Планово-экономический отдел на предприятии

Функции планово-экономического отдела предприятия и организация его работы.
Рубрика: Экономика
Автор: Андрей Нестеров ✔ 07.04.2019

Нестеров А.К. Планово-экономический отдел на предприятии // Энциклопедия Нестеровых


Функции планово-экономического отдела предприятия

Планово-экономический отдел на предприятии

Рассмотрим, какие функции на предприятии обычно выполняет планово-экономический отдел, если он есть:

  1. Утверждает прайс-лист и методику калькуляции прямой себестоимости по заказам (причем самой калькуляцией чаще всего не занимается).
  2. Отвечает за создание нормативной системы, запрашивая нужные нормативы у производственников.
  3. Собирает бюджеты центров ответственности, создает годовой, квартальный, месячный планы, а по окончании периода сдает отчет о выполнении плана, делая это для бизнеса в целом, независимо от разделения на юридические лица.
  4. Хранит отчетность для накопления статистической информации.
  5. Проводит сценарный анализ, анализ инвестиционных проектов.

Необходимо отметить, что для выполнения такой работы нужна достаточно серьезная квалификация, требующая образования и опыта.

Неправильная организация работы планового отдела

Рассмотрим неправильную организацию работы планового отдела на большом производственном предприятии, которая характерна для многих российских предприятий, получивших плановый отдел "в наследство" от социалистического прошлого и не представляющих зачем нежен плановый отдел в современных условиях развития бизнеса.

Работа планового отдела на таком крупном предприятии заключается в наполнении нескольких десятков таблиц, каждая по 20–30 колонок и 50–100 строк, сначала плановыми, а затем фактическими данными, причем иногда при самой минимальной автоматизации, когда фактические данные нужно узнавать по телефону у бухгалтеров. Два раза в месяц (план и факт) пухлая папка с распечатками формата А3 ложится на стол генеральному директору, причем факт за месяц делается лишь к концу следующего месяца. Директор эту папку через некоторое время возвращает с вопросом, наподобие: "А сколько у нас прибыль по холдингу за период?" При этом начальник планового отдела искренне считает, что отчет составляется зря, так как директор его даже не открывает.

На самом деле, чтобы проанализировать наполнение такой папки, уйдет неделя, а то и больше. Причем там действительно нет ни плановой, ни фактической прибыли по холдингу, так как представлена прибыль отдельно по юридическим лицам, которые входят в структуру холдинга. Но чтобы "высмотреть" прибыль в дальних колонках разных "простыней" ни у одного директора никогда не хватит времени. При всем при этом плановый отдел всегда укомплектован согласно штатному расписанию, состоит из шести человек, которые под завязку загружены работой.

В действительность такая работа предприятию не нужна, так как фактически она отвлекает внутренние ресурсы предприятия на процессы, которые не прибавляют эффективности деятельности предприятия в целом.

Среди причин такой ситуации следует выделить две наиболее распространенные:

  1. Плановый отдел существует только ради "существования".
  2. В силу отсутствия необходимого образования сотрудники планового отдела не представляют, как организовать работу отдела так, чтобы она имела эффект.

Правильная организация работы планово-экономического отдела на предприятии

С другой стороны, какой отчет был бы для руководителя наиболее удобен и информативен. Идеальным вариантом является ситуация, когда если что-то не так на предприятии, то экран монитора генерального директора становится красным, и на нем появляется фотография того, с кого надо спросить. Конечно, данный вариант очень далек от реальности.

Если отбросить иронию, то из этой ситуации становится ясно, что отчетность для высшего руководства действительно должна быть краткой, наглядной и оперативной.

Но в результатах работы планового отдела заинтересован не только генеральный директор, но руководители других уровней на предприятии. И отчетность, представляемая генеральному директору, по своему наполнению не отражает информативные потребности о состоянии дел на предприятии руководителей отделов и подразделений. Фактически, необходимы несколько отчетов для разных руководителей:

  • для генерального директора в отчете необходима маржинальная прибыль на один заказ,
  • для коммерческого – цены в соотношении с ценами конкурентов,
  • для директора по производству – структура себестоимости.

Есть разница и в группировке выручки:

  • для генерального – группировка по направлениям бизнеса,
  • для коммерческого – по основным клиентам,
  • для директора по производству – по видам продукции.

Что вывести в отчет в случае каждого конкретного предприятия, нужно решать исходя их целевых и контрольных показателей, по которым оценивается каждый руководитель, т.е. информации, которую ему нужно знать для решения поставленных перед ним задач. Показанные в отчете таблицы должны предоставлять максимум информации при минимальной загруженности лишними данными. Но для того, чтобы они делались качественно, должна быть проделана большая работа.

Очень важно также выбирать наглядные "измерители" эффективности работы: не просто объем продаж, а маржинальная прибыль (выручка минус прямые расходы), а еще лучше – показатель "маржинальная прибыль на 1 экземпляр товара", который даст ориентиры по поводу того, какая продукция какими объемами наиболее выгодна предприятию.

Чтобы определить роль планово-экономического отдела в деятельности предприятия необходимо отметить основные виды работы, выполняемых данным отделом.

Работы, выполняемые в планово-экономическом отделе

Виды работ

1

Утверждение прайс-листа и методики калькуляции прямой себестоимости по заказам

2

Составление финансовой структуры, системы целевых и контрольных показателей

3

Создание методики планирования на год, квартал, месяц

4

Составление годового плана по существующей методике, нормативам и целевым показателям

5

Составление плана на квартал или месяц по существующему годовому плану, нормативам и контрольным показателям, факту прошедшего периода

6

Сценарный анализ на базе годового плана

7

Анализ инвестиционного проекта

8

Проектирование и организация создания нормативной системы

9

Анализ статистических данных за предыдущие периоды

10

Проектирование системы управленческого учета

11

Организация автоматизации планирования и учета, включая постановку задачи, тестирование и внедрение

12

Составление отчета о выполнении плана за год

13

Составление отчета о выполнении плана за квартал или месяц

14

Организация составления бюджетов по центрам ответственности, сбор бюджетов

15

Проектирование и внедрение системы экономической мотивации на основе целевых и контрольных показателей

16

Организация и проведение очередного бюджетного комитета

17

Сбор и анализ информации об основных конкурентах

На различных предприятиях те или иные задачи могут выполнять другие структурные подразделения, но большая роль планового отдела очевидна.


Вопросы и комментарии



Задать вопрос

Имя:

Email: (обязательно!)