Педагогика сотрудничества

Понятие и теоретические подходы к педагогике сотрудничества. История педагогики сотрудничества. Классификационные особенности педагогики сотрудничества. Причины для её внедрения в школьном образовании. Методологические основы педагогики сотрудничества.
Рубрика: Педагогика
Автор: Ирина Нестерова ✔ 06.03.2019

Нестерова И.А. Педагогика сотрудничества // Энциклопедия Нестеровых


Понятие и история педагогики сотрудничества

Педагогика сотрудничества возникла во второй половине XX столетия и заняла прочное место в современном образовании. Её успех обусловлен тем, что она включает в себя систему методов воспитания и обучения, которые базируются на принципах гуманизма и творчества.

В современных школах активно используют педагогику сотрудничества, как один из перспективных подходов к обучению и воспитанию детей. Однако педагогика сотрудничества появилась не вчера. Её основы заложены советскими педагогами в восьмидесятых годах прошлого века. Автором идеи педагогики сотрудничества и ее главным вдохновителем стал советский публицист и педагог Симон Львович Соловейчик. Название для нового течения было придумано группой новаторов, которые сформулировали постулаты и дали название "педагогика сотрудничества". Базовые тезисы педагогики сотрудничества были сформулированы в 1986 году на встрече сторонников нового направления, к числу которых относились Шалва Александрович Амогашвили, Виктор Федорович Шаталов, Софья Николаевна Лысенкова и т.д. Именно они сформулировали "Тезисы педагогики сотрудничества", которые были напечатаны в "Учительской газете".

Так что же такое педагогика сотрудничества? Существует несколько близких друг к другу трактовок данного направления в педагогике. В статье приведем следующее:

Педагогика сотрудничества представляет собой совокупность идей, форм и методов, которые обеспечивают интерес студентов к обучению, стимулируют их познавательную активность, создают атмосферу коллективного творчества.

Ключевые тезисы, которые сформулировали педагоги:

  • учение без принуждения,
  • опережение,
  • свобода выбора,
  • совместная деятельность учителей и учеников,
  • обучение в зоне ближайшего развития,
  • развитие творческих способностей и самоуважение школьника.

Более подробный перечень базовых тезисов представлен на рисунке ниже.

основы педагогики сотрудничества

Исходя из перечисленных тезисов, педагогика сотрудничества направлена на установление равноправных отношений между учеником и учителем. При этом на развитии творческого потенциала делается особый упор.

В основу педагогики сотрудничества поставлены следующие компоненты, которые и делают её актуальной и прогрессивной в современных условиях развития российского образования.

Классификация педагогики сотрудничества

Классификационные особенности педагогики сотрудничества

Целью педагогики сотрудничества является снятие чувства страха у учащегося на уроке, вселить уверенность в свои силы.

Каждый учитель следующий нормам педагогики сотрудничества должен помнить, что учитель не должен жаловаться родителям на детей в дневниках, разжигать соревнование между родителями, вывешивать ведомости успеваемости по месту работы родителей. Учите должен показать родителям, что их дети хорошо учатся. Ф.Я. Шапиро говорила что:...Хватит нам бегать по лестницам и стучаться в двери: "Ваша Маня не учит уроков!" Если же ученик требует внимания и помощи, то надо оказывать ее до конца, до тех пор, пока он прочно не станет на ноги. Лучше потратить на одного ребенка хоть год. [1]"

Методы педагогики сотрудничества

Основой педагогики сотрудничества является гуманизм и взаимоуважение сторон образовательного процесса. Схема учебного сотрудничества заключена в том, что дети непосредственно взаимодействуют друг с другом, а учитель, оставаясь центральной фигурой обучения, специально организуют их сотрудничество.

Для того чтобы педагогика сотрудничества была результативной используют ряд приемов, направленных на повышение взаимопонимания между учителем и учеником Начать следует с этики вербального обращения к ученику. Данный прием направлен на возбуждается и укрепляется радостное ожидание, предвкушение удовольствия в процессе обучения. В диалоге важную роль играют такие фразы как: " Давай подумаем вместе…", "Может быть, сделаем так?" В этих словах заложено участие педагога, а в словах "мне интересно…", " Я хочу знать…" проявляется авторитарный стиль общения, что неприемлемо при организации взаимоотношений сотрудничества.

Важным приемом также является стимулирующее общение, вызывающее радость ученика. Этот прием призван воспитывать любовь и доверие человека к человеку. В процессе общения с детьми тональность произнесения фраз должна быть располагающей, доброжелательной, уважительной, выражающей восхищение.

Прием под названием дорисовывание призван настраивать учащихся на самосовершенствование. Независимо от того, как учение ведет себя на конкретном уроке, учитель " накладывает" на него "краски", веря в то, что учение настроен на совершенствование.

В учебном процессе важно использовать прием приобщения детей к плану урока, а именно ученики сами должны задать тон уроку, стать единомышленниками учителя, чувствовать себя хозяевами урока и осознавать исключительную роль в его творении.

Очень важно доверие ученику. Оно является важным элементов учебной мотивации. Обращаясь к ученику словами: " Только ты это сможешь сделать", "Это очень трудное дело, поэтому добровольцы вперед!" учитель показывает, что он доверяет ученику. Работая в группе, школьник научится вступать во взаимодействие с людьми, учитывая не только свои интересы, но и интересы других, понимать собеседника, активно высказываться, самостоятельно принимать решения [2].

В процессе работы в рамках педагогики сотрудничества приемлемы следующие формы и методы организации учебно – воспитательной работы:

  1. Метод " Учимся вместе"
  2. Метод "Пила"
  3. Метод " Вертушка"
  4. Метод диалога при организации групповых дискуссий
  5. Метод "Мудрая сова"

Основа любых методов в рамках педагогики сотрудничества – это сотрудничество учителя и ученика. При этом исключается состязательность в успехах. Учитель не оказывает давление на учащихся. Каждый учится в меру своих возможностей.

Особую актуальность в современном образовании приобрели следующие приемы:

  1. Приём "Лови ошибку!"
  2. Приём "Пресс-конференция".

Первый прием основан на том, что учитель даёт правила, цитаты, формулы, где одно или несколько утверждений – неверны. Необходимо найти ошибку и доказать ошибочность, аргументируя свой выбор.

Что касается приема "Пресс-конференция", то учащиеся, получив исследуемый текст, должны составить список вопросов к тексту. Затем группы отвечают на вопросы друг друга.

Учитель приобретает роль организатора самостоятельной, познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся, его роль больше не сводится к передаче информации и контролировании ее усвоения [3].

Ученики получают возможность:

  • думать свободно;
  • говорить непринуждённо, эмоционально;
  • много и внимательно читать;
  • много думать и анализировать;
  • осознавать, как важны для жизни и профессиональной деятельности знания физики;
  • самому рассуждать много, свободно, эмоционально, разнопланово, зная, что тебя поймут.

Учитель в рамках педагогики сотрудничества должен оказать посильную помощь учащимся в самореализации и поиске знаний из самых различных источников, уметь делать выводы, аргументировать их, видеть проблемы, генерировать идеи, искать способы рационального решения вопросов.

Литература

  1. Манифест "Педагогика сотрудничества" – Переделкино,1986г.
  2. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы. – М.: Просвещение, 1991.
  3. Николаева Л.В. Педагогика сотрудничества как эффективная технология в преподавании физики //URL: https://conseducenter.ru/index.php/chtenya/145-nikolaeva

Вопросы и комментарии



Задать вопрос

Имя:

Email: (обязательно!)