План-конспект урока географии: особенности составления
План-конспект урока географии обязательно должен включать в себя наглядность. Красочные слайды, обилие плакатов позволят учащимся лучше освоить новую информацию. План-конспект урока географии составляется в соответствии со стандартной схемой подготовки конспекта:
- изучить учебный план по предмету география;
- написать номер и тему урока географии в соответствии с учебной программой;
- сформулировать цели и задачи урока в соответствии с требованиями современной педагогической науки;
- составить план урока;
- описать предполагаемый ход урока.
Рекомендуемыми элементами план-конспекта урока географии является использование ИКТ (информационно-коммуникационные технологии). К сожалению, некоторые педагоги, особенно учителя "старой школы" считают, что использование ИКТ на уроке географии может затмить заслуги педагога. Однако, на наш взгляд, в век высоких технологий ИКТ на уроке подчеркнут высокий профессионализм и эрудицию педагога.
Составляя план-конспект урока географии, важно помнить, что план занятия пишется в краткой форме по основным этапам урока. Самым удобным способом оформления план-конспекта урока географии является табличная форма. Ход урока представляется в виде таблицы следующего содержания:
№ | Этап урока | Приемы и методы | Время, минут |
... | ... | ... | ... |
Под таблицей указывается домашнее задание, которое учащиеся получат на следующий урок. Однако данная форма план-конспекта урока географии не является обязательной. Очень много педагогов предпочитают стандартный вид план-конспекта урока географии.
Каждый учитель при составлении план-конспекта урока географии должен видеть и раскрывать связь географии с другими предметами школьной программы, связь теоретических знаний с практической деятельностью, в которой они используются.
Самое главное при составлении план-конспекта урока географии - это то, что важно запомнить для себя тот факт, что план-конспект - это необходимая составляющая при подготовке к уроку. Все заранее должно быть продумано. Но предугадать все события, все мысли и ответы учащихся не возможно. Поэтому нужно уметь импровизировать и терять нить урока при появлении нестандартных ситуаций.
План-конспект урока географии в 6 классе
Тема урока географии "Стороны горизонта"
Цели урока:
Изучить новый материал: определение сторон горизонта на плоскости и азимута.
Развивать географическое мышление и способность применять имеющиеся знания в решении новых учебных задач.
Развивать познавательный интерес к предмету, внимательность, наблюдательность. Воспитывать чувство товарищество и помощи.
План урока:
1. Организационный момент;
2. Объяснение нового материала;
3. Закрепление нового материала;
4. Объяснение нового материала;
5. Закрепление пройденного материала;
6. Подведение итогов урока;
7.Домашняя работа.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Учитель: Сегодня у нас довольно сложная, но очень интересная тема. Работы очень много. Мы должны сегодня успеть почитать сказку, проверить свою внимательность и, конечно, поиграть. И что бы все успеть, надо настроиться на хорошую работу.
2. Объяснение нового материала.
Учитель: А начнем мы с самого приятного. Сейчас я вам прочитаю отрывок одной из очень известной сказки. Узнайте сказку.
(Будур подала магрибинцу кубок вина, в которое она подсыпала сонного порошка. Магрибинец выпил и сразу же уснул. Алладин вбежал и вытащил лампу из-за пазухи. Потер ее и сейчас же появился Маймун, раб лампы. "Что прикажешь хозяин?" - спросил Маймун. "Отнеси дворец на прежнее место!" - сказал Алладин. "А что сделать с ним"? - спросил Маймун, указывая на магрибинца. "А пусть идет на все четыре стороны, " - ответил Алладин. Через мгновения дворец уже стоял напротив дворца султана. Султан встретил их, плача от радости.
Алладин долго и счастливо жил со своей Будур, султаном и с матерью.)
Учитель: Что же это за сказка? А о каких четырех сторонах идет речь? Правильно, стороны горизонта. Это тема нашего урока. Открываем тетради и записываем тему урока. Давайте с ними познакомимся.
(Учитель показывает и объясняет, а учащиеся рисуют и записывают стороны горизонта в тетради.)
3. Закрепление нового материала.
Учитель: Давайте теперь поиграем и потренируемся в определении сторон горизонта. С Чебоксарского аэропорта отправляются рейсы Чебоксары- Сидней, Чебоксары – Лондон, Чебоксары – Рио - де – Жанейро, Чебоксары-Тбилиси. Какой курс должны держать пилоты, что бы не сбиться с курса?
(Учащиеся записывают объект и сторону горизонта)
А вы хотите побывать в этих городах? А какой город вы бы предпочли? Почему?
А теперь проверим. Поднимите руки у кого правильно. Молодцы!
Физкультминутка.
4. Объяснение нового материала.
Учитель: Каждая сторона горизонта имеет не только свое название, но и цифровое значение - азимут. Что же такое азимут? Открываем учебники на стр. 15, и прочитаем определение азимута. А сейчас их обозначим на вашем первом рисунке.
(Учитель объясняет и показывает на слайде азимут сторон горизонта, а учащиеся записывают их в тетради.)
5. Закрепление пройденного материала.
Учитель: А теперь проверим вашу внимательность. Оставив, с верху 5 см. в середине листа поставьте точку. От этой точки проведите линию:
- по азимуту 0 - 6 клеток и поставьте букву Г
- по азимуту 180 - 6 клеток и поставьте букву З
- по азимуту 90 - 6 клеток и поставьте букву Р
- по азимуту 270 - 6 клеток и поставьте букву Н
- по азимуту 45 - 1 клетку и поставьте букву О
- по азимуту 225 - 1 клетку и поставьте букву О
- по азимуту 135 - 1 клетку и поставьте букву И
- по азимуту 315 - 1 клетку и поставьте букву Т
Теперь соедините буквы по порядку, чтобы получилось слово, обозначающая видимую линию слияния части земной поверхности с небом. И если вы все сделали правильно, то у вас получится вот этот рисунок.
А теперь усложняем задачу и поиграем в игру "Географический лабиринт". Мы попали в сложный лабиринт. Чтобы выйти из лабиринта вы должны будете нарисовать свой путь в тетради. Оставив сверху 6 см., в середине листа поставьте точку. Не отрывая карандаш от тетради, выполните следующие мои действия.
(Учащиеся рисуют в тетради, выполняя задание, находящееся на экране.)
Учитель: Ваш путь должен иметь следующий рисунок.
Поздравляю вас с успешным выходом из лабиринта. Те, которые не смогли сегодня выйти из лабиринта не расстраивайтесь, ваши товарищи наверняка вам помогут и не оставят вас в беде. Ведь для этого и нужны настоящие друзья. А дома еще раз выучите стороны горизонта и тогда, в следующий раз, все получится. Ну а те, которые смогли правильно пройти трудный путь, вы назначаетесь капитанами ваших кораблей и в доброе плаванье! А куда бы вы хотели отправиться в плаванье? А почему именно туда? Путешествие- это не просто. Океан может преподнести много сюрпризов. Он бывает то спокойный, то бушующий, то успокаивающий, то волнующий.
Свежеет ветер, меркнет ночь,
А море и злей бурлит.
И пена плещет о гранит-
То прянет, то отхлынет прочь.
Вот уж понемногу непогодь стихает;
Ветер с листьев воду веником сметает.
Тучки разлетелись, словно птицы в гнезда,
Бисером перловым высыпались звезды.
А теперь садимся к компьютерам и попробуйте найти информацию о месте вашего путешествия через Интернет.
6. Подведение итогов урока.
Учитель: Сегодня мы поработали очень хорошо. Надеюсь, что вам не было скучно.
(Учитель выделяет отдельных учеников, выставляет им оценки.)
7. Домашняя работа.
Учитель: Чтобы лучше выучить стороны горизонта, потренируйтесь по рабочим тетрадям. Задание № 1,2,4,5