Составление план-конспекта урока ИЗО
Поскольку план-конспект урока составляется каждым учителем изобразительного искусства с учетом собственного опыта, то он является отражением творческого подхода учителя. План-конспект урока ИЗО - это структурная модель, создаваемая для того, чтобы помочь ученикам развить творческое усвоение приемов ИЗО. Школьный курс ИЗО содержит достаточно большой объем приемов и методов рисования, поэтому учителю нужно структурировать его в виде отдельных уроков.
План-конспект урока ИЗО состоит из основных разделов, характерных для всех план-конспектов. Как обычно, план урока содержит цели урока, оборудование, подробный ход урока и т.д. В расширенный план-конспект может входить также подробное описание того, что ученики должны делать по ходу урока. Зачастую план урока по изобразительному искусству не содержит домашнего задания, так как им обычно является задание закончить рисунок, начатый на уроке.
План-конспект урока изобразительного искусства отличается строгой структурой в отношении основных элементов. В остальном все зависит от методов преподавания конкретного учителя и его подхода к ученикам. Однако, не допускается тезисной модели построения, так как она отсутствует на уроках ИЗО.
Общая форма конспекта по ИЗО должна быть удобной для учителя, но обязательно содержать все основные элементы. При этом рекомендуется добавлять рекомендации общего характера, касаемо методики преподавания ИЗО. Из можно вынести за пределы традиционных элементов план-конспекта, который, однако, должен иметь продуманную структуру изложения материала.
Далее приведен пример план-конспекта урока изобразительного искусства.
Пример план-конспекта урока ИЗО
Тема урока ИЗО: "Люблю я Русь, за осень золотую. Рисование на заданную тему."
Цели урока:
- обратить внимание детей на особенности признаков осени в природе, на красоту форм и окраски растений;
- развивать у детей умения писать кистью, пользуясь разными приемами: широкими и плавными мазками и линиями, концом кисти, примакиванием кисти к бумаге и мелкими мазками;
- прививать навыки пространственного расположения рисунка в месте;
- учить заполнять цветом весь рисунок.
Оборудование для урока ИЗО:
Для учителя:
- репродукция картины И.Левитана "Золотая осень":
- иллюстрации художника А. Белюкина на стихи А.Пушкина в книге "Уж небо осенью дышало":
- Грамзапись "Октябрь" из детского альбома П. Чайковского "Времена года"
- Большой лист бумаги и все необходимое для демонстрации последовательности выполнения работы красками.
Для учащихся:
- Белая и цветная бумага (голубая, светло серая, желтоватая или бледно зеленая);
- Краски;
- Кисти и все необходимое для выполнения работы красками.
Уроку предшествует наблюдение учащимися за деревьями в школьном саду.
Ход урока ИЗО.
1. Организационный момент
2. Сообщение темы урока.
После проверки готовности класса к уроку учащимся
Учитель говорит, что на уроке они будут рисовать осенние деревья. Но сначала им необходимо вспомнить свои наблюдения за природой, деревьями в школьном саду во время прогулки.
3. Беседа.
4. Вопросы учителя:
а) Какое время года?
б) Какие изменения произошли осенью в жизни растений?
в) Чем деревья отличаются друг от друга?
Ответы учащихся обобщаются:
- Наступила осень, и природа вокруг нас изменилась. Деревья, кусты и травы стоят в осеннем наряде.
- Листва на деревьях осенью очень разнообразна по цвету. Она имеет зеленые, красные, желтые и другие оттенки. Листьев на деревьях становится все меньше. Они падают, кружатся на ветру, ложатся красивым ковром на землю.
- Мы наблюдаем за деревьями различных пород. Они отличаются друг от друга по форме, цвету стволов и листьев. Ветки у них тоже располагаются не одинаково. Но у всех деревьев стволы толще внизу и тоньше к верху, ветки располагаются вокруг ствола, на больших ветках и маленьких веточках располагаются листья. Основание передних деревьев мы видим ниже, чем основания дальних, основания деревьев расположены на земле, а за деревьями видно небо.
- Работа с иллюстративным материалом.
Затем внимание детей обращается на репродукцию картины И.Левитана "Золотая осень".
- Нравится ли эта картина?
- Объясните почему?
- Как вы думаете, почему художник так назвал свою картину?
Рассматривая картину, учащиеся обращают внимание на красоту природы изображенную художником, на яркость и разнообразие осенних красок, с помощью которых отражена эта красота.
- Назовите деревья, которые вы видите на картинке?
- Укажите, какие деревья на переднем плане и объясните, как они изображены на картине.
- Почему мы сразу видим, какие деревья ближе расположены к нам, какие дальше?
На эти же особенности внимание детей обращается и при просмотре иллюстраций художника А.Белюкина на стихи А.Пушкина:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса;
Люблю я пышное природы увяданье
В багрец и золото, одетые поля…
А так же на то, как поэт и художник передают свои чувства и отношения к природе осенью.
Затем учащиеся снова вспоминают свои наблюдения в школьном саду и стараются передать их в рисунке кистью и красками.
Учащиеся выполняют рисунок во весь лист, положив его по горизонтали.
5. Показ и объяснение учителя.
Учитель предлагает обозначить землю вдвое уже, чем небо. Затем показывает, как подобрать на палитре цвет неба и сверху вниз (слева направо) до горизонтальной линии нанести эту краску на бумагу, как нарисовать облака. Тем детям, которые работают на цветной бумаге, цвет неба заменит ее цвет.
- Затем учитель показывает, как с помощью цвета обозначить землю. Для этого берет коричневую, желтую или зеленую краску.
- После просыхания фона дети пишут деревья (сразу кистью без предварительного прорисовывания карандашом.)
Учитель объясняет, как надо писать кистью, чтобы было понятно, какие это деревья и что одни из них расположены ближе, другие дальше.
- Сначала легкими линиями намечаем стволы деревьев. Делаем это быстрыми движениями снизу вверх, не забывая при этом, что внизу стволы шире, а кверху уже.
- Потом рисуем ветки. Располагаем их не симметрично, как это обычно рисуют маленькие дети, вокруг стволов, так чтобы некоторые ветки загораживали другие, как это наблюдается в природе.
- Цвет стволов пишем широкими мазками кисти.
- Потом легкими плавными линиями намечаем ветки, веточки и листву на деревьях. При этом используем еще один работы - метод примакивания кисти к бумаге.
- И, наконец, уточняем детали. Деталь прописываем кончиком кисти. Для работы используем разные краски, как в чистом виде, так и смешанные между собой.
После объяснения весь иллюстративный материал убирается, чтобы он не мешал детям использовать свои личные впечатления.
6. Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветерок все тише, тише,
Деревцо все выше, выше.
7. Самостоятельная работа учащихся.
Учащиеся приступают к самостоятельной работе
Во время работы включается грамзапись пьесы "Октябрь" из альбома П.Чайковского "Времена года". Под звуки тихой музыки дети выполняют свои рисунки.
8. Выставка рисунков.
Проводится выставка работ и их анализ.
9. Итог урока. Чему учились на уроке?
- Что вам больше всего понравилось на уроке ИЗО?
- О чем вы расскажите дома?