PEST-анализ

Методика проведения PEST-анализа предприятия. Практический пример PEST-анализа организации.
Рубрика: Менеджмент
Автор: Андрей Нестеров ✔ 16.01.2020

Нестеров А.К. PEST-анализ // Энциклопедия Нестеровых


PEST-анализ предприятия

PEST-анализ применяется для оценки влияния факторов внешнего окружения предприятия на его основную деятельность и прибыльность. Этот метод стратегического анализа отличается простотой, удобством и наглядностью.

PEST-анализ основывается на оценке влияния политических, экономических, социальных и технологических факторов. Аббревиатура обозначает политические, экономические, социальные и технологические факторы, а сам анализ изучает влияние на деятельность предприятия политико-правовых, экономических, социокультурных и технологических факторов.

PEST-анализ

Факторы внешнего окружения

Анализ внешней среды предприятия позволяет организации отследить происходящие процессы, установить определенные связи между ними и определить характер влияния на саму организацию, с учетом существующих возможностей и угроз. Не учитывая характер влияния внешней среды, организация не способно эффективно функционировать на целевом рынке.

Макроокружение определят общие условия хозяйствования для организации, при этом какого-либо особого характера этих условий для отдельной организации нет, поскольку они одинаковы для всех экономических субъектов из определенной сферы деятельности. Следовательно, влияние выступает как примерно одинаковое для всех организаций подобного типа. Соответственно необходимо изучение глобальных факторов внешнего окружения.

  • Политические и правовые факторы сосредоточены в нормативно-правовой сфере, характеризуя наиболее общие условия для ведения предпринимательской деятельности. Основные вопросы касаются правового регулирования сферы деятельности предприятия и налогового законодательства.
  • Экономические факторы определяют общие условия, в которых действует хозяйствующий субъект, и включают в себя динамику роста экономики, макроэкономические показатели и тенденции на рынке капитала.
  • Социально-культурные факторы состоят из демографических аспектов, движения рабочей силы, уровня образования, квалификации кадров, разделяемых обществом ценностей, структуры социальных групп, предпочтений целевой аудитории, мифов, предубеждений.
  • Технологические факторы характеризуются прогрессом, свойственным для отрасли. Часто требует детализированного анализа, так как большинство предприятий связаны с технологиями и должны соответствовать последним достижениям науки и техники. Основные области: производственные технологии по основному виду деятельности, Интернет, коммуникации, информационные технологии.

Правовое регулирование, экономические условия хозяйствования, социальный климат в обществе и технологические факторы развития или модернизации производственных возможностей – все вместе они образуют факторы, на которые фирма не может влиять, но может адекватно и своевременно реагировать на их изменения, а также предвидеть возможные последствия тех или иных событий в этих сферах. При этом особенность социальных факторов состоит в том, что они опосредованно влияют как на другие глобальные факторы, так и на внутреннюю среду организации.

Цель PEST-анализа – выявить факторы, которые влияют на предприятие и проанализировать характер этого влияния.

Расширенный вариант – ESTEMPLE-анализ – включает факторы ближнего окружения, медиа и этические аспекты, при этом разделяя на две группы политические и правовые факторы.

В таблице приведен список факторов по каждой группе, это типовой набор, который нужно изучить, приступая к PEST-анализу. В процессе можно конкретизировать такие факторы, с учетом их влияния на исследуемое предприятие. В зависимости от сложившейся ситуации в экономике и отрасли можно составить собственный список факторов, оперируя типовым набором.

факторы PEST-анализа

Типовые факторы для PEST-анализа

PEST-анализ следует проводить, опираясь на только на текущее состояние факторов каждой группы, а прогнозируя возможные изменения на 3-5 лет вперед. Долгосрочная перспектива позволит применить результаты анализа при разработке стратегических решений, которые так или иначе затронут прибыль предприятия в будущем. Стоит потратить время и подробно проанализировать тенденции по каждому фактору на 3-5 лет, от этого будут зависеть стратегические цели и тактические решения, которые максимизируют экономическую выгоду предприятия в долгосрочной перспективе.

Метод PEST-анализа

Этапы проведения PEST-анализа:

  1. Определение факторов внешней среды, влияющих на деятельность предприятия
  2. Оценка значимости каждого фактора
  3. Определение характера влияния всех значимых факторов
  4. Проработка управленческих мер по значимым факторам
  5. Составление таблицы PEST-анализа

Определение факторов макроокружения проводится путем анализа информации в периодической печати, книгах, других информационных изданиях, нормативных документов. Также будет полезным участие в профессиональных конференциях, изучение мнений экспертов, проведение собраний и обсуждений внутри организации.

Если факторы определены на основе анализа информации в периодической печати, книгах, других информационных изданиях, нормативных – подтвердите это ссылкой на источник.

Далее разбейте факторы на 4 группы: политико-правовые факторы, экономические, социально-культурные и технологические – и проведите оценку их значимости экспертным методом.

Оценка значимости определяется по формуле:

Значимость фактора = Средняя оценка экспертов * Сила влияния / Общая сила влияния факторов внешней среды

Силу влияния фактора определяет автор анализа от 1 до 3, эксперты оценивают фактор по пятибалльной шкале.

Метод оценки факторов PEST-анализа

Фактор

Сила влияния

Экспертная оценка

Средняя оценка экспертов

Значимость фактора

1

2

3

4

5

Политико-правовые факторы

Визовый режим

1

3

2

1

2

3

2,2

0,08

Изменение трудового законодательства

2

4

5

4

5

5

4,6

0,32

Благоприятный характер отношений

2

4

3

5

3

2

3,4

0,23

Ограничения для иностранных резидентов

1

1

2

2

1

2

1,6

0,06

Экономические факторы

Положительная динамика экономического роста

3

5

4

2

3

4

3,6

0,37

Наличие достаточного количества клиентов

2

5

5

4

4

4

4,4

0,30

Интенсивность конкуренции

3

1

2

3

1

2

1,8

0,19

Социально-культурные факторы

Рост числа потенциальных клиентов

3

5

4

4

5

4

4,4

0,46

Благоприятные условия для продвижения на целевом рынке

2

3

5

4

3

5

4

0,28

Низкий уровень развития специального образования в целевом регионе

2

1

2

1

2

2

1,6

0,11

Отсутствие ограничений со стороны общества

1

1

1

2

3

1

1,6

0,06

Технологические факторы

Свободный доступ на рынке к продукции и необходимому оборудованию

3

4

5

3

4

4

4

0,41

Необходимость приобретения оборудования

2

1

2

2

2

1

1,6

0,11

Отсутствие необходимости в технологических картах

2

1

2

1

1

1

1,2

0,08

Общая сила влияния факторов внешней среды

29

Скачать шаблон PEST-анализа с формулами для расчета.

В рамках PEST-анализа в расчет принимаются только те факторы, которые имеют высокую значимость. В отношении таких факторов должен быть определен характер влияния и возможные управленческие решения по их учету и использованию.

После этого составляется таблица PEST-анализа в таком формате:

Форма таблицы PEST-анализа

Фактор

Влияние

Управленческие меры

Политические факторы

Фактор 1

Описание влияния

Характеристика мер

Фактор 2

Описание влияния

Характеристика мер

Экономические факторы

Фактор 1

Описание влияния

Характеристика мер

Фактор 2

Описание влияния

Характеристика мер

Социальные факторы

Фактор 1

Описание влияния

Характеристика мер

Фактор 2

Описание влияния

Характеристика мер

Технологические факторы

Фактор 1

Описание влияния

Характеристика мер

Фактор 2

Описание влияния

Характеристика мер

По каждому фактору в таблице прописывается влияние на отрасль или само предприятие, затем планируются меры, которые должны быть реализованы, чтобы снизить влияние негативных факторов и максимально использовать влияние положительных.

PEST-анализ может применяться для определения внешних возможностей и угроз в SWOT-анализе.

Пример PEST-анализа предприятия

Пример PEST-анализа

пример pest анализа

Результаты PEST-анализа дополняются аналитической запиской, пример:

В настоящее время отсутствуют неблагоприятные политические факторы. Все правительственные мероприятия направлены на повышение эффективности экономики и экономического роста. Экономические факторы обусловлены положительной динамкой экономического роста, что на фоне значительного количества русскоязычных семей с детьми в Ханое следует признать благоприятным окружением. Рост потребности образовательных услугах на русском языке определен основным фактором для продвижения целевых услуг предприятия, это комплексный учебный процесс. Сама возможность реализации такого образовательного проекта соответствует росту спроса на образовательные услуги на русском языке, в первую очередь, для детей.

Для организации работы не требуется внедрение сложных технологий и технических устройств, а также организация сможет существенно упростить себе работу, используя широко применяемые технические устройства.

Социальные факторы формируют благоприятные условия для работы в социальном сегменте внешней среды с учетом культурных особенностей и предоставления образовательных услуг на русском языке в Ханое.

С учетом всех возможных факторов можно сделать вывод о благоприятных условиях макроокружения.

Вопросы и комментарии



Задать вопрос

Имя:

Email: (обязательно!)