, единственный угодный власти главный герой. Давыдов не знает всего, что нужно знать организатору колхоза, но и не выполнить поручение партии он не мог. В лице Семёна представлен образ "двадцатипятитысячников", которые, выполняя задание, были неграмотны в отношении сельского хозяйства.
Шолохов и Платонов смотрят на колхозы с различных точек зрения. Платонов является противником такой формы собственности на землю, а Шолохов раскрывает как положительные, так и отрицательные моменты. Платонов боялся как колхозов, так и всех остальных нововведений, он не видел экономической выгоды общего хозяйства, считая, что они приведут к обобществлению всего: "Сейчас скот, а потом ложки, плошки и жёны будут общие". Эту фразу говорит Половцев в "Поднятой целине", но она отображает в некоторой степени точку зрения Платонова. Коллективные хозяйства поставляли зерно для продажи за границу, чтобы страна получила деньги для создания промышленной базы, а во время войны именно они кормили нашу армию. Мировая политическая обстановка тридцатых годов требовала создания мощного оборонного комплекса, который также был построен на деньги, полученные с продажи зерна. Шолохов понимал, что если бы не было коллективизации, то войну мы бы проиграли.