Понятие поэтики
Термин "поэтика" известен в литературе очень давно. Данный термин появился еще в Греции, где литература занимало важное место в культуре. К проблеме поэтики художественного текста обращались многие именитые лингвисты. Так, много места в своих работах поэтике уделяли внимание М. Бахтин, Г. Винокур, В. Жирмунский, А. Скафтымов и В. В. Виноградов. Однако своим корням в Росси поэтика обязана оригинальным концепциям А.Потебня и А. Веселовского, появившемся в 19 столетии.
Говоря В.В.Виноградове, следует отметить, что он был в числе первых ученых, которые переосмыслили трактовку поэтики и осознали значение для поэтики разделения "синхрония – диахрония. Первыми работами Виноградова по поэтике русской литературы были его статьи о произведениях Н.В.Гоголя и Ф.М. Достоевского.
В целом современные ученые литературоведы сошлись на следующей трактовке термина "поэтика":
Поэтика – наука о системе средств выражения в литературных произведениях. В широком смысле поэтика совпадает с теорией литературы, в узком – с одной из областей теоретической поэтики. Поэтика изучает специфику литературных родов и жанров, течений и направлений, стилей и методов, исследует законы внутренней связи и соотношения различных уровней художественного целого [1].
Существует тройственное восприятие поэтики. Оно отражено на рисунке ниже.
Структура поэтики
Поэтика бывает нескольких видов:
- Теоретическая поэтика;
- Историческая поэтика;
- Сравнительная поэтика;
- Практическая поэтика.
Особенностью поэтики является изучение специфики литературы, то есть осознанием и описанием того, что свойственно только литературе, что отличает ее от всех остальных областей духовной жизни [2].
Поэтическая лексика в художественном произведении
Современная поэтика имеет широкую лексическую основу. Она насыщена всевозможными лексическими пластами, которое объединены идеей автора и жанровой особенностью художественного произведения. Основой поэтической лексики является употребления слова в ракурсе определенной ассоциации.
Поэтическая речь есть средство художественного мышления, функция которого – осознание мира путем его творческого воссоздания [3].
Поэтический язык – основа поэтики. Он представляет собой функциональную систему. Её роль определяется не столько собственно коммуникативными задачами, сколько эстетическими, связанными, прежде всего, с чувственным, экспрессивным, ассоциативным восприятием действительности и отражением ее образности.
Поэтический язык извлекает скрытое знание о мире, содержащееся в языке. Это создает особый мир, который называется миром поэзии. Этот самый мир поэзии проникает в художественные произведения при помочи поэтической лексики.
Выразительные средства
Для того, чтобы поэтика художественного произведения играла яркими красками следует использовать художественные выразительные средства. Рассмотрим самые часто употребляемые. Начнем с эпитетов. Эпитет это образное определение предмета или явления, выраженное преимущественно прилагательным, но также наречием, именем существительным, числительным, глаголом.
Не менее часто используются метафоры. Термин "метафора" имеет греческие корни и появилось от греческого metaphora). В современной лингвистике под метафорой принято понимать перенесение свойств одного предмета, явления и т.д. на другой, по принципу их сходства в каком-либо отношении или по контрасту. Метафору часто путают со сравнением. При этом они различаются тем, что сравнении, в котором присутствуют оба члена сопоставления. Теперь рассмотрим что такое сравнение. Сравнение – это образное словесное выражение, в котором изображаемое явление уподобляется какому-нибудь другому по какому-либо общему для них признаку с целью выявить в объекте сравнения новые, важные свойства.
Пафос используется как выразительное средство в различных художественных произведениях. Великий русский писатель и критик В. Г. Белинский рассматривал пафос как "идею – страсть", которую поэт "созерцает не разумом, не рассудком, не чувством, но всею полнотой и целостью своего нравственного бытия". Другими словами, это эмоциональная направленность произведения. Она может иметь трагический, героический пафос, сатирический пафос.
Олицетворение– разновидность эпитета, когда свойствам неживого приписываются свойства живого.
Термин "гипербола" образован от греческого "hyperbole", что переводится как преувеличение. Гипербола являет собой стилистическую фигуру речи, художественный прием, основанный на преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления. Вводится в произведение для большей выразительности, характерна для поэтики эпического фольклора, для поэзии романтизма и жанра сатиры. Литота – понятие, противоположное гиперболе.
Литература
- Гаспаров М.Л. Поэтика // Литературный энциклопедический словарь – М.: 1987.
- Федосеева Т.В. Введение в литературоведение – Рязань: Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. 2011.
- Виноградов В.В. Избранные труды. Поэтика русской литературы – Отв. ред. М. П. Алексеев, А. П. Чудаков. – М.: Наука, 1976.