Понятие памяти
Память человека является предметом пристального внимания многие столетия. Способность человека вспоминать и забывать информацию заставляет ученых и философов ломать голову над механизмами человеческой памяти.
Вплоть до конца XIX столетия ученые рассматривали память как основу психики. Именно она, по их мнению, была важнейшей частью мировосприятия человека, причиной его проблем и ключом к адекватному лечению многих психических расстройств. В XX веке понимание памяти в науке существенно расширилось. Дело в том, что память человека является инструментом накопления информации об окружающем мире, создания багажа опыта в любой профессии и основа для выживания. Полная или частичная утрата памяти, любые нарушения в механизме запоминания событий окружающей действительности приводят к распаду личности.
В настоящее время существует несколько трактовок понятия память в психологии.
Трактовка термина "память" |
Автор определения |
---|---|
Память – это способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой (внешней или внутренней), сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении. |
Дружинин В.Н. |
Память – форма психического отражения действительности, заключающаяся в узнавании, закреплении, сохранении и забывании, а также воспроизведении человеком его опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности. |
Реверчук И.В. |
Память – это процесс запечатления, сохранения, изменения, воспроизведения, узнавания и утраты прошлого опыта, который делает возможным его использование в деятельности и/или восстановление его в сфере сознания. |
Нуркова В.В. |
Память – познавательный психологический процесс, включающий запоминание, сохранение, припоминание (воспоминание, воспроизведение), узнавание и забывание информации. |
Немов Р.С. |
Современная психология выявила два ключевых признака человеческой памяти, которые позволяют ей играть важную роль в эволюционном развитии и адаптации.
Виды памяти
Психология изучает несколько видов памяти, каждый из которых имеет свои особенности и значение. Большой вклад в классификацию видов памяти внесли П.П. Блонский, Л.С. Выгодский и А.Р. Лурия.
Обычно память делят на виды согласно её характеристикам:
- виды памяти по ведущему анализатору;
- виды памяти по предмету деятельности;
- виды памяти по продолжительности протекания процесса;
- виды памяти по форме психической активности.
Основные виды памяти в психологии
Сначала проанализируем виды памяти по ведущему анализатору. То, что человек видит каждый день, раз в год или один раз в жизни прочно остается в памяти.
Зрительная память – это когда человек сохраняет и может воспроизвести ранее увиденные зрительные образы
Зрительная память бывает долговременной и кратковременной. Без нее обучение становится очень сложным процессом. Без зрительной фиксации увиденного человек плохо ориентируется в пространстве и процесс восприятия значительно замедляется.
В психологии зрительная память относится к образной вместе со слуховой, осязательной, вкусовой и обонятельной. Зрительная память наряду со слуховой обычно хорошо развита у всех людей. Однако бывают и нарушения зрительной памяти.
Слуховая память – фиксация слуховых образов с дальнейшей возможностью их воспроизведения.
Способность к слуховой памяти у человека имеет генетическое основание, однако ее можно развивать. Существует множество методик для ее стимулирования. Наибольшую эффективность они имеют в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Осязательная, обонятельная память тоже крайне важны для создания индивидуальной картины мира человека, его социализации и развития. Эти виды памяти обычно хорошо развиты у всех, а нарушения требуют коррекции.
Особый интерес представляет классификация памяти на основе психологической активности. На базе данного критерия бывает произвольная и непроизвольная память.
Произвольная память – сознательный процесс, который предполагает для достижения результата осознанную постановку цели и приложение определённых усилий.
Произвольная память требует постоянных тренировок и развития. У человека произвольная память формируется до 14 лет. Ребенок взрослеет и тренирует навыки способствующие лучшему запоминанию. Развитие произвольной памяти способствует длительному удержанию в голове нужной информации и возможности точно ее воспроизвести.
Непроизвольная память – память которая не регулируется заданной целью. Запоминание происходит спонтанно под воздействием психических и эмоциональных факторов.
Непроизвольная память работает не всегда осознано. Непроизвольное запоминание способствует социализации и развитию познавательных способностей у детей.
В зависимости от времени которое хранится воспоминание, память может быть долговременной, кратковременной и оперативной.
Кратковременная память направлена на быстрое запоминание и быстрое забывание.
Человек запомнил определенную информацию, воспользовался ею с определенной целью и забыл. Объем кратковременной памяти у людей различается. Благодаря ей не происходит перегрузки долговременной памяти. Без кратковременной памяти мышление человека не может полноценно развиваться.
Долговременная память – высшая психическая функция. Благодаря ей информацию можно накапливать, удерживать, сохранять и воспроизводить.
Воспоминание становится долговременным если информация или образ тесно связан с эмоциями человека. Переход из кратковременной в долговременную память может быть обусловлен высокой мотивацией и значением информации. Если человек понимает зачем ему нужно навсегда что-то запомнить – он запомнит.
Причины нарушений долговременной памяти
Оперативная память – вид памяти, включающий процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации, перерабатываемой в ходе выполнения действия и необходимой только для достижения цели данного действия (Г.В. Репкина).
Оперативная память – рабочая память человека, которая используется постоянно при обработке любой информации В оперативную память поступает материал как из долговременной, так и из кратковременной памяти. Оперативная память сохраняет информацию на короткий промежуток времени: от секунды до нескольких часов. Оперативная память срабатывает в процессе выполнения определенных действий. Особенность оперативной памяти: информация воспроизводится только пока нужна. Одни ученые считают, что оперативная память перерабатывает информацию и из кратковременной и из долгосрочной памяти. Пока этот рабочий материал функционирует, он остается в ведении оперативной памяти. Как только работа прекратилась, он либо возвращается или поступает на хранение в долговременную память, либо забывается.
Другие психологи предпочитают воспринимать оперативную память как разновидность кратковременной памяти. Они объясняют это тем, что в оперативной памяти длительность сохранения обусловлена той степенью необходимости удержания промежуточных элементов деятельности, без которых невозможно достижение определенного результата.
П.П. Блонский предложил классификацию памяти с опорой на генетическую последовательность:
- двигательная память;
- эмоциональная память;
- образная память;
- смысловая или логическая память.
Классификация П.П. Блонского легко подтверждается процессом развития ребенка. Младенец в позе кормления начинает причмокивать независимо от того на руках он у мужчины или у женщины. Если же отдать ребенка на руки матери в непривычной позе, то кормление будет сорвано по причине того, что ребенок не проявит интерес к еде. Исходя из данного примера очевиден сочетательный рефлекс в моторной сфере, а значит, простейшие явления памяти. Именно поэтому первичной является двигательная память. я
Далее у ребенка проявляется эмоциональная память. Приведем в качестве примера классический эксперимент Уотсона с маленьким Альбертом. Уотсон и его ассистентка провели эксперимент на ребенке из приюта по имени Альберт. Для начала ребёнку показывали следующие предметы: ручную белую крысу, белого кролика, белую вату, маску Санта-Клауса с белой бородой, горящую газету и хлопковую пряжу. Ребенок не испытывал страх. Через два месяца Уотсон приступил к формированию реакции страха у Альберта. Ребёнка поместили в центре комнаты, рядом с ним положили белую крысу, с которой ему разрешали поиграть. В тот момент, когда Альберт касался крысы, Уотсон бил железным молотком по металлической пластине, находясь в этот момент за спиной ребёнка. Это было сделано для того, чтобы малыш не видел, откуда исходит звуковой сигнал. После неоднократных повторений Альберт начал избегать контактов с крысой, при виде животного он начинал плакать и быстро отползал в сторону. Первый этап эксперимента был завершен закреплением рефлекса страха у ребёнка на крысу. Крыса, которая первоначально являлась нейтральным стимулом, стала вызывать эмоциональной отклик. Через 5 дней эксперимент продолжили с целью выявления переноса страха на другие белые предметы. Выяснилось, что ребёнок действительно испытывал сильный страх по отношению к белому кролику, хлопковой пряже и маске Санта-Клауса, однако реакция выражалась в разной степени и не на все предметы. Позже Уотсон и Райнер планировали устранить все вызванные реакции страха, но ребёнка забрали из больницы, где проводилось исследование. Эксперимент выявил признаки эмоциональной памяти.
Согласно классификации П.П. Блонского затем возникает образная память, за которой следует логическая память. Логическая память свойственна только взрослым.