Пираты в Сомали

Зарождение и версии о финансировании сомалийских пиратов в XXI веке.
Рубрика: Прочее
Теги: Сомали
Автор: Ирина Нестерова ✔ 06.05.2017

Нестерова И.А. Пираты в Сомали // Энциклопедия Нестеровых


История пиратства в Сомали

Все мы с детства помним фильмы о пиратах: Одиссея капитана Блада, Остров сокровищ и т.д и т.п. Однако, современные пираты мало чем похожи на благородных страдальцев или благородных негодяев из классики. Уже около 20 лет на весь мир известны своей жестокостью пираты Сомали. Они грабят, убивают и берут в заложники.

Пиратство у берегов Сомали стало следствием продолжительной гражданской войны. Все охранные и правовые структуры перестали существовать. Как следствие, на территории страны восторжествовала анархия и разгул преступных и экстремистских группировок.

Отдельной категорией преступных формирований на территории Сомали стали пираты. Громко о сомалийском пиратстве заговорили начиная с 2004 года. Случаи нападения пиратов Сомали на грузовые корабли упоминалось и ранее. Оставшиеся без средств к существованию, озлобленные и жестокие люди отравленные гражданской войной, бросились грабить проплывающие мимо корабли.

Сомалийские пираты – это вооружённые группировки, захватывающие с целью выкупа морские суда у берегов Сомали. Сомалийские пираты – это в основном молодые люди 18–35 лет.

Пиратству способствовало то, что почти половина территории страны представляет собой береговую линию. Мимо нее проходит популярный транспортный коридор, через который ежедневно курсируют до 1000 судов. Оконечность полуострова Африканский рог, на котором и находится Сомали, выдающаяся далеко в океан, создает максимально удобные условия для пиратства [1].

Начиная с 2008 года, пиратство в Сомали превратилось в прибыльный бизнес и бич для судоходства. В 2008 году по данным Международного Морского Бюро (ММБ, IMB) было совершено 293 нападения пиратов по всему миру в 2008 году, что на 11% больше, чем в 2007 [2].

Пираты в Сомали

Самым опасным местом в мире считался Аденский залив, известный как "Аллея пиратов". За 2008 год там было зафиксировано 111 нападений. Существенный рост активности сомалийских пиратов привел к росту атак на суда почти вдвое в течение первого квартала 2009 года по сравнению с тем же периодом в 2008 году. За три месяца 2009 года было доложено в Центр отчетности о пиратах Международного Морского Бюро (IMB Piracy Reporting Centre) о 102 инцидентах, в то время как в первом квартале 2008 года произошло 53 нападения. Согласно ежеквартальному отчету, атаки возросли на 20% по сравнению с последним кварталом 2008 года [2].

41 инцидент был зарегистрирован в районе Аденского залива, включая захват 5 судов. В январе 2009 года каждое шестое судно из числа атакованных было захвачено, в феврале это число снизилось до каждого восьмого и одного из 13 в марте.

С 2005 по 2012 год более 3740 членов экипажей из 125 стран стали жертвами сомалийских пиратов. 97 человек погибли.

Вблизи восточного побережья Сомали было зарегистрировано 20 атак в первые три месяца 2009 года, при этом только в марте произошло 18 нападений, включая 4 захвата [3].

Сомалийские пираты. Фото с увеличением

Сомалийские пираты. Фото с увеличением

Начиная с 2010 пиратство в Сомали пошло на спад. Так, в 2012 году официально не было зафиксировано ни одного захвата. Возможно, одной из причин снижения активности пиратов Сомали стало открытие в 2010 году в столице Пунтленда, Гарове, крупнейшей в мире тюрьмы для пиратов на 500 мест. Известно, что в настоящее время там нет свободных мест. Средства на строительство и содержание тюрьмы выделяет ООН.

За 2013 год не было зафиксировано ни одного нападения сомалийских пиратов. Общая частота нападений с 2012 по 2016 снизилась на 90%. Последним громким захватом было захват нефтяного танкера 14 марта 2017 года. Об этом сообщили сомалийские власти. В итоге пираты просто отпустили команду не получив выкуп. Данный захват судна выглядит нелепым и бессмысленным. Или же обыватель чего-то не знает?

Откуда взялись пираты Сомали

Рассмотрев историю сомалийского пиратства невозможно не задаться рядом вопросов, на которые нет однозначного ответа. Каковы же причины пиратства в Сомали? Кто спонсирует пиратов? Одной из ключевых версий появления и процветания пиратства в Сомали считается бедность и раскол государства.

Версия 1. Бедность и война

Население Сомали не особо хочет трудиться, не просто потому-что трудиться негде, а еще и по причине того, что нет достойного мотиватора для трудовой деятельности. Зачем работать, если можно воровать и убивать.

Огромное количество оружия у пиратов Сомали объясняется тем, что осталось много оружия со времен эфиопо-сомалийских войн и других конфликтов. Кроме того, рождаемость в Африке высока, а как прокормить детей, не работая? Звучит все это очень складно, но, возникает вопрос: как при наличии старого оружия и отсутствия потока нового можно так долго терроризировать весь мир? Ответ прост: пиратам поступало дополнительное вооружение от "спонсоров". Поступления шли до определенного момента. Пока это было кому-то выгодно. Кому?

Денежные купюры Сомали 2013 год.

Денежные купюры Сомали 2013 год.

Версия 2. Версия о выгоде американцам и Ко.

Морской путь, проходящий вдоль побережья Сомали, представляет собой огромную ценность для мирового судоходства. Кому же не захочется контролировать грузопоток по данному маршруту. Американцы и их европейские друзья явно не заинтересованы в стабильности в данном регионе. Именно благодаря сомалийским пиратам частные охранные агентства зарабатывают огромные деньги на охране кораблей и танкеров от вооруженных нападений.

Ни для кого не секрет, что за сопровождение грузовых кораблей американцы требуют огромные деньги. Стоимость охраны начинается от ста тысяч долларов США. Кроме того, с 2005 года НАТО регулярно "распиливало бюджет" под предлогом борьбы с пиратством в Сомали. Эти бравые вояки систематически организовывали "плановые вылазки" против пиратов.

Очередная вылазка борцов с пиратством из НАТО

Очередная вылазка борцов с пиратством из НАТО

Однако, с 2012 года, пиратство у территории Сомали пошло на спад, а деньги за охрану американцы все равно берут, а корабли по привычке платят. Платят все, кроме русских. Хотя и тут бываю исключения.

Русские моряки уже ни один раз победили пиратов своими силами, причем победили так, что пираты брызгали слюной на всех европейских теле-радио каналах и грозились убивать всех русских моряков, но кроме угроз, сделать ничего не смогли.

В 2014 году пираты захватили российский танкер "Московский университет". Российский спецназ ВМФ высадился и освободил судно от пиратов, пиратам дали шлюпку и отпустили в открытое море [4].

Версия 3. Версия о выгоде страховым компаниям.

Крупные страховые компании не без удовольствия страхуют суда на предмет защиты от рисков, связанных с нападением сомалийских пиратов. Суммы страховых взносов астрономические. По официальной информации больше всех обогатились страховые компании Великобритании. Страховой бизнес на пиратах приносит финансовой площадке Лондона миллиарды. Именно там продается основное число страховок на случай пиратских нападений. Стоимость одного страхового полиса на один рейс колеблется в пределах 10-20 тысяч евро.

Пиратство в Сомали

Пиратство в Сомали

Особый интерес вызывает содержание страховых договоров. Так, ранее, согласно правилам необходимо было выполнять следующие условия:

  • Если пираты поднялись на борт судна, оказывать сопротивление им было нельзя.
  • Часть экипажа укрывалась в бронированной комнате безопасности, меньшая часть оставалась в рубке и выполняла все требования пиратов.
  • Не выполнять требования пиратов запрещено – в случае, если в результате конфликта будут трупы, страховая может отказать в возмещении [4].

Не менее интересен тот факт, что число нападений на корабли, начиная с 2012 года, сократилось на 90%, а стоимость страхования кораблей от пиратов Сомали не уменьшилась.

Где пираты Сомали сейчас

Несмотря на то, что пиратство было выгодно многим, борьба с ним боле эффективными методами началась в 2010 году. В тот момент, когда западные аналитики пришли к выводу, что ущерб от пиратства начал превышать выгоду, все ключевые мировые державы объединились и начали борьбу с пиратством.

Благодаря пиратству в Сомали значительно вырос наркорынок. Так, в 2010 году ежедневно в аэропорт Могадишо из Кении доставлялось по 9 тонн листьев ката. Даже когда пиратство пошло на спад, кат продолжал приносить огромные барыши [5].

В рамках борьбы с пиратством в Сомали и усилением безопасности в регионе, Россией был предложен проект резолюции в ООН. Уже в апреле 2010 года Совбез ООН принял российский проект резолюции об обеспечении эффективного уголовного преследования за пиратство. В мае 2010 года в Йемене состоялся показательный процесс – шестерых пиратов приговорили к смерти, еще шестерых – к 10 годам тюремного заключения [5].

Начиная с 2011 года пираты стали действовать с особой жестокостью. Однако это их не спасло. Те, кому они ранее были выгодны – отвернулись от них. Именно в 2011 году при помощи давления мирового сообщества удалось уговорить руководство Пунтленда изгнать пиратов из своих портов и организовать полицию для охраны прибрежных территорий.

Пунтленд – автономный район в восточной части Сомали, включающий территории девяти её северо-восточных провинций.

При этом власти Пунтленда получили существенные денежные вливания в развитие государства. Из Пунтленда пираты перебрались в другое квазигосударство – Галмудуг.

В настоящее время центр пиратства переместился в Азию. Именно здесь по последним данным отмечено больше всего случаев нападения на грузовые суда. В Азии нападения в большинстве случаев происходят в территориальных водах и потому рассматриваются как вооруженный разбой. Примерно 40% всех происшествий происходит на якорных стоянках и у причалов и около 60% – с проходящими судами.

Статистика по пиратству

Общая статистика морского пиратства и разбоя в мире на основе данных ИМО, ММБ И RECAA [6]

Что же касается сомалийских пиратов, то сейчас они затаились. Попытки захватить суда предпринимаются все реже и реже. Однако, никто не знает, что ждет нас в будущем. Может пираты Сомали снова заявят о себе. Но, хотелось бы, чтобы мир о них забыл навсегда.

Литература

  1. Корсары из Сомали. Как возникло и как исчезло современное пиратство в Африке // URL: http://factspedia.ru/facts/korsaryi-iz-somali/
  2. Статистика по нападениям морских пиратов. Справка// URL: https://ria.ru/spravka/20100522/236946361.html
  3. Пиратство в Сомали // URL: http://maritime-zone.com/articles/pirates-of-somalia
  4. Афанасьев Александр Экипаж специального назначения – М.: Эксмо, 2015
  5. Зеленый Роджер. Расцвет и закат сомалийского пиратств. // URL: https://lenta.ru/articles/2015/03/03/somali/
  6. Кузнецов Виктор Морское пиратство сегодня // Журнал Морской флот № 4, 2016

Вопросы и комментарии



Задать вопрос

Имя:

Email: (обязательно!)