Патриотическое воспитание в ДОУ

Что такое патриотическое воспитание и каковы его цели в современных условиях. Формы и методы патриотического воспитания, хорошо проявившие себя в условиях детского сада. Как подготовить занятие по патриотическому воспитанию в ДОУ.
Рубрика: Педагогика
Автор: Ирина Нестерова ✔ 06.11.2022

Нестерова И.А. Патриотическое воспитание в ДОУ // Энциклопедия Нестеровых


Сущность патриотического воспитания в ДОУ

Методы патриотического воспитания

В условиях дошкольного учебного заведения особую значимость приобретает патриотическое воспитание, как элемент развития личности. Патриотизм – это понятие масштабной и глубоко изученное. О нем говорили философы и писатели, политики педагоги. В настоящее время активно используются трактовки предложенные в толковом словаре Даля и словаре Т.Ф. Ефремовой. Словарь "Толковый словарь русского языка В.И. Даля предлагает рассматривать "патриотизм как любовь к отечеству и стремление действовать во благо родной страны". В словаре Т.Ф. Ефремовой предложено следующее определение:

Патриотизм – это любовь к своему отечеству, преданность своему народу и ответственность перед ним, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины.

ФГОС регламентирует патриотическое воспитание в условиях ДОУ как воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, уважения к представителям других национальностей. Помимо этого патриотическое воспитание подразумевает уважительное отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

Цель патриотического воспитания в ДОУ – формирование патриотизма с юных лет у воспитанников.

В условиях геополитических вызовов нашей стране патриотическое воспитание в ДОУ является осознанной необходимостью, которая способствует процветанию России как суверенного и высокоразвитого государства, способного влиять на события мировой истории и вносить существенный вклад в равноправие и сотрудничество стран во всем мире.

Методы и формы организации патриотического воспитания в ДОУ

Патриотическое воспитание в ДОУ

В современной педагогике есть несколько подходов к воспитанию патриотизма. Выделяют от двух до семи этапов становления патриотически настроенной личности. Широкое распространение получил двухэтапный подход, который описан А.А. Вишневским. По его мнению, первым этапом патриотического воспитания индивидуума является этап раннего этнически-территориального самосознания. Он реализуется посредством усилий семьи и ДОУ. У детей формируется чувство патриотизма. Вторым А.А. Вишневский считает этап государственно-патриотического самосознания. На данном этапе понятие "национального" выходит за пределы этничности и достигает уровня государственности. Особенностью второго этапа можно с уверенностью назвать проявление любви, уважения к своему государству. В этой связи очевидна роль дошкольных образовательных учреждений. Именно они вместе с семьей ребенка формируют первые ростки любви к Родине, родному краю и уважение к товарищам, старшим и людям труда.

В современной педагогической практике используются как проверенные временем, так и инновационные методы организации патриотического воспитания в ДОУ.

Методы организации патриотического воспитания в ДОУ

Классические методы организации патриотического воспитания в ДОУ

Инновационные методы организации патриотического воспитания в ДОУ

Методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, диспут, доклад, пример)

Метод проектов

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации)

Метод музейной педагогики

Методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание)

Метод использования информационно-коммуникационных технологий

Опираясь на перечисленные в таблице методы, следует выделить ключевые формы патриотического воспитания в средних и старших группах дошкольных образовательных учреждений:

  • Патриотические занятия;
  • Экскурсии по местам боевой славы, музеям;
  • Целевые прогулки;
  • Игровые занятия с патриотическим уклоном;
  • Просмотр мультфильмов и фильмов на основе русских народных сказок, фильмы о войне в рамках возрастных разрешений и т.д. т.п.;
  • Семейные проекты о ветеранах;
  • Конкурсы и викторины.

Совокупность различных форм и методов патриотического воспитания способствует формированию национального самосознания, адекватного восприятия происходящего в семье, в стране. При этом нельзя забывать о политическом и идеологическом мышление. Содержание знаний о родной стране в программных документах отождествляется с содержанием общественной жизни. В старшем дошкольном возрасте необходимо знакомить детей с ключевыми законами и Конституцией РФ в игровой или иной развлекательной форме. Ребята должны знать, кто такой Президент РФ, каковы его функции в государстве.

В последние годы большое значение приобретают следующие формы патриотического воспитания в ДОУ:

  • знакомство воспитанников с явлениями общественной жизни;
  • ознакомление с искусством и изобразительной деятельностью;
  • осознание важности труда через физический труд, наблюдения, игры;
  • изучение истории и особенностей празднования национальных и государственных праздников РФ.

Подготовка патриотических занятий в ДОУ

Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ требуют от педагога много времени и сил. Большое значение в их подготовке отведено составлению конспекта и созданию наглядного материала. Хорошим подспорьем в этом являются ИКТ. Использование проектора, презентаций, графических редакторов и специальных программ существенно повышают качество и эффективность занятий по патриотическому воспитанию. Хороший результат дают мероприятия на свежем воздухе или выездные мероприятия в музеях, театрах.

Конспект занятий или мероприятий патриотической направленности должен создается с учетом ряда рекомендаций:

  • Прежде чем приступать к подготовке занятия по патриотическому воспитанию в детском саду, следует определиться с темой и объектом, на который будет направлено исследование и выявление исторической или культурной значимости. Например: "Наш город Саратов", "Купеческие дома г. Пугачев" или "Русский язык -наше достояние".
  • Особенности мышления детей дошкольного возраста не предусматривают введение в занятия длительных экскурсов в историю, изучение абстрактных понятий или углубления в философию. Для того, чтобы ребенок понял о чем речь, ему следует просто сказать суть. Например: Саратов – столица Поволжья.
  • Понятие патриотизм и способы его проявления должны быть отражены в наглядных примерах, раздатке или красочной презентации. Патриотизм необходимо показать с разных сторон, подчеркивающих его важность для дома, семьи, Родины.
  • Перед подготовкой к следующей встрече с воспитанниками рекомендуется проводить опросы чтобы узнать, насколько ребята ориентируются в теме следующего патриотического занятия или мероприятия. Это поможет сделать его более интересным и понятным для детей.
  • В конспекте занятия логические цепочки строятся так, чтобы дети могли самостоятельно продолжить ту или иную мысль. Это будет способствовать не только патриотическому воспитанию в условиях детского сада, но и развивать связную речь, память и мышление у детей.

Патриотическое воспитание в ДОУ требует от педагога-воспитателя высокой самоотдачи и любви к Родине и своей профессии. Адекватное восприятие происходящего в стране и мире позволит сформировать патриотические чувства у воспитанников дошкольных учебных заведений. Только искренний и добросовестный подход к организации воспитательной деятельности в ДОУ принесет положительные результаты.


Вопросы и комментарии



Задать вопрос

Имя:

Email: (обязательно!)