Понятие права
Право как научное понятие существует уже очень давно. Прежде чем обратиться к проблемам и этапам эволюции права как термина, следует определиться с трактовкой понятия и базовым понятийным аппаратом.
Прежде всего, обратимся к пониманию права как многостороннему понятию, включающему в себя широкий список лексических значений различной коннотации.
Итак, Н.И. Матузов и А.В. Малько [1] обращаются к многоплановости в трактовке термина право и приводят определение, состоящее из трех частей. Прежде всего, они рассматривают право в общесоциальном контексте, а именно, моральное право, право народов и т.п., в рамках которого речь идет о нравственных, политических, культурных и иных возможностях в поведении субъектов. Во вторую очередь право трактуется как термин, с помощью которого обозначается определенная правовая возможность конкретного субъекта. В данном случае такое право называется субъективным, принадлежащим личности и зависящим от его воли и желания. В-третьих, под правом понимают юридический инструмент, связанный с государством и состоящий из целой системы норм, институтов и отраслей. Это так называемое объективное право (конституция, законы, подзаконные акты, правовые обычаи, нормативные договоры).
Если сфокусироваться на третьем варианте трактовки термина "право", то становится очевидно следующее:
Право – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих консолидированную волю общества, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.
В современной науке распространены следующие трактовки термина права, базирующиеся на его сущности о которой будет написано отдельно. Прежде всего, под правом принято понимать один из видов регуляторов общественных отношений; система общеобязательных, формально-определённых, гарантированных государством правил поведения [2].
Ряд авторов понимают право, как определенную степень свободы личности. Исходя из этого сложно согласиться с теми, кто не воспринимает право как инструмент гражданского общества и ставит под сомнение право как часть свободы. По мнению ряда ученых, понимание права как инструмента ограничения свободы личности. При этом прослеживается несоответствие восприятия свободы и права на свободу. Создается впечатление, что в данном контексте забывается о том, что зачастую свобода одной личности ограничивает свободу другой личности и только право позволяет создать разумный баланс свобод.
Сущность права
Сущность права основана на его определении и признаках. Будучи социальным институтом, право обладает особой природой, основанной на ключевых принципах права.
Принципы права – основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе права, выражающие его сущность и определяющие его функционирование [3].
Принципы права подразделяются на виды в зависимости от того, на какую область правовых норм они распространяются. Существует три основные группы принципов права:
- общие,
- межотраслевые
- отраслевые.
Принципы права
Специфика права проявляется в его признаках, которые содержатся в приведенном выше определении. Эти признаки заключаются в следующем:
- право носило волевой характер, ибо оно есть проявление воли и сознания людей, но не любой воли, а прежде всего государственно выраженной воли классов, социальных групп, элит, большинства членов общества;
- общеобязательность, в чем воплощается суверенитет государства, означающий, что выше официальной, публичной власти в обществе никого нет и быть не может и что все принимаемые нормы права распространяются на всех либо большой круг субъектов;
- нормативность права заключается в том, что оно прежде всего состоит из норм, т.е. общих правил поведения, регулирующих значительный круг общественных отношений;
- связь с государством состоит в том, что право во многом принимается, применяется и обеспечивается государственной властью;
- формальная определенность права заключается в том, что нормы права имеют внешне выраженную письменную форму, должны быть четко объективированы, точно определены, воплощены вовне;
- системность права проявляется в том, что оно представляет собой не механическую совокупность юридических норм, а внутренне согласованный, упорядоченный организм, где каждый элемент имеет свое место и играет свою роль, где юридические предписания взаимосвязаны, расположены определенным.
Эволюция понимания права
Право как понятие берет свои корни в истории становления и развития цивилизаций и государств. По вопросу о времени и причинах появления права в правоведении считалось и преимущественно считается до сих пор, что оно дано людям богом, государством или иной волей. На этом основываются религиозная, патриархальная, договорная, марксистская, психологическая теории и теория насилия [5].
Эволюция трактовки права можно проследить по формулировкам от Аристотеля до наших дней.
Аристотель: право – это справедливость, справедливость – это совокупность добродетелей. Право – это норма политического общения людей. Право – это равенство, но не абсолютное, а относительное, поскольку люди не равны по своим добродетелям, по свои достоинствам [6].
Фома Аквинский создает многоярусную систему права, на вершине которой стоит вечный закон – это божественная мудрость, управляемая миром, это божественное провидение. Право происходит от понятия правда, справедливость. Правда – добродетель, исходит от человеческой воли, касается поступков и отношений с другими людьми.
Иммануил Кант: право – совокупность условий, при которых произвол одного совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. Совокупность условий – гарантия прав личности, частной собственности, наличие законов и гарантии их принудительного исполнения, равенство всех перед законом.
Фридрих Гегель отождествляет право со свободой, право реализуется через свободную волю человека.
К сущностным чертам права Габриэль Феликсович Шершеневич относил следующие:
- право предполагает поведение лица;
- право обладает принудительным характером;
- право всегда связано с государственной властью.
Эти неотъемлемые элементы права образуют представление о его понятии. Право, утверждал Шершеневич, – это норма должного поведения человека, неисполнение которой влечет за собой принуждение со стороны государственных органов.
Литература
- Матузов Н.И., Малько А.В.Теория государства и права – М.:Юристъ, 2004
- Диаконов В. В. Учебное пособие по теории государства и права. – М.: Норма, 2010.
- Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права. М.: Спарк. 2000.
- Петражицкий Л.И. Теория государства и права в связи с теорией нравственности // История русской правовой мысли – М.: Остожье, 1998. С.224-316.
- Витушко В.А. Эволюция права // Научные труды РАЮН. Выпуск 6. Том 1.
- Аристотель. Политика. – М.: Изд-во АСТ. – 2002.