Составление план-конспекта урока математики
План-конспект урока математики это отражение творческой мысли учителя в виде структурной модели, которая создается, чтобы направить учеников на творческое усвоение знаний по школьному курсу математики.
Подготовка конспектов различных уроков является неотъемлемой частью получения педагогического образования как в колледжах и техникумах, так и в высших учебных заведениях. В настоящее время огромное внимание уделяется преподаванию таких сложных предметов как математика, алгебра и геометрия.
Существует ряд особенностей, характерных именно для план-конспектов урока математики, соблюдение которых поможет написать грамотный урок. Прежде всего, нужно учитывать, что конспект урока имеет нестрогую структуру, которая в большой степени зависит от личности учителя и методов его работы, а также особенностей учеников, с которыми он работает. План-конспект урока математики составляется в тезисном виде, но общая форма должна быть удобна непосредственно для учителя. Однако есть ряд элементов, которые должны присутствовать в конспекте в обязательном порядке. В конспект урока можно включить советы и рекомендации общего характера, в зависимости от того, какие требования предъявляются к содержанию. Вместе с тем, необходимо соблюдать продуманную последовательность в изложении материала, которая позволит улучшить усвоение математики учащимися.
План-конспект включает в себя объем и содержание изучаемого материала, в него входит распределение этапов уроков, описание того, что должны делать ученики на уроке математики, а также оборудование и домашнее задание.
План-конспект урока имеет нестрогую структуру, которая в большой степени зависит от личности учителя и методов его работы, а также особенностей учеников, с которыми он работает. План-конспект составляется в тезисном виде, но общая форма должна быть удобна непосредственно для учителя математики. Однако основные элементы должны присутствовать обязательно. В план-конспект можно также включить советы и рекомендации общего характера, в зависимости от того, какие требования предъявляются к содержанию урока математики. Вместе с тем необходимо соблюдать продуманную последовательность в изложении материала.
Пример план-конспекта урока математики
Тема урока математики: Закрепление таблицы умножения до 8 и деление
Цели урока математики:
- закрепить знание таблиц умножения и деления до 8;
- совершенствовать вычислительные навыки (сложение и вычитание в пределах 100, табличное умножение и деление), умение решать задачи, выражения; находить периметр;
- развивать навыки письменного и устного счета, мыслительную деятельность учащихся при решении задач;
- развивать умение сравнивать, анализировать, развивать память, логическое мышление учащихся;
- совершенствовать навыки самоконтроля и взаимоконтроля при выполнении самостоятельной и коллективной работ;
- воспитывать активность, ответственность, самостоятельность;
- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему нас миру, чувство красоты.
Оборудование для урока математики:
- учебники математики для 2 класса (авторы: Волкова, Степанова Математика 2 класс)
- листы индивидуальной работы (приложение 1) - 30 шт;
- карточки с разно уровневыми заданиями (приложени2) - 30 шт.;
- лист бумаги с разметкой (приложение 3) - 30 шт.;
- корзина 1 шт + яблоки 30 шт. (на столе учителя);
- рисунок корзинки - 30 шт. (ученики подготавливают их на уроке рисования)
- рисунок яблоко - 30 шт. (ученики подготавливают их на уроке рисования)
- плакат на доску с заданиями 1 - 4 (приложения №4-7);
- лист бумаги, аналогично приложению № 3, но в крупном масштабе для учителя;
- липкие разноцветные фигурки для выполнения задания 3 из приложения.
Ход урока математики:
I. Организационный момент:
Учитель:
Тихо дверь закрылась в класс,
На уроке мы сейчас.
Ждут задачи и примеры,
Что возьмемся мы за дело.
II. Сообщение темы и цели урока математики
Учитель:
- Ребята, сегодня на уроке мы будем умножать, и делить, а самое главное в конце урока каждый должен для себя решить, как хорошо знает ли он таблицу умножения до 8.
III. Введение в урок математики
Учитель:
- Закройте глаза, представьте, что вы очутились в летнем саду. Кругом тишина, поют птицы, на деревья появился первый урожай, с цветка на цветок перелетают бабочки… Откройте глаза. Я тоже была там с вами, но пока вы любовались красотой летнего сада, я собрала для вас яблоки. У меня на столе корзина с яблоками, а у вас на партах рисунки корзинок и яблок. За каждый правильный ответ вы получите в свою корзинку по одному яблоку (нарисованному), а в конце урока мы подведем итоги и три яблок из вашей корзинки я поменяю на одно яблоко из моей корзинки, чтобы вы смогли восполнить затраченную энергию при работе к следующему уроку.
IV. Закрепление пройденного материала
Учитель:
Посмотрите внимательно, ежик уже нашел свое первое яблоко и несет его. А давайте посмотрим, может вы тоже, сможете положить в корзинку яблочко.
Ученики выполняют в листочек индивидуальной работы задание № 1.
№ 1.Напиши результаты умножения
Учитель:
А теперь проведем анализ вашей работы, ребята отдайте свой листочек соседу по парте. Давайте вместе, хором вы будете мне говорить ответы, я буду их вписывать на плакате, а вы параллельно со мной проверти правильно ли ответил ваш товарищ по парте.
После проверки
Учитель:
Молодцы. Прежде чем отдать листок соседу, давайте посмотрим, а кто из вас заработал первое яблоко. Если в листочке всего две ошибки, то вы смело можете положить в его корзину яблоко.
V. Устный счет
Учитель:
Из разных цифр сложили бусы,
А в тех кружках, где чисел нет,
Расставьте минусы и плюсы,
Чтоб данный получить ответ.
60…42…12 = 6
11…10…19 = 2
Учитель:
- Найдите произведение полученных значений.
(6. 2 = 12) - выражение записывается на доске.
Учитель:
- Произведением каких двух других множителей является число 12?
(3. 4 =12) - выражение записывается на доске.
Учитель:
- Как заменить полученные произведения в виде суммы одинаковых слагаемых?
(6 + 6 = 12) (3 + 3 + 3 + 3 = 12) - запись на доске.
Учитель:
- Что показывает первый множитель в произведении?
- Что показывает второй множитель в произведении?
Учитель:
- Задание выполнили правильно, каждому в корзинку по яблочку.
VI. Индивидуальная работа на карточках на уроке математики
Учитель:
Ребята посмотрите внимательно под корзинку. Там для каждого из вас лежит задание. Выполнив которое вы сможете еще заработать по яблочку в свою корзину.
Слабым учащимся (4 чел.):
Решить задачу, записать решение и ответ: сколько стульев в кафе, если у каждого из 8 столов стоит 6 стульев?
Средним учащимся (13 чел.):
Вставить пропущенные знаки действий. Записать верные равенства:
8 * 6 = 8…5…8
7 * 7 = 7…8…7
8 * 8 = 8…0…64
7 * 9 = 9…8…9
Сильным учащимся (13 чел.):
Решить задачу. Записать решение и ответ: в ряду стоит 7 двухместных парт. Сколько учеников сидит в этом ряду, если 5 мест свободны?
Учитель:
Передайте карточки с решением на стол учителя. Мы с вами очень много трудились поэтому предлагаю немного подвигаться.
Класс встает со своих рабочих мест
Физминутка на уроке математики
Учитель:
Шли по крыше три кота,
Три кота Василия. (Ходьба на месте)
Поднимали три хвоста
Прямо в небо синее. (Руки вверх, потянулись)
Сели киски на карниз, (Присели)
Посмотрели вверх и вниз. (Голову вверх-вниз)
И сказали три кота: (Поднимаемся)
- Красота! Красота! (Прыжки на месте, хлопаем в ладоши)
Учитель:
Молодцы ребята. Вы так хорошо сейчас подвигались, что следующая работа вам покажется еще легче.
VII. Решение задачи
Учитель:
Ребята рядом с корзинкой у вас лежит листочек бумаги.
Давайте его сложим по пунктирной линии. Как вы думаете, какова длина получившейся стороны? (40 см)
А кто мне ответит, каков периметр данной фигуры? (40 см)
А кто быстренько напишет на доске решение? А вы пока ребята запишите решение в тетрадь.
Молодцы. Вернемся к нашему листочку индивидуальной работы задание № 3
Закрась фигуры в следующие цвета:
если периметр фигуры делится на 3, то в зеленый цвет;
если периметр фигуры делится на 5, то в красный цвет;
если периметр фигуры делится на 8, то в синий цвет.
Учитель:
А теперь проведем анализ вашей работы, ребята отдайте свой листочек соседу по парте. Давайте вместе, хором вы будете мне говорить ответы, я буду их рисовать на плакате, а вы параллельно со мной проверти правильно ли ответил ваш товарищ по парте.
После проверки:
Молодцы. Прежде чем отдать листок соседу, давайте посмотрим, а кто из вас заработал еще яблоко. Если в листочке всего две ошибки, то вы смело можете положить его в корзину яблоко.
Посмотрите внимательно в листочек, я вчера очень торопилась и не успела дорисовать картинку в задание № 4. Теперь даже не могу вспомнить, что это такое? Вычислите, пожалуйста, и соедините все точки. А самый быстрый из вас сделает это на доске.
Учитель:
Молодцы ребята. Вы мне очень помогли. За правильный рисунок положите себе в корзинку еще яблочку. Но давайте вспомним, что в начале урока мы были на природе
Класс встает со своих рабочих мест
Физминутка на уроке математики
Учитель:
Только в сад мы все зашли,
Появились комары.
Руки вверх - хлопок над головой.
Руки вниз - хлопок другой.
Дальше по лесу шагаем,
И медведя мы встречаем.
Руки за голову кладем
И вразвалочку идем.
Вдруг мы видим у куста
Птенчик выпал из гнезда.
Тихо птенчика берем
И назад в гнездо кладем.
Зайчик быстро скачет в поле,
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке,
Непоседы-ребятишки.
VIII. Итоги урока математики
Учитель:
Чтобы закончить урок на высоком эмоциональном уровне, предлагается задание на внимание, которое выполняется в быстром темпе.
Игра на внимание
У. Количество месяцев в году разделить на число этажей в нашей школе.
Д. 12: 4 = 3.
У. Сумму углов в квадрате разделить на количество сторон в прямоугольнике.
Д. 4: 4 = 1.
У. Наименьшее натуральное, однозначное число умножить на наименьшее натуральное двузначное число.
Д. 1 x 10 = 10.
У. Вычесть из двух квартетов трио.
Д. 4 x 2 - 3 = 5.
У. В произведении какого писателя встречается слово "квартет"?
Д. В басне И.А. Крылова "Квартет".
У. Перечислите действующих лиц этого коллектива "музыкантов".
Д. "Проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка".
У. Количество букв "о" в слове, обозначающем маму теленка, умножить на количество этих же букв в названии выпечки деда и бабы, которую съела хитрая лиса.
Д. 2 x 3 = 6 (корова, колобок).
У. Что вам на уроке показалось самым трудным? Что на уроке было самым интересным?
Ответы детей.
Учитель:
А теперь ребята давайте меняться. Посчитайте, сколько яблок лежит у вас в корзинке, разделите их на 4 и ответ будет означать, сколько яблок я должна дать вам со своей корзинки.
На этом план-конспект заканчивается. В плане оформления план-конспект урока математики может содержать дополнительные таблицы с разными примерами для разных классов. План-конспект урока составляется заранее, чтобы систематизировать подачу материала по определенной теме ученикам.
План-конспект урока математики не требует утверждения с директором или с завучем по учебной части, так как представляет собой результат индивидуальной творческой работы учителя.