Понятие педагогической этики
Проблема педагогической этики актуальна в век Интернета и свободных нравов. Несмотря на то, что мир меняется, педагог остается засим от общественного мнения. Каждый его шаг находится под наблюдением общественности.
Педагогическая этика существует давно. Дело в том, что профессия педагога требует от человека не только профессионализма но и высоких моральных качеств. Мораль и нравственность – основа педагогической этики.
Педагогическая этика являет собой самостоятельную единицу, которая направлена на регулирование деятельности и поддержание престижа профессии педагога.
Современная педагогическая этика направлена на изучение характера нравственной деятельности учителя и нравственных отношений в профессиональной среде. Кроме тог, она включает в себя разработку основ педагогического этикета.
Педагогическая этика держится на трех столпах:
- Мораль
- Нравственность
- Профессиональный педагогический долг
Кроме основ педагогической этики важна роль и профессиональная чести в педагогике, которая является осознанием педагога своих профессиональных качеств, значимости, а также общественное признание, общественное уважение моральных заслуг и качеств учителя.
Педагогическая мораль крайне важна для педагога. Это система общих и частных норм, правил и обычаев, находящихся между собой в сложных взаимоотношениях.
Педагогическая этика опирается на нравственность и нравственные убеждения. Она рассматривает нравственные убеждения как равносильный морали элемент, который стал нормой поведения учителя, его собственной позицией в системе отношений к обществу, своей профессии, труду, коллегам, учащимся и их родителям.
Еще одним элементом входящим в педагогическую этику является педагогический авторитет. Он напрямую зависит от морально-этической и психолого-педагогической подготовки учителя. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе, политической и общеобразовательной подготовкой, общественной активностью учителя, методами работы с родителями, поведением в быту, умением доброжелательно указать на ошибки коллегам по работе и своим воспитанникам, педагогическим тактом и т.д. [1].
Во все времена российский учитель был носителем безупречного воспитания и должен был соответствовать ряду постулатов, которые в разные времена звучали из уст классиков:
1. Учитель обязан быть носителем глубоких и всесторонних знаний.
Человек, взявший на себя труд обучать других, не имея для этого всесторонних знаний, поступает безнравственно.
Гельвеций
2. Учитель должен постоянно совершенствоваться. Если учитель перестал учиться он перестает быть учителем.
3. Учитель должен любить свою профессию
4. Учитель обязан знать психологию детей, интересоваться их внутренним миром, изучать их индивидуальные особенности.
Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях.
К.Д.Ушинский
5. Учитель должен быть гуманистом и человеколюбцем.
6. Авторитет в среде учащихся у учителя должен быть неприрекаемым
Действительный авторитет основывается на вашей гражданской деятельности, на вашем гражданском чувстве, на вашем знании жизни ребенка, не вашей помощи и на вашей ответственности за его воспитание.
А.С.Макаренко
7. Учитель должен быть активным общественником, просветителем и распространителем знаний.
8. Учитель обязан быть патриотом России.
Функции педагогической этики
Педагогическая этика наделена системой функций, которые и являются тем, что обуславливает её роль. В свете изучения основ педагогической этики и заявленных в августе 2019 года изменения в своде педагогической этики рассмотрим существующие группы функции и каждую функцию отдельно.
Всего на настоящий день существует три группы функций это:
- Социальные функции
- Профессионально- практические функции
- Нравственно-гуманистические функции
Начнем с социальных функций педагогической этики. В эту группу входят:
- поддержание гуманистического содержания образовательной деятельности;
- поддержание благополучия и безопасности существования социума и т.д.
Профессионально-практические функции включают в себя систему функций направленных на профессиональное совершенствование педагога.
Профессионально-практические функции
Третья группа называется группа нравственно-гуманистических функций. Данные функции реализуются в процессе межличностного общения. Эта группа функций наиболее значима для субъектов деятельности, т.к. затрагивает интересы людей, оказывает влияние на их духовно-эмоциональную сферу.
Группа нравственно-гуманистических функций
Педагогическая этика – важный компонент педагогической деятельности. По этой причине она должна эволюционировать вместе с обществом и государством. В настоящее время в мир меняется. Интернет, глобализация и изменения в сфере коммуникаций требуют не только переосмысления педагогической этики, но и коррекции ее постулатов в свете меняющегося мира. Кроме того в России очень плохо отразился на образовании коллапс девяностых. Именно тогда престиж профессии сильно упал. Позднее образование пытались реанимировать, но все к чему это привело – это превращение важнейшей профессии в простую услугу. Учитель потерял в глазах учащихся свой авторитет в силу неправильного формирования общественного мнения, отсутствия молодых квалифицированных кадров и низкой оплаты труда. Однако, после 2010 года в профессию снова пошла молодежь. Но консервативность, с которой их встретила их школа, привела к ряду громких скандалов, которые отрицательно отразились на деятельности педагогического сообщества. Многие родители и общественность забыли о том, что учитель тоже человек и имеет право на личную жизнь, личное пространство. Именно это подтолкнуло Министерство образования Российской Федерации обратить внимание на устаревшие нормы педагогической этики в России и внести актуальные на сегодняшний день изменения.
Тезисы примерного положения о нормах профессиональной этики педагогических работников
В августе 2019 года Министерство просвещения совместно с Общероссийским профсоюзом образования подготовили и направили в регионы соответствующие рекомендации по регулированию вопросов профессиональной этики педагогов. Примерное положение уточняет устаревший кодекс и содержит детализированное описание этических норм для педагогов, а также закрепляет их право на справедливое урегулирование конфликтных ситуаций, возникших по факту нарушения норм профессиональной этики. Соответственно в "Кодекс профессиональной этики педагогических работников" вносятся изменения актуализирующие педагогическую деятельность. Особое внимание уделено активности в социальных сетях и тому, как педагог должен вести себя в интернет-пространстве.
Итак, текущее положение о нормах профессиональной этики педагогических работников было разработано на основании положений Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
Ниже приведем важнейшие пункты новых норм профессиональной этики педагогических работников
Педагогические работники призваны:
- уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;
- исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
- проявлять доброжелательность, вежливость, тактичность и внимательность к обучающимся, их родителям и коллегам;
- проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов Российской Федерации и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных социальных групп, способствовать межнациональному и межрелигиозному взаимодействию между обучающимися;
- соблюдать при выполнении профессиональных обязанностей равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
- придерживаться внешнего вида, соответствующего задачам реализуемой образовательной программы;
- воздерживаться от размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в местах, доступных для детей, информации, причиняющий вред здоровью и (или) развитию детей;
- избегать ситуаций, способных нанести вред чести, достоинству и деловой репутации педагогического работника и (или) организации, осуществляющей образовательную деятельность [3].
Отдельно планируется разработать кодекс поведения педагогов в сети Интернет.
Пока что предписания Министерства носят сугубо рекомендательный характер, но не исключено, что вскоре они станут обязательными.
В этой связи видится обязательным преподавание педагогической этики в педагогических ВУЗах. Кроме того, общие положения поведения педагога в обществе и Интернете должны доносится до абитуриентов, чтобы они заранее были готовы к своему статусу.
Литература
- Котигер Я, Чамлер В. Педагогическая этика. – Кишинев: Изд-во КГПУ, 1984.
- Письмо Минпросвещения России, Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 20.08.2019 N ИП-941/06/484 "О примерном положении о нормах профессиональной этики педагогических работников"