Особенности патриотического воспитания в начальной школе
Начальная школа – это этап школьного обучения, когда начинают формироваться мировоззрение, менталитет и основополагающие ценности. Т.М. Маслова дает исчерпывающую характеристику патриотическому воспитанию младших школьников.
Патриотическое воспитания в начальной школе – это педагогически организованный процесс воспитания. Его цель формирование позитивного, эмоционального и ценностного отношения к окружающей среде и ближайшему окружению.
Патриотическое воспитание подразумевает развитие у младшего школьника высокого уровня самосознания, чувства собственного достоинства, самоуважения, независимость суждений, способность к ориентировке в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, способность принимать решения и нести ответственность за свои действия.
В начальной школе патриотическое воспитание основано на том, чтобы показать школьникам красоту родного края, раскрыть прелести окружающего мира, познакомить с народным творчеством различных этносов, проживающих на территории нашей Родины.
Патриотическое воспитание тонкой нитью должно пронизывать уроки по всем предметам. Особое внимание следует уделять восприятию страны и ее народа. Это обязательно должно найти отражение на уроках русского языка, литературы, музыки, изобразительного искусства.
Особенность патриотического воспитания в начальной школе состоит в том, чтобы ребенок понял, что слово "патриот" – это звучит гордо. Он должен осознать что патриотизм как многокомпонентное понятие и он очень важен для процветания его самого, его семьи и России.
Ключевым методом патриотического воспитания в начальной школе является игра. При осуществлении патриотического воспитания необходимо широко использовать игру, игровое оформление, игровые моменты. Значительно улучшает восприятие яркие картинки, мультфильмы, красочные конкурсы.
Хороший результат дают экскурсии, походы и прогулки. Младшим школьникам нравятся мероприятия на открытом воздухе. Например, урок природоведения в парке или урок литературы в музее Пушкина.
Педагоги организуют классные часы на патриотические темы. В начальной школе они обычно имеют форму беседы, игры или прогулки. Учащиеся с удовольствием обсуждают любимые места в родном городе или патриотические фильмы и мультфильмы. Классные часы, посвященные символике России, её героям способствуют росту патриотизма и самоидентификации себя как гражданина великой страны.
Классный час на тему "Крым – это Россия"
Средства:
- Ноутбук;
- Проектор;
- Цифровая доска;
- Плакаты.
Функции:
- Просветительская;
- Ориентирующая;
- Направляющая;
- Формирующая.
План классного часа:
- Вступление;
- История присоединения Крыма;
- Крым как разменная монета Хрущева и Ельцина;
- Последствия разлуки с Россией;
- Воссоединение;
- Вывод.
Ход классного часа на тему "Крым – это Россия":
- Постановка проблемы. Вступление
- История Крыма
- Почему Крым –это Россия
- Рефлексия
Этап |
Учитель |
Иллюстрационный материал | |
---|---|---|---|
Постановка проблемы |
В 2014 году произошло важнейшее событие для Российской Федерации. Крым вернулся на Родину. Многолетняя жизнь на чужбине закончилась. В условиях, когда в Украине произошел государственный переворот и нацисты пришли к власти в Киеве, народ Крыма решился на референдум о присоединении к России. 90% населения высказались за присоединение к своей исторической Родине. |
||
История Крыма | |||
Этап I |
19 апреля 1783 года Великой Императрицей России Екатериной II принят Манифест о присоединении Крымского полуострова к Российской империи, положивший конец многолетним притязаниям турок, англичан и французов на Крым, заложивший основы для развития его столицы Симферополя, города русской славы Севастополя и Черноморского флота. Для привлечения населения Севастополь, Феодосия и Херсон были объявлены открытыми городами для всех народностей дружественных России. Иностранцы могли свободно приезжать в эти поселения, жить там и принять российское подданство. В Крыму не ввели крепостное право, татары не привилегированных сословий были объявлены казенными крестьянами. На плакате вы видите Манифест, который гласит: В прошедшую с Портой Оттоманскую войну, когда силы и победы оружия Нашего давали нам полное право оставить в пользу Нашу Крым, в руках наших бывший, Мы сим и другими пространными завоеваниями жертвовали тогда возобновлению доброго согласия и дружбы с Портою Оттоманскую, преобразив на тот конец народы татарские в область вольную и независимую, чтобы удалить навсегда случаи и способы к распрям и остуде, происходившим часто между Россиею и Портою в прежнем татар состоянии... Но ныне... по долгу предлежащего нам попечения о благе и величии Отечества, стараясь пользу и безопасность его утвердить, как равно полагая средством, навсегда отдаляющим неприятные причины, возмущающие вечный мир между империями Российскою и Оттоманскою заключенный, который мы навсегда сохранить искренне желаем, не меньше же и в замену и удовлетворение убытков Наших, решились Мы взять под державу Нашу полуостров Крымский, остров Тамань и всю Кубанскую сторону". |
||
Этап II |
Крым стал Российским вплоть до того момента, как по недальновидности Хрущев присоединил его к Украинской ССР. Зачем он это сделал? – Чтобы победить конкурентов в борьбе за власть. Украинское лобби было сильно в партийной верхушке СССР. Кроме того, Хрущевым руководствовало также желание сэкономить государственные средства и усовершенствовать логистику при постройке Каховского водохранилища. |
||
Этап III |
Самым жестоким ударом для крымчан стало предательство первого президента РФ Б.Н. Ельцина. Когда стало ясно, что СССР разваливается, в 1991 году местные власти Крыма, Донецка и Луганска обращались в Кремль с просьбой о включении в состав России. Им было отказано. Тогда президентом независимой Украины был Леонид Кравчук. Он готов был отдать России Крым в обмен на признание независимости. Однако Ельцину было не до Крыма.Он хотел поскорее выжить из Кремля М.С. Горбачёва. Таким образом Крым оказался на чужбине. Долгие годы Крымом никто не занимался. Регион постепенно приходил в упадок. Долго "выезжать" на советской инфраструктуре не вышло бы. |
||
Этап IV |
Долгие годы Крым прозябал в составе Украины. Заброшенные санатории и уничтоженная инфраструктура в купе с ростом национализма в Украине способствовали росту недовольства на полуострове. При Украине с 1991 года Крым потерял 230 санаториев. Знаменитый Артек собирались разделить на участки и продать. |
||
Этап V |
После государственного переворота Украина стала нацистским государством с проамериканским марионеточным правительством и президентом во главе. Чтобы избежать полного уничтожения русскоязычного населения был проведен референдум о вхождении в состав России. 16 марта 2014 года в Крыму состоялся референдум о статусе автономии, и более 90% пришедших на участки высказались за вхождение республики в состав России. |
||
Выводы и задание | |||
Выводы |
Крым – это Россия. Многовековая история полуострова подчеркивает единство с Россией и русский менталитет. Все попытки отсоединить полуостров от РФ приводят к страданиям населения Крыма и ухудшению качества жизни. Сегодня история Крыма, как неотъемлемой части России, продолжается. На гербе Республики Крым написано "Процветание в единстве!", а это значит, что только под мирным небом и в составе России у Крыма есть будущее. |
||
Задание |
Дорогие ребята для следующего классного часа подготовьте рассказы о том, где и как вы хотели отдохнуть в Крыму. |