Понятие и виды портфолио студента
Портфолио – это собранные воедино достижения с целью презентовать себя как хорошего студента или как перспективного работника.
Портфолио меняет сам механизм оценивания навыков и компетенций студента. В настоящее время существует и аутентичное и традиционное оценивание.
Аутентичное оценивание – это вид оценивания, применяющийся, прежде всего, в практико-ориентированной деятельности и предусматривающий оценивание сформированности умений и навыков личности в условиях помещения ее в ситуацию, максимально приближенную к требованиям реальной жизни – повседневной или профессиональной [1].
Традиционное оценивание – это такое оценивание компетенций и навыков студентов, которое базируется на системе классических оценок.
Сравнительный анализ традиционного и аутентичного оценивания
В процессе создания портфолио студента в него должно быть включено все самое важное и интересное из его жизни и учебного процесса. Список может меняться в зависимости от специальности и интересов студента. Итак, в портфолио может быть включено следующее:
- все виды самостоятельной работы;
- результаты проверочных работ, тестов, итоговых работ;
- результаты групповой работы;
- результаты взаимопроверки;
- дневники;
- сценарии выступления на семинарах;
- печатные работы;
- описание процесса решения учебных задач;
- проекты;
- эссе;
- результаты информационного поиска;
- заметки, связанные с ходом выполнения учебных, научно-исследовательских, учебно-профессиональных работ;
- аудио- и видеоматериалы;
- схемы, рисунки, таблицы, диаграммы;
- авторские рисунки;
- картографический материал;
- результаты моделирования;
- вопросы студента к преподавателю;
- анкеты и результаты их обработки;
- отчеты об интервью;
- листы наблюдений;
- элементы самооценки;
- письма преподавателю, директору предприятия, другим лицам, архивные запросы, связанные с содержанием портфолио;
- наполнение содержания темы по выбору;
- сценарии дебатов;
- ситуационные задания и объемные кейсы;
- веб-квесты;
- описание лабораторных экспериментов;
- материалы полевых, педагогических и иных практик;
- грамоты, сертификаты, гранты и т.д.[2]
Виды портфолио студента
Портфолио студента бывает разных видов. Самые распространенные перечислены ниже:
- Документационное портфолио
- Портфолио студенческих работ
- Портфолио отзывов
Рассмотрим каждый вид портфолио отдельно. Итак, документационное портфолио представляет собой документы, которые удостоверяют достижения. К ним можно смело отнести:
- Почетные грамоты за общественные заслуги
- Грамоты за участие в конкурсах, олимпиадах и конференциях
- Документы к медалям и иным почетным знакам отличия.
- Иные документы, отражающие достижения владельца портфолио.
Портфолио студенческих работ представляет собой собрание исследовательских и научно практических статей, а также курсовых и отчетных работ, в которых проведены реальные исследования в рамках специальности.
Существует также портфолио отзывов, которое состоит из оценок собственных достижений вкупе с отзывам преподавателей, сокурсников, родителей и т.п.
Д. Ф. Миронов [3] предлагает иную классификацию студенческого портфолио. Его классификация отражена на рисунке ниже.
Классификация студенческого портфолио
Портфолио студента создается с одной единственной целью, а именно для анализа результатов достигнутых в процессе обучения. В портфолио отражены все процессы профессионального и личностного становления студента, как будущего специалиста.
Цели и задачи портфолио студента
Портфолио широко применяется в зарубежных вузах и при приеме на работу. Культура портфолио начала проникать и в российскую систему вузовского образования совсем недавно, но уже показала свою эффективность. Как становится очевидным из предыдущего пункта статьи, существует несколько классификаций портфолио студента. Портфолио студента создается с определенной целью и выполняет особые задач. Теперь об этом поподробнее.
Цель создания портфолио студента состоит в том, чтобы обеспечить отслеживание индивидуального развития, качественно отразить способности студента практически применять приобретенные знания и умения, а также предметно доказать прогресс в обучении.
Цель создания портфолио студента сопровождается системой задач, которые отражены на рисунке ниже.
Задачи портфолио студента
Этапы создания студенческого портфолио
Портфолио студента создается не за один день. Процесс формирования адекватного и ёмкого портфолио занимает длительный период времени. В настоящее время, ввиду возросшей актуальности процесса создания портфолио, российские специалисты, создающие рекомендации для создания студенческого портфолио, часто обращаются к зарубежному опыту. И не зря. В странах Европы и в Штатах портфолио распространено давно во всех сферах жизни.
Прежде, чем приступать к созданию портфолио следует задуматься о целях и перспективах, которые Вам важны в будущем. Тот факт, что студент выбрал определенный вуз, еще не говорит о том, что к концу обучения ему будет по-прежнему интересна та профессия, на которую он/она обучались.
Ключевыми этапами формирования портфолио являются следующие:
- Организация и планирование
- Сбор информации
- Осмысление. Письменная и устная рефлексия.
- Презентация портфолио
Однако создание портфолио студента включает в себя больше компонентов. Структурные особенности портфолио варьируются в зависимости от восприятия различных специалистов в сфере создания самопрезентации, педагогов и работодателей.
Портфолио студента обязательно должно включать в себя этап рефлексии. Это объясняется необходимостью самоанализа и самокритики. Без личного осмысления собственного потенциала и оценки уровня его отражения в портфолио успешная презентация портфолио затруднительная.
На каждом этапе создания портфолио следует уделять особое внимание качеству представляемой информации. Например, если студент участвовал в конкурсе на лучшее эссе и занял последнее 20 место, то об этом лучше не упоминать.
Этапы создания портфолио студента
В завершение отметим, что структура портфолио студента не обязательно должна быть стандартной. Многое зависит от творческого потенциала студента и его восприятия целей и задач портфолио.
Литература
- Шмачилина-Цибенко Светлана Витальевна Аутентичное оценивание образовательной деятельности курсантов в условиях компетентностного подхода // Журнал Общество и право 2014 КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/autentichnoe-otsenivanie-obrazovatelnoy-deyatelnosti-kursantov-v-usloviyah-kompetentnostnogo-podhoda
- Оценка образовательных результатов в процессе формирования портфолио студента / Шехонин А.А., Тарлыков В.А., Клещева И.В., Багаутдинова А.Ш. – СПб: НИУ ИТМО, 2014.
- Миронов Д. Ф. Структура портфолио студента в контексте компетентностно-ориентированного подхода к обучению // Вестник СПбГУКИ № 4 (29) декабрь 2016.C.163-166