Понятие и функции потребностей человека
В обыденной речи с категорией потребности сближают прежде всего понятия "нужда", "желание", "прихоть", "стремление", "влечение". Желание или стремление, влечение – это внешнее выражение потребности, которая осознана человеком. Потребности – это внутреннее побуждение к действию. У каждого человека есть определённые потребности. Без многих потребностей человек существовать не может, а отсутствие некоторых лишают человеческую жизнь всякого смысла..
Потребность – это то, что побуждает, мотивирует индивида к действию. Базовые потребности заставляют человека работать, чтобы обеспечивать своё существование. Другие потребности стимулируют человека развивать свой интеллект, совершенствоваться и самоактуализироваться.
Понятие и особенности потребностей – это вопрос, который занимает умы специалистов не только в сфере психологии, но и других дисциплин таких как: педагогика, экономика, маркетинг и т.д. Общество функционирует с целью удовлетворения тех или иных потребностей. Различные области знаний развиваются с учетом различных потребностей, их структуры и зависимости поведения отдельного человека в социуме.
Свои теории потребностей вместе к трактовкой предлагали именитые психологи, такие как Зигмунд Фрейд, Анна Фрейд, Эрих Фромм, Карен Хорни. Также изучением особенностей и механизмов функционирования потребностей занимались А. Маслоу, К. Альдерфер, Д. МакКлелланд.
По мнению В.В. Фетискина, потребность – это внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо. Он трактует потребность как – побуждающее к деятельности состояние субъекта, направленное на преобразование и присвоение предметов и явлений внешнего мира для поддержания оптимальных взаимосвязей со средой. По его мнению, потребность – это единство объективной предрасположенности и субъективного побуждения.
Михайлов Н.Н. в работе "Социализм и разумные потребности личности" дает следующее определение потребности: потребность – это состояние человека, складывающееся на основе противоречия между имеющимся и необходимым и побуждающее его к деятельности по устранению данного противоречия.
Ряд психологов, например Пробов Т. А., Дмитриенко Н.А., Орлов С.В. считают, что, в современном русском языке слова потребность и нужда являются синонимами. Соотношение понятий "нужда", "потребность" и "желание" можно представить в виде простой схемы.
Соотношение понятий "нужда", "потребность" и "желание"
В нужде преобладает объективный компонент. В желании преобладает субъективный компонент, осознание человеком того, что он хочет. Поэтому желание – особенно принявшее форму каприза или прихоти – может быть сильно оторвано от реальных нужд личности. В потребности объединены, уравновешены объективный компонент (нужда) и то или иное осознание этой нужды человеком[4].
В некоторых научных публикациях по проблеме потребностей термин потребность связывается с особым психологическим содержанием. Это содержание определяется тем, что понятие потребности сближается с понятием активности человека. Что лишний раз свидетельствует о том, что потребности в понимании психологов в основном имеют биологический механизм формирования. Однако, несмотря на то, что потребность и нужда связаны друг с другом, они не тождественны. Отождествление нужды и потребностей вытекает из зауженного толкования нужды как дефицита. Но известно, что потребности связаны не только с дефицитом, но и с излишеством, мешающим нормальному функционированию организма и, как следствие – появление потребности избавления от лишнего [3].
Из сказанного следует, что, зауженное понимание нужды как дефицита неизбежно приводит к зауженному толкованию потребности как психического явления. И в этом контексте, стоит упомянуть понимание потребностей человека А. Маслоу, называвшего дефицитарными те из них, неудовлетворение которых, создает в организме "пустоты", обязанные быть заполненными во имя сохранения здоровья организма.
Предметом потребности является все то, с помощью чего ее можно удовлетворить. Если количество потребностей человека не слишком велико и их можно в том или ином приближении перечислить, то количество предметов потребностей не поддается такому перечислению. При этом одна и та же потребность может быть удовлетворена разными предметами потребности. Например, потребность в пище может быть удовлетворена куском хлеба, и может быть удовлетворена каким-либо изысканным блюдом, верхом кулинарного искусства [1].
Большое значение для науки и практики имеет описание функций потребностей, так как, рассматривая функции потребностей, мы можем дать их функциональное определение. Под функциями потребностей понимается их роль в обществе, в деятельности и поведении человека.
Функции потребностей человека
- Побудительная функция потребности состоит в том, что потребность – движущая сила, стимул духовного и социального развития. Кроме того, побудительная функция позволяет потребности выступать в качестве фактора реализации объективных социальных законов.
- Познавательная функция потребности состоит в том, что в процессе потребления происходит познание объекта потребности, присущих ему качеств.
- Оценочная функция потребности состоит в том, что потребности служат критерием оценки предметов, видов деятельности, услуг. Реализация потребностей тесно связана с выработкой социальных оценок явлений общественной жизни и природной среды
- Мировоззренческая функция потребности была сформулирована А.И. Самсиным [5]. По его мнению, она состояла в том, что от характера и направленности потребностей зависит мировоззрение, образ жизни личности, социальной группы, класса.
Теория потребностей по З. Фрейду
Отдельно следует выделить подход к пониманию человеческой природы и его потребностей, предложенный Зигмундом Фрейдом. Он утверждал, что в основе человеческого поведения лежат биологические инстинкты и потребности. В первую очередь это сексуальное влечение – либидо, скрытое в подсознательных слоях психики. Общество отличается от природы тем, что уже в древности, у первобытных людей возникли социальные механизмы, которые резко уменьшали возможности удовлетворения сексуальных потребностей. Последние подвергались жесткой цензуре и были ограничены всевозможными обычаями, традициями, нормами поведения, с появлением государства – правовыми нормами государства. В результате возникновения социального контроля сексуальные потребности не могли быть удовлетворены так просто, как это возможно у животных. Сексуальная энергия либидо подвергалась сублимации – то есть переводилась в другие формы психической энергии. На основе сублимации либидо возникли новые, чисто человеческие группы потребностей – в разумном познании, религии, искусстве, творческом самовыражении и т.п.
С точки зрения Фрейда, если бы общество не ограничило удовлетворение сексуальных потребностей, не подвергло их фрустрации, человек так и остался бы в животном состоянии и не смог бы создать культуру. Именно ограничение удовлетворения сексуальных потребностей привело к возникновению потребностей социальных, чисто человеческих [4].
Подход Зигмунда Фрейда к потребностям сильно отличался от тех, что были предложены до него. Он попытался переосмыслить человеческую жизнь, понять мир человеческих потребностей, а также выявить как сильно они влияют на существование индивида.
Классификации человеческих потребностей
Классификация потребностей вызывает немалые трудности, так как, во-первых, человеческие потребности весьма разнообразны и исторически изменчивы, а, во-вторых, сложным для решения является вопрос об основаниях классификации, который своими корнями уходит в философскую антропологию, в которой также имеются нерешенные вопросы о сущности и структуре человека. Если обратиться к типам антропологических учений, то для отечественной традиции изучения потребностей человека характерным является влияние социально-антропологической парадигмы, в которой на первый план выступают потребности, характерные для человека как социального существа. При этом биологические (витальные) потребности, конечно же, не отрицаются, но их влияние на поведение человека с точки зрения этой методологической и мировоззренческой установки не является главным, определяющим [1].
Существует большое количество классификаций потребностей. Например, теория ERG Альдерфера и теория приобретаемых потребностей МакКлелланда, а также теория А. Маслоу.
Известный американский психолог А. Маслоу в 1954 г. Разработал пирамиду потребностей, которая в дальнейшем получила название пирамиды Маслоу.
Пирамида А. Маслоу
Согласно теории А. Маслоу, человеческие потребности имеют уровни от более простых к более высоким, и стремление к более высоким потребностям, как правило, возможно и возникает только после удовлетворения потребностей более низкого порядка, к примеру, в еде и безопасности. Потребности выступают первичным источником деятельности человека и являются одной из форм его связи с окружающим миром.
Осознанные индивидом потребности превращаются в интересы, которые преломляясь через ценностные ориентации, способствуют формированию мотивов деятельности личности. Смыслом же конкретной деятельности является достижение определенной цели.
Классификация человеческих потребностей по А. Маслоу:
- Потребности физиологические – голод, жажда, половое влечение и др.
- Потребности в безопасности – чувствовать себя защищенным, избавиться от страха, от агрессивности.
- Потребности в принадлежности и любви – принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть принятым ими.
- Потребности уважения – компетентность, одобрение, признание, авторитет, достижение успехов.
- Познавательные потребности – знать, уметь, понимать, исследовать.
- Эстетические потребности – гармония, симметрия, порядок, красота.
- Потребности в самоактуализации – реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.
По мнению А. Маслоу, потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью прежде, чем другая потребность, более высокого уровня, проявится и станет действующей. Другая закономерность, замеченная А. Маслоу, состоит в том, что когда удовлетворяются потребности более простые, человек начинает тянуться к потребности более высокого порядка. У некоторых людей потребность в самоактуализации может оказаться важнее, чем потребность в любви, также как некоторые люди останавливаются на уровне низших потребностей, не испытывая интереса к потребностям более высоким, даже когда низшие потребности вроде бы удовлетворены. По Маслоу, все такие нарушения нормального развития человека происходят в результате развития невроза, либо в ситуации сильно неблагоприятных внешних обстоятельств.
Динамичность данной классификации потребностей заключается в том, что высшие потребности могут направлять поведение индивида лишь в той мере, в какой удовлетворены его более низшие потребности. Таким образом, без удовлетворения низших потребностей невозможно достижение высшего уровня – самоактуализации. А. Маслоу утверждает, что самоактуализация, как способность может присутствовать у большинства людей, но лишь у небольшого меньшинства она является в какой-то степени свершившейся [3].
1. Теория потребностей А. Маслоу | |
---|---|
Потребности |
Мотивы |
1.1. Физиологические потребности |
– качественная пища; – чистая вода; – хорошие жилищные условия; – благоприятные условия отдыха. |
1.2. Потребности в безопасности |
– защита от физических и моральных опасностей со стороны окружающей среды; – уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены. |
1.3. Социальные потребности |
– общение; – подражание; – сопричастность; – солидарность, поддержка, дружба, взаимовыручка. |
1.4. Потребности в признании и уважении |
– самоуважение; – личные достижения; – компетентность; – уважение со стороны окружающих; – признание. |
1.5. Потребности самовыражения |
–реализация потенциальных возможностей; – рост личности; – призвание; – самовыражение; – любознательность; – творчество; – изобретательство; – рационализаторство; – занятие наукой. |
2. Теория существования, связи и роста К. Альдерфера | |
Потребности |
Мотивы – пища, вода, жилье, отдых; – защита от физических опасностей; – уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены. |
2.1. Потребности существования: физиологические, обеспечение безопасности, оплата труда | |
2.2. Потребности связи: установление контактов, уважение, оценка личности |
– общение; – сопричастность; – поддержка, дружба, взаимовыручка. |
2.3. Потребности роста: развитие творческого потенциала, самореализация |
– уважение, признание; – реализация потенциальных возможностей; – рост личности; – самовыражение, творчество. |
3. Теория приобретенных потребностей Д. МакКлелланда | |
Потребности |
Мотивы |
3.1. Потребность власти |
– желание воздействовать на других людей, чувствовать себя полезным и значимым |
3.2. Потребность успеха |
– участие в перспективных работах; – достижение цели; – престиж; – развитие карьеры. |
3.3. Потребность причастности |
– общение; – подражание; – сопричастность; – солидарность, поддержка, дружба. |
Большой интерес представляет теория потребностей Клейтона Альдерфера. Она не противоречит теории А. Маслоу, но классификация потребностей там иная.
Классификация потребностей Клейтона Альдерфера
Первая группа представляет собой физиологические потребности, вторая социальные, а третья – это духовные. По мнению Альдерфера, взаимосвязь между предложенными им группами потребностей несколько более глубокая чем в теории Маслоу. По его мнению влияние на приоритеты оказывает не только сам факт удовлетворения, но и степень удовлетворенности. Он также заметил, что неудовлетворенность высших потребностей усиливает стремление удовлетворить низшие.
Не меньший интерес вызывает теория приобретаемых потребностей Мак Клелланда. Он считал, что все потребности формируются в детском возрасте. При этом подразделял их на три группы, объясняя механизм формирования каждой из них:
- Причастность.
- Власть
- Успех [4].
Согласно классификации потребностей предложенной Э. Фроммом, в обществе может доминировать или стремление развивать собственные творческие способности личности, или стремление к накоплению материальных ценностей, максимальному увеличению потребления созданных другими людьми благ. Э. Фромм выделял пять основных потребностей:
- Потребность в установлении связей – это первая экзистенциальная потребность человека.
- Потребность в преодолении себя – представляет собой желание подняться над пассивным и случайным существованием в "царство целеустремлённости и свободы".
- Потребность в укоренённости. Эта потребность подразумевает то, что когда человеческие существа развиваются как отдельный вид, они теряют свой дом в природном мире.
- Потребность в осознании себя как отдельной сущности, или в самоотождествлении.
- Потребность в системе ценностей. Человеку необходима система взглядов, ценностей, помогающая ему ориентироваться в окружающем мире.
Жизнь человека характеризуется тем, что люди почти всегда чего-то желают. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилия человека.
В настоящее время стало ясно, что потребности человека постепенно эволюционируют. У конкретного человека они формируются в сложном взаимодействии со всей общественной системой.
Литература
- Беляева Л.А Человек и его потребности. Учебное пособие – Екатеринбург, Урал. гос. пед. ун-т. 2009.
- Макклелланд Д. Мотивация человека – Спб: Питер Пресс, 2007.
- Маргулис А. В. О потребности как социологической категории: Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата философских наук / Харьк. гос. ун-т им. А. М. Горького. Кафедра философии. – Харьков: [б. и.], 1967.
- Орлов С.В. Человек и его потребности. – Сбп.: Издательство Питер, 2018
- Самсин А.И. Социально-философские проблемы исследования потребностей – М.: Высшая школа 1987г.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии – Ростов – на – Дону: Феникс, 2010.
- Фетискин В.В. Потребности. Деятельность. Личность. Социально-философское исследование. М.: – РГАЗУ, 2001.