Потребности и их виды в психологии

Во все времена общество функционировало с целью удовлетворения тех или иных потребностей. Товары и услуги, произведения искусства, религии, и даже войны – все это, было, есть и будет для удовлетворения потребностей. До сих пор нет ни одной полной классификации человеческих потребностей, но есть множество всевозможных классификаций, которые пытаются систематизировать и объяснить потребности человека, выяснить какие потребности являются главными, а какие второстепенными.
Рубрика: Психология
Автор: Ирина Нестерова ✔ 16.06.2024

Нестерова И.А. Потребности и их виды в психологии // Энциклопедия Нестеровых


Понятие и функции потребностей человека

Потребности и их виды в психологии

В обыденной речи с категорией потребности сближают прежде всего понятия "нужда", "желание", "прихоть", "стремление", "влечение". Желание или стремление, влечение – это внешнее выражение потребности, которая осознана человеком. Потребности – это внутреннее побуждение к действию. У каждого человека есть определённые потребности. Без многих потребностей человек существовать не может, а отсутствие некоторых лишают человеческую жизнь всякого смысла..

Потребность – это то, что побуждает, мотивирует индивида к действию. Базовые потребности заставляют человека работать, чтобы обеспечивать своё существование. Другие потребности стимулируют человека развивать свой интеллект, совершенствоваться и самоактуализироваться.

Понятие и особенности потребностей – это вопрос, который занимает умы специалистов не только в сфере психологии, но и других дисциплин таких как: педагогика, экономика, маркетинг и т.д. Общество функционирует с целью удовлетворения тех или иных потребностей. Различные области знаний развиваются с учетом различных потребностей, их структуры и зависимости поведения отдельного человека в социуме.

Свои теории потребностей вместе к трактовкой предлагали именитые психологи, такие как Зигмунд Фрейд, Анна Фрейд, Эрих Фромм, Карен Хорни. Также изучением особенностей и механизмов функционирования потребностей занимались А. Маслоу, К. Альдерфер, Д. МакКлелланд.

По мнению В.В. Фетискина, потребность – это внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо. Он трактует потребность как – побуждающее к деятельности состояние субъекта, направленное на преобразование и присвоение предметов и явлений внешнего мира для поддержания оптимальных взаимосвязей со средой. По его мнению, потребность – это единство объективной предрасположенности и субъективного побуждения.

Михайлов Н.Н. в работе "Социализм и разумные потребности личности" дает следующее определение потребности: потребность – это состояние человека, складывающееся на основе противоречия между имеющимся и необходимым и побуждающее его к деятельности по устранению данного противоречия.

Ряд психологов, например Пробов Т. А., Дмитриенко Н.А., Орлов С.В. считают, что, в современном русском языке слова потребность и нужда являются синонимами. Соотношение понятий "нужда", "потребность" и "желание" можно представить в виде простой схемы.

Соотношение понятий нужда потребность желание

Соотношение понятий "нужда", "потребность" и "желание"

В нужде преобладает объективный компонент. В желании преобладает субъективный компонент, осознание человеком того, что он хочет. Поэтому желание – особенно принявшее форму каприза или прихоти – может быть сильно оторвано от реальных нужд личности. В потребности объединены, уравновешены объективный компонент (нужда) и то или иное осознание этой нужды человеком[4].

В некоторых научных публикациях по проблеме потребностей термин потребность связывается с особым психологическим содержанием. Это содержание определяется тем, что понятие потребности сближается с понятием активности человека. Что лишний раз свидетельствует о том, что потребности в понимании психологов в основном имеют биологический механизм формирования. Однако, несмотря на то, что потребность и нужда связаны друг с другом, они не тождественны. Отождествление нужды и потребностей вытекает из зауженного толкования нужды как дефицита. Но известно, что потребности связаны не только с дефицитом, но и с излишеством, мешающим нормальному функционированию организма и, как следствие – появление потребности избавления от лишнего [3].

Из сказанного следует, что, зауженное понимание нужды как дефицита неизбежно приводит к зауженному толкованию потребности как психического явления. И в этом контексте, стоит упомянуть понимание потребностей человека А. Маслоу, называвшего дефицитарными те из них, неудовлетворение которых, создает в организме "пустоты", обязанные быть заполненными во имя сохранения здоровья организма.

Предметом потребности является все то, с помощью чего ее можно удовлетворить. Если количество потребностей человека не слишком велико и их можно в том или ином приближении перечислить, то количество предметов потребностей не поддается такому перечислению. При этом одна и та же потребность может быть удовлетворена разными предметами потребности. Например, потребность в пище может быть удовлетворена куском хлеба, и может быть удовлетворена каким-либо изысканным блюдом, верхом кулинарного искусства [1].

Большое значение для науки и практики имеет описание функций потребностей, так как, рассматривая функции потребностей, мы можем дать их функциональное определение. Под функциями потребностей понимается их роль в обществе, в деятельности и поведении человека.

Функции потребностей человека

Функции потребностей человека

  • Побудительная функция потребности состоит в том, что потребность – движущая сила, стимул духовного и социального развития. Кроме того, побудительная функция позволяет потребности выступать в качестве фактора реализации объективных социальных законов.
  • Познавательная функция потребности состоит в том, что в процессе потребления происходит познание объекта потребности, присущих ему качеств.
  • Оценочная функция потребности состоит в том, что потребности служат критерием оценки предметов, видов деятельности, услуг. Реализация потребностей тесно связана с выработкой социальных оценок явлений общественной жизни и природной среды
  • Мировоззренческая функция потребности была сформулирована А.И. Самсиным [5]. По его мнению, она состояла в том, что от характера и направленности потребностей зависит мировоззрение, образ жизни личности, социальной группы, класса.

Теория потребностей по З. Фрейду

Отдельно следует выделить подход к пониманию человеческой природы и его потребностей, предложенный Зигмундом Фрейдом. Он утверждал, что в основе человеческого поведения лежат биологические инстинкты и потребности. В первую очередь это сексуальное влечение – либидо, скрытое в подсознательных слоях психики. Общество отличается от природы тем, что уже в древности, у первобытных людей возникли социальные механизмы, которые резко уменьшали возможности удовлетворения сексуальных потребностей. Последние подвергались жесткой цензуре и были ограничены всевозможными обычаями, традициями, нормами поведения, с появлением государства – правовыми нормами государства. В результате возникновения социального контроля сексуальные потребности не могли быть удовлетворены так просто, как это возможно у животных. Сексуальная энергия либидо подвергалась сублимации – то есть переводилась в другие формы психической энергии. На основе сублимации либидо возникли новые, чисто человеческие группы потребностей – в разумном познании, религии, искусстве, творческом самовыражении и т.п.

С точки зрения Фрейда, если бы общество не ограничило удовлетворение сексуальных потребностей, не подвергло их фрустрации, человек так и остался бы в животном состоянии и не смог бы создать культуру. Именно ограничение удовлетворения сексуальных потребностей привело к возникновению потребностей социальных, чисто человеческих [4].

Подход Зигмунда Фрейда к потребностям сильно отличался от тех, что были предложены до него. Он попытался переосмыслить человеческую жизнь, понять мир человеческих потребностей, а также выявить как сильно они влияют на существование индивида.

Классификации человеческих потребностей

Классификация потребностей вызывает немалые трудности, так как, во-первых, человеческие потребности весьма разнообразны и исторически изменчивы, а, во-вторых, сложным для решения является вопрос об основаниях классификации, который своими корнями уходит в философскую антропологию, в которой также имеются нерешенные вопросы о сущности и структуре человека. Если обратиться к типам антропологических учений, то для отечественной традиции изучения потребностей человека характерным является влияние социально-антропологической парадигмы, в которой на первый план выступают потребности, характерные для человека как социального существа. При этом биологические (витальные) потребности, конечно же, не отрицаются, но их влияние на поведение человека с точки зрения этой методологической и мировоззренческой установки не является главным, определяющим [1].

Существует большое количество классификаций потребностей. Например, теория ERG Альдерфера и теория приобретаемых потребностей МакКлелланда, а также теория А. Маслоу.

Известный американский психолог А. Маслоу в 1954 г. Разработал пирамиду потребностей, которая в дальнейшем получила название пирамиды Маслоу.

Пирамида маслоу

Пирамида А. Маслоу

Согласно теории А. Маслоу, человеческие потребности имеют уровни от более простых к более высоким, и стремление к более высоким потребностям, как правило, возможно и возникает только после удовлетворения потребностей более низкого порядка, к примеру, в еде и безопасности. Потребности выступают первичным источником деятельности человека и являются одной из форм его связи с окружающим миром.

Осознанные индивидом потребности превращаются в интересы, которые преломляясь через ценностные ориентации, способствуют формированию мотивов деятельности личности. Смыслом же конкретной деятельности является достижение определенной цели.

Классификация человеческих потребностей по А. Маслоу:

  1. Потребности физиологические – голод, жажда, половое влечение и др.
  2. Потребности в безопасности – чувствовать себя защищенным, избавиться от страха, от агрессивности.
  3. Потребности в принадлежности и любви – принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть принятым ими.
  4. Потребности уважения – компетентность, одобрение, признание, авторитет, достижение успехов.
  5. Познавательные потребности – знать, уметь, понимать, исследовать.
  6. Эстетические потребности – гармония, симметрия, порядок, красота.
  7. Потребности в самоактуализации – реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

По мнению А. Маслоу, потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью прежде, чем другая потребность, более высокого уровня, проявится и станет действующей. Другая закономерность, замеченная А. Маслоу, состоит в том, что когда удовлетворяются потребности более простые, человек начинает тянуться к потребности более высокого порядка. У некоторых людей потребность в самоактуализации может оказаться важнее, чем потребность в любви, также как некоторые люди останавливаются на уровне низших потребностей, не испытывая интереса к потребностям более высоким, даже когда низшие потребности вроде бы удовлетворены. По Маслоу, все такие нарушения нормального развития человека происходят в результате развития невроза, либо в ситуации сильно неблагоприятных внешних обстоятельств.

Динамичность данной классификации потребностей заключается в том, что высшие потребности могут направлять поведение индивида лишь в той мере, в какой удовлетворены его более низшие потребности. Таким образом, без удовлетворения низших потребностей невозможно достижение высшего уровня – самоактуализации. А. Маслоу утверждает, что самоактуализация, как способность может присутствовать у большинства людей, но лишь у небольшого меньшинства она является в какой-то степени свершившейся [3].

Связь потребностей человека и мотивации

1. Теория потребностей А. Маслоу

Потребности

Мотивы

1.1.

Физиологические

потребности

– качественная пища;

– чистая вода;

– хорошие жилищные условия;

– благоприятные условия отдыха.

1.2. Потребности в

безопасности

– защита от физических и моральных опасностей со стороны окружающей среды;

– уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены.

1.3. Социальные

потребности

– общение;

– подражание;

– сопричастность;

– солидарность, поддержка, дружба, взаимовыручка.

1.4. Потребности в

признании и

уважении

– самоуважение;

– личные достижения;

– компетентность;

– уважение со стороны окружающих;

– признание.

1.5. Потребности

самовыражения

–реализация потенциальных

возможностей;

– рост личности;

– призвание;

– самовыражение;

– любознательность;

– творчество;

– изобретательство;

– рационализаторство;

– занятие наукой.

2. Теория существования, связи и роста К. Альдерфера

Потребности

Мотивы

– пища, вода, жилье, отдых;

– защита от физических опасностей;

– уверенность в том, что

физиологические потребности будут удовлетворены.

2.1. Потребности

существования:

физиологические,

обеспечение

безопасности,

оплата труда

2.2. Потребности

связи: установление

контактов,

уважение, оценка

личности

– общение;

– сопричастность;

– поддержка, дружба, взаимовыручка.

2.3. Потребности

роста: развитие

творческого

потенциала,

самореализация

– уважение, признание;

– реализация потенциальных возможностей;

– рост личности;

– самовыражение, творчество.

3. Теория приобретенных потребностей Д. МакКлелланда

Потребности

Мотивы

3.1. Потребность власти

– желание воздействовать на других людей, чувствовать себя полезным и значимым

3.2. Потребность успеха

– участие в перспективных работах;

– достижение цели;

– престиж;

– развитие карьеры.

3.3. Потребность причастности

– общение;

– подражание;

– сопричастность;

– солидарность, поддержка, дружба.

Большой интерес представляет теория потребностей Клейтона Альдерфера. Она не противоречит теории А. Маслоу, но классификация потребностей там иная.

Классификация потребностей Клейтона Альдерфера

Классификация потребностей Клейтона Альдерфера

Первая группа представляет собой физиологические потребности, вторая социальные, а третья – это духовные. По мнению Альдерфера, взаимосвязь между предложенными им группами потребностей несколько более глубокая чем в теории Маслоу. По его мнению влияние на приоритеты оказывает не только сам факт удовлетворения, но и степень удовлетворенности. Он также заметил, что неудовлетворенность высших потребностей усиливает стремление удовлетворить низшие.

Не меньший интерес вызывает теория приобретаемых потребностей Мак Клелланда. Он считал, что все потребности формируются в детском возрасте. При этом подразделял их на три группы, объясняя механизм формирования каждой из них:

  • Причастность.
  • Власть
  • Успех [4].

Согласно классификации потребностей предложенной Э. Фроммом, в обществе может доминировать или стремление развивать собственные творческие способности личности, или стремление к накоплению материальных ценностей, максимальному увеличению потребления созданных другими людьми благ. Э. Фромм выделял пять основных потребностей:

  • Потребность в установлении связей – это первая экзистенциальная потребность человека.
  • Потребность в преодолении себя – представляет собой желание подняться над пассивным и случайным существованием в "царство целеустремлённости и свободы".
  • Потребность в укоренённости. Эта потребность подразумевает то, что когда человеческие существа развиваются как отдельный вид, они теряют свой дом в природном мире.
  • Потребность в осознании себя как отдельной сущности, или в самоотождествлении.
  • Потребность в системе ценностей. Человеку необходима система взглядов, ценностей, помогающая ему ориентироваться в окружающем мире.

Жизнь человека характеризуется тем, что люди почти всегда чего-то желают. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилия человека.

В настоящее время стало ясно, что потребности человека постепенно эволюционируют. У конкретного человека они формируются в сложном взаимодействии со всей общественной системой.

Литература

  1. Беляева Л.А Человек и его потребности. Учебное пособие – Екатеринбург, Урал. гос. пед. ун-т. 2009.
  2. Макклелланд Д. Мотивация человека – Спб: Питер Пресс, 2007.
  3. Маргулис А. В. О потребности как социологической категории: Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата философских наук / Харьк. гос. ун-т им. А. М. Горького. Кафедра философии. – Харьков: [б. и.], 1967.
  4. Орлов С.В. Человек и его потребности. – Сбп.: Издательство Питер, 2018
  5. Самсин А.И. Социально-философские проблемы исследования потребностей – М.: Высшая школа 1987г.
  6. Столяренко Л.Д. Основы психологии – Ростов – на – Дону: Феникс, 2010.
  7. Фетискин В.В. Потребности. Деятельность. Личность. Социально-философское исследование. М.: – РГАЗУ, 2001.

Вопросы и комментарии



Задать вопрос

Имя:

Email: (обязательно!)