Основы составления план-конспекта урока окружающего мира
"Окружающий мир" - это школьный предмет, который ставит своей целью знакомство учащихся с целостной картиной мира. Основной задачей предмета является формирование оценочного, эмоционального отношения к миру. Экология, темпы эмоционального и физического развития изменились и, в связи с этим, нынешние российские школьники отличаются от сверстников пятнадцати-двадцатилетней давности любознательностью и большей информированностью. Однако, под влиянием СМИ знания детей оказываются не систематизированы и раздроблены. Круг общения ребенка включает всё больше предметов и явлений, с которыми человек в современном мире общается опосредованно. Если в прежнее время маленький человек 5–9 лет хорошо знал лишь те предметы и явления, которые его непосредственно окружали в семье, во дворе, в школе, то теперь ситуация коренным образом изменилась. Благодаря телевизору, кинофильмам, компьютеру и книгам ребята могут знать о разнообразных явлениях и фактах вдалеке от своего дома существенно больше, чем об окружающих предметах.
Составление план-конспекта урока является важным и ответственным этапом подготовки к каждому занятию. Отлынивать от составления план-конспекта урока окружающего мира не стоит ни начинающим, ни опытным педагогам. Грамотно составленный план конспект урока окружающего мира позволит педагогу с достоинством выйти из любой нестандартной ситуации.
Уроки по предмету "Окружающий мир" должны быть красочные и запоминающиеся. План-конспект урока позволит внести продуманные творческие элементы, благодаря которым учащиеся начальной школы смогут запомнить яркие и важные элементы того, что их окружат. Благодаря талантливым педагогам, заранее готовящим план-конспект урока "Окружающий мир", занятие может превратиться в незабываемое путешествие по миру неизученному.
В данной статье считаю необходимым расписать подробно порядок составления план-конспекта урока окружающий мир.
Составляющие элементы план-конспекта урока указаны на рисунке выше. Рассмотрим подробнее особенности каждого из них. Итак, название темы урока чаще всего берется из календарно-тематического плана, а порядковый номер урока и его название выписываются из вашего поурочного планирования.
Типы урока определяются на основе целей и задач урока. Все виды урока актуальные для современной педагогики представлены на рисунке ниже. Несомненно существует еще много различных видов уроков, но мы представим самые основные.
Очень важно, чтобы в план-конспекте урока были четко обозначены цели урока.
I. Образовательные цели включают в себя развитие:
- знаний (понятий, явлений, величин, формул, законов, теорий и т. п.);
- навыков (умения, доведенные до автоматизма);
- специальных и общеучебных умений.
Специальные умения включают в себя:
- решение задач,
- проведение измерений и т.п.
Общеучебные умения включают в себя:
- владение приемами письменной и устной, монологической и диалогической речи;
- различные приемы работы с учебной и дополнительной литературой (выделение главного в форме простого и сложного плана, памяток и алгоритмов, тезисов, конспекта, схем);
- владение основными видами ответов (пересказ, тематический ответ, сравнительная характеристика, сообщение, доклад);
- умение строить определение понятий, сравнения, доказательства, определять цель работы, выбирать рациональные способы выполнения работы;
- владение способами контроля и взаимоконтроля, само- и взаимооценки;
- умение коллективно работать;
- управлять работой коллектива и т.п.
II. Воспитательные цели включают в себя развитие:
- нравственных и эстетических представлений, системы взглядов на мир, способности следовать нормам поведения, исполнять законы;
- потребностей личности, мотивов социального поведения, деятельности, ценностей и ценностной ориентации, мировоззрения.
III. Развивающие цели связаны с:
- развитием речи, мышления, сенсорной сферы личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной областей;
- активизацией умственной деятельности.
План-конспект урока по окружающему миру в 3 классе
Тема урока: "Берегите воду!"
Цели урока:
- обобщить знания учащихся о свойствах воды, круговороте воды, значении воды в жизни человека;
- рассмотреть причины загрязнения водоёмов;
- познакомить детей с мерами охраны водоёмов от загрязнения;
- развивать логическое мышление, воображение, восприятие;
- воспитывать бережное отношение к воде; прививать интерес к окружающему миру.
Оборудование:
- схема "Круговорот воды в природе";
- карточки с индивидуальными заданиями для учащихся;
- кроссворд;
- "маячки" настроения у каждого учащегося для самооценки;
- Компьютер, интерактивная доска, презентация
Ход урока:
1. Оргмомент
2. Актуализация опорных знаний.
Учитель:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Ученики:
1) В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
2) Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся.
Средь высоких стройных елей
Рушится потоком селей.
3) На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Учитель:
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что она –
Наша спутница всегда.
Ученики (вместе): Без меня вам не умыться,
Ни наесться, не напиться!
Учитель: Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить
Цель урока – обобщить наши знания о воде.
3. Проверка домашнего задания 3 класса
а) фронтальный опрос:
Вспомним, в каких 3 состояниях находится вода в природе?
Отгадайте загадки о трёх состояниях воды.
1. Когда повяли все цветы,
Мы прилетели с высоты.
Мы, как серебряные пчёлки,
Уселись на колючей ёлке. (Снежинки).
2. Ни в огне не горит,
Ни в огне не тонет. (Лёд).
На дворе горой, а в избе водой. (Снег)
Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было,
Растворилось молоко –
Стало видно далеко. (Туман).
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем – не найдём. (Роса).
- При каком условии образуется лёд? От чего он тает? Как образуется пар? При каком условии пар превращается в воду. Как происходит круговорот воды в природе?
б) индивидуальный опрос:
Карточка 1.
Объясни схему "Круговорот воды в природе".
Карточка 2.
Разгадай кроссворд:
1,2,3 - различные состояния воды
4 – условие, при котором вода может менять состояние.
(Ответы:
1 – жидкое;2 – твёрдое;3 – газообразное;4 – температура).
Карточка 3.
Заполни таблицу:
Состояния воды |
Причины различных состояний воды |
1. 2. 3. |
|
(Ответ:
- Твёрдое – температура ниже 0 градусов;
- Газообразное – температура выше 0 градусов, при температуре 100 градусов вода закипает;
- Жидкое – температура выше 0 градусов).
Карточка 4.
Лёд легче воды. Превращаясь в лёд, вода расширяется. Какое значение имеет это свойство льда в природе?
(Ответ: Лёд находится на поверхности воды, не тонет и защищает водоёмы зимой от промерзания. Подо льдом существует жизнь).
4. Новая тема
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим разговор о воде. Тему урока вы сможете определить сами. Посмотрите, пожалуйста, что здесь изображено. (На плакате речка). Что вы можете сказать про эту реку? (Ответы детей).
Так о чём же мы будем говорить сегодня? (Учитель обобщает ответы детей и открывает тему урока, записанную на доске: Берегите воду!)
Учитель: Ребята, наша речка просит вас о помощи, нужно выявить источники загрязнения воды и очистить её. Поможем ей?
Свидетельством того, что мы не потеряемся в речных просторах, будет служить маяк, который нам предстоит зажечь в конце урока. Светом маяка станут наши знания, которые мы добудем на уроке. Чтобы маяк загорелся, нам нужно быть находчивыми, внимательными, активными.
Итак, начинаем помогать нашей реке. Сегодня вы будете работать в роли учёных – экологов.
У каждого было домашнее задание – подготовить сообщение о значении воды. Послушаем наших корреспондентов (выступает 1 человек с сообщением о воде).
Теперь послушайте сказку "Жила-была – река" А.А. Рыжова.
Каждая группа должна будет ответить на вопросы. (Вопросы записаны на доске в 3 столбика).
- Опишите реку, какой она была до того, как встретилась с людьми? Видели ли вы такую реку?
- Какую пользу приносила река людям?
- Как люди относились к реке? Правильно ли они себя вели, или нет? Почему?
- Что случилось с горожанами когда, река ушла?
- Правильно ли поступили люди в конце сказки?
- Что они ещё могли бы сделать для реки?
- А что вы могли бы сделать для своей реки, которая находится рядом с вами?
Вывод: не надо загрязнять водоёмы. От загрязнения воды страдает всё живое.
5. Физминутка:
К речки быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре!
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это - брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все как один плывём, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой
6. Работа с учебником
Каждому из 3 класса даётся задание:
Прочитать и проанализировать статью стр. 57, записать источники загрязнения.
Прочитать статью на стр. 58. и записать, как охраняют воду от загрязнения.
Прочитать статью стр. 60. и записать, как нужно экономно расходовать воду.
Дети зачитывают ответы.
7. Решение экологических задач
Чтобы окончательно помочь нашей речке, каждый ученик должен решить экологическую задачу (Каждому ученику даётся карточка с задачей. Дети несколько минут думают и отвечают.)
1 ученик
За сутки человек теряет 12 стаканов воды. Сколько человек теряет воды за половину суток?
3 ученик
1 литр сточных вод приводит в негодность 100 литров чистой воды. Сколько чистой воды приведёт в негодность 5 литров сточных вод?
8. Итог урока. Рефлексия
Игра
- Что нового вы теперь знаете о значении воды для людей? Отчего загрязняется вода в реках, озёрах, морях?
Чем опасно загрязнение воды?
- Вам нужно, чтобы эти капли "упали" на слова с пропущенными буквами. А затем из этих слов составить 2 предложения по теме нашего урока.
(Ответ: Нужно очищать загрязнённую воду от ядовитых веществ. Берегите воду!).
Экологи поработали неплохо. Очистили нашу речку. Вода в ней стала снова прозрачной. А теперь зажжём огонь маяка. Оцените свою работу, выберите и прикрепите нужный значок из предложенных. Мне бы хотелось отметить работу следующих экологов… (Выставление оценок).
9. Домашнее задание: 3 класс стр. 57-61. Подготовить ответы на вопросы.
По желанию нарисовать плакат "Берегите воду!"
2 класс стр.42-45 читать. Раб.тетрадь стр.18 задание №3
Приложение
Жила – была река (Н. А. Рыжов)
(экологическая сказка)
Жила – была река. Сначала она была маленьким весёлым ручейком, который прятался среди высоких стройных елей и белоствольных берёз. И все говорили: какая вкусная, какая чистая вода в этом ручье! Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла не так быстро, но все ещё была прозрачной и чистой.
Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и берёзы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Много людей. Они обрадовались реке и попросили её остаться в городе. Река согласилась, и её заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила весь город.
Шли годы. Люди привыкли к Реке и уже ни о чём её не просили, а делали всё, что им вздумается. Однажды на её берегах построили огромный завод, из труб которого в реку потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. Никто не гулял на её берегах. В ней мыли машины, стирали бельё. И никто из горожан не подумал, что Речка тоже живая. А она очень переживала. "Почему люди плохо ко мне относятся? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни от зноя?" - думала она.
Шло время. Люди всё больше загрязняли Реку, и она всё терпела, ждала, когда они, наконец, опомнятся. Однажды по реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Река чёрной плёнкой, стали её жители – растения и животные – задыхаться без воздуха. Совсем заболела река.
"Нет, - думает, - Не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мёртвой рекой". Позвала она на помощь своих жителей. "Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом разрушили люди, а я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдём отсюда в другие края, подальше от неблагодарных людей".
Собрались речные жители – и растения, и рыбы, и улитки, и звери, - очистили свой дом от грязи, вылечили Речку. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли ели и берёзы, где человек – редкий гость.
А жители города на следующий день обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов… Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали её жители настолько грязными, что перестали узнавать друг друга. Впрочем, это было неважно, всё равно по вечерам не было света.
И вот однажды наступил день, когда горожане съели все свои запасы еды. Тогда самый старый и мудрый Горожанин сказал: "Дорогие сограждане! Я знаю, почему от нас ушла Речка. Когда я был совсем маленький, я купался в её чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней плохо. Мы несправедливо обидели Речку и должны попросить у неё прощения. Я предлагаю отправиться в дальние страны на поклон к нашей кормилице. Вы должны извиниться перед ней и пообещать свою дружбу. Может, тогда она вернётся".
Отправились самые сильные и выносливые горожане искать Речку. Долго искали и нашли, но не сразу узнали, ведь она стала чистой и прозрачной. Попросили люди Реку поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без неё, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. К тому же она стала скучать без людей, к которым за долгие годы привыкла в городе.
Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода, и даже выделили специальных учёных следить за здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно.
А недавно Реку сделали самым почётным гражданином города, а День её возвращения отмечают как самый главный праздник.