Специфика рынков несовершенной конкуренции
На рынках несовершенной конкуренции фирма не в состоянии полностью контролировать цену своего продукта, но имеет возможности менять ее в определенных пределах.
Это обусловлено наличием довольно широкой степени свободы и назначении цены, что может меняться в зависимости от определенной отрасли или рынка конкретной продукции.
Это проявляется в том, что на каком то рынке незначительное изменение цен ведет к существенным изменениям в объемах продаж фирмы, тогда как на другом рынке, чтобы добиться схожего по масштабам эффекта, придется менять цену достаточно существенно.
Верно и обратное, когда ряд рынков характеризуется тем, что при каком бы ни было изменении цены, объем реализации существенно не меняется, но может изменяться доход фирмы.
Несмотря на проявления монопольной власти на различных рынках несовершенной конкуренции существует интенсивное соперничество между фирмами отрасли. Главной целью каждой фирмы в условиях несовершенной конкуренции является максимально возможное увеличение своей доли рынка, в долгосрочной перспективе – это выражается в стремлении к абсолютной монополии.
Следует учитывать, что такая интенсификация конкуренции не соответствует условиям совершенной конкуренции, так как борьба за увеличение доли рынка может выражаться через разные формы: увеличение рекламного воздействия, оптимизация сбыта, совершенствование обслуживания, улучшение качества продукции.
В современных условиях особую значимость приобретает принципы поведения предприятий, которые осуществляют экономическую деятельность на рынках несовершенной конкуренции, поскольку именно такие формы устройства экономических систем являются доминирующей формой развития рыночной экономики.
Поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции
В условиях монополистической конкуренции, кривая спроса на продукцию фирмы по степени эластичности находится между совершенной конкуренцией и монополией.
Если рассматривать краткосрочный период, то в условиях монополистической конкуренции любой хозяйствующий субъект ведет себя по аналогии с абсолютной монополией в рамках имеющихся у него возможностей влияния на объемы производства, стоимость продукции и объемы реализации.
- В таких рыночных условиях у предприятия предельный доход не равняется стоимости и цене производимой продукции, так как в его распоряжении есть определенные рычаги влияния на конечную цену продукции. Это выражается в возможностях повышения цен на продукцию, но не теряя спрос на нее.
- В условиях конкуренции предприятие может стремиться к росту продаж своей продукции, для чего потребуется снизить цену реализации, чтобы стимулировать потребителей покупать больше именно этой продукции, не отдавая предпочтения аналогам.
- Следовательно, кривая предельного дохода предприятия лежит ниже кривой спроса.
Учитывая данные условия, фирма может манипулировать ценой на свою продукцию так, чтобы получаемая прибыль была максимальной при заданной комбинации объемов производства и цены на продукцию.
В результате можно определить, что точкой равновесия (Е) будет являться точка пересечения двух кривых МС и MR, что позволяет сделать вывод, что условием максимизации прибыли в условиях монополистической конкуренции является соблюдение равенства МС=MR (рис. 1.).
Рис. 1. Равновесие производителя в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном периоде [1]
Действуя по аналогии с абсолютным монополистом, фирма в условиях монополистической конкуренции может несколько снизить объемы производства, чтобы повысить цену на продукцию, в отличие от фирмы, которая функционирует в условиях совершенной конкуренции.
Однако, цена будет выше предельных издержек (Р > МС), поэтому в условиях монополистической конкуренции аллокативная эффективность недостижима.
Обратным следствием является ситуация, когда спрос на продукцию предприятия слишком мал, что ведет к убыткам предприятия.
В случае равновесия предприятия, выручка от продажи продукции при равновесной цене будет покрывать средние переменные издержки. Следовательно, предприятие имеет возможность снизить издержки, осуществляя хозяйственную деятельность, придерживаясь при этом объемов производства, при которых МС = MR (рис. 2).
Рис. 2. Минимизация убытков производителя в условиях монополистической конкуренции [1]
Однако, когда спрос чрезвычайно низкий, цена равновесия не сможет компенсировать даже средних переменных издержек. Следовательно, при достижении такого положения дел, предприятия должно прекратить свое существование, как неэффективное производство.
В долгосрочном периоде фирма руководствуется теми возможностями, которые предоставляет рынок. Учитывая, что, формально, непреодолимые экономические барьеры для вхождения на рынок или в отрасль не существуют, то объективным трендом является рост открывающихся производств, если в данной конкретной отрасли имеется возможность получить экономическую прибыль. Далее, при появлении новых предприятий, кривая спроса на продукцию каждой фирмы, которая действовала на этом рынке до этого, будет поворачиваться влево, а вместе с ней становится более пологой и кривая предельного дохода. Такое изменение будет существовать до тех пор, пока кривая спроса не будет лишь касаться кривой средних издержек.
Точка касания соответствует ситуации, в которой ликвидируется экономическая прибыль, в результате чего на рынок перестанут входить новые экономические агенты. Заодно с этим в отрасль прекратиться приток капитала, так как на вложенный капитал уже невозможно будет получить дополнительную экономическую прибыль. Следовательно, в такой ситуации можно говорить об установлении цены равновесия на уровне средних издержек (рис. 3), точка Е при этом соответствует точке долгосрочного равновесия. В таких условиях все действующие предприятия смогут получить только нормальный уровень прибыли, а дополнительная прибыль станет возможной только при изменении рыночных условий тем или иным образом.
Рис. 3. Равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции в долгосрочном периоде [1]
Однако, точка равновесия не отражает величину наименьшего уровня средних долгосрочных издержек, так как кривая спроса не является горизонтальной линией как в условиях совершенной конкуренции. Следует отметить, что цена не соответствует минимальному уровню долгосрочных средних издержек, таким образом, производственная эффективность не может быть достигнута на рынке монополистической конкуренции.
Поведение фирмы в условиях олигополии
Олигополия характеризуется существованием барьеров на вхождение в отрасль и взаимной экономической зависимостью всех предприятий, которые действуют в данный момент в этой отрасли. Вместе с тем, низкое число фирм, участвующих в конкурентной борьбе, ведет к различной реакции у участников рынка на действия какой-либо одной отдельно взятой фирмы. При этом реакция может быть как рациональной, т.е. экономически обоснованной, так и иррациональной, возникающей вследствие внутри рыночных отношений между фирмами. Результатом реакции может быть непосредственное изменение рыночной политики или рыночного положения данной фирмы, что подразумевает необходимость учета не только рыночных условий, но и ответных действий конкурентов фирмы, которая действует в условиях олигополии.
В зависимости от структуры рынка олигополия может иметь форму сговора, тайного сговора или картеля.
- Открытый сговор предполагает, что относительно небольшое количество фирм, может прийти к соглашению и действовать сообща в рамках общей стратегии и тактики, а каждому участнику сговора отводится определенная доля отраслевого рынка, что поддерживается и ценами в рамках этого сговора;
- Тайный сговор, а также негласный сговор основываются на неком условии, которое обязуются соблюдать участники олигопольного рынка, с целью поддерживать свое текущее состояние, однако чаще всего такой сговор приводит к ликвидации одним из участников остальных конкурентов;
- Картель, представляя собой особую форму монополии, характеризуется тем, что несколько фирм действуют на отраслевом рынке как один хозяйствующий субъект, который разделил рынок между своими департаментами.
Таким образом, в условиях олигополии в отрасли доминируют насколько крупных фирм, которые так или иначе могут договориться между собой о способах ведения экономической деятельности и определяют перспективы развития отраслевого рынка. В результате, как открытый, так и тайный сговор, можно представить в качестве организационно-экономического картеля. Примерами картелей могут служить Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) и картель "Семь сестер".
Ключевое условие для формирования олигополии: спрос на продукт картеля неэластичен по цене, у самого продукта нет близких заменителей, участники картеля соблюдают установленные правила ведения бизнеса.
В случае, если на олигополистическом рынке отсутствует картельный сговор и действует достаточное количество крупных экономических субъектов, способных оказывать существенное и значимое влияние на состояние отраслевого рынка, уровень цен и объемы производства, то поведение участников рынка будет формироваться по основным моделям.
Модель ломаной кривой спроса предполагает, что эластичность спроса на повышение и понижение цены различается в условиях олигополии. Согласно данной модели если одна фирма увеличивает цену, другие участники рынка этого не сделают, однако если одна фирма снизит цену, остальные участники сделают то же самое. Для данной модели характерна образование "излома", а кривая спроса состоит из двух кривых (рис. 4).
Рис. 4. Ломаная кривая спроса [2]
Соответственно, кривая предельного дохода также будет состоять из двух кривых, между которыми образуется вертикальный разрыв, соответствующий точке излома кривой спроса.
Данная модель формирует теоретический тезис об относительной стабильности рыночной цены в условиях олигополии, который, однако, не соблюдается на практике, например, на международном нефтяном рынке регулярно происходят значительные колебания, а цена на нефть подвержена существенным изменения вследствие экономических, политических, геополитических, геоэкономических изменений, далеко не всегда касающихся фундаментальных основ рынка нефти.
Таким образом, хотя повышение цены одной фирмой должно вести к сокращению спроса на продукт данной фирмы, а понижение цены не должно приводить к существенному увеличению доли рынка, в реальных условиях в эти процессы вмешиваются внешние силы, что противоречит данному тезису.
В то же время в теории тезис о стабильности цены в условиях олигополии можно показать на графике (рис. 5).
Рис. 5. Стабильность цены при изменении предельных издержек [2]
Согласно данному тезису, пока кривая предельных издержек лежит в интервале АВ, т.е. кривая МС пересекает кривую предельного дохода на ее вертикальном отрезке, рыночная цена будет неизменной, следовательно, цена не зависит от изменений уровня предельных издержек.
Поведение фирмы в условиях монополии
Исследуя поведение фирмы-монополиста, используем следующие допущения [3]:
- фирма стремится максимизировать прибыль;
- монополист покупает ресурсы на конкурентных рынках;
- фирма не может проводить ценовую дискриминацию, т.е. всем потребителям продукция продается по одной и той же цене;
- фирма обладает достаточной информацией, чтобы предсказать реакцию потребителей на изменение цены товара.
Учитывая данные условия, монополист достаточно точно формирует комбинированный объем выпуска и цены, который обеспечит ему максимально возможную прибыль. В то же время возможности назначить какую угодно цену монополист не может, так как от этого зависит то, какое количество продукции могут купить потребители в заданный период времени.
Следовательно, монопольная власть не безгранична, как это выглядит с точки зрения потребителей.
Исходя из объема производства, производитель может определить предельную цену, в обратном процессе, если монополист сначала формирует цену, он должен определить объем производства в соответствии с уровнем спроса. Таким образом, фирма-монополист должна принимать дихотомическое решение по объему выпуска и цене продукции исходя из текущего спроса.
В результате монополист не имеет собственной кривой предложения, а может только выбрать точку на кривой спроса, в которой достигается максимальная прибыль. Точка пересечения кривых MR и МС есть точка равновесия фирмы (рис. 6).
Положительная разница между этими показателями составляет ее предельную прибыль. Совокупная прибыль будет увеличиваться, пока MR больше МС. Когда МС превысит MR, совокупная прибыль начнет сокращаться. Следовательно, условие максимизации прибыли MR = МС. Поскольку для монополиста предельный доход меньше цены, то в точке равновесия предельные издержки меньше цены: МС < Р.
Рис. 6. Равновесие фирмы-монополиста [2]
Равновесная цена устанавливается исходя из спроса: нет смысла назначать цену ниже РЕ, так как потребители имеют возможность платить более высокую цену, нет смысла и увеличивать цену выше РЕ, так как рынок не примет столько товаров по более высокой цене. Следовательно, цена РЕ будет равновесной ценой, максимизирующей прибыль монополиста.
Однако, можно сделать вывод, что и в условиях монополии условие аллокативной эффективности не выполняется, т.е. ресурсы не распределены в обществе наиболее рациональным и оптимальным способом.
Литература
- Микроэкономика. / Под ред. А.Г. Грязновой. – М.: Кнорус, 2014. – 640 с.
- Чепурин М.Н. Экономическая теория. – М.: Инфра-М, 2012. – 880 с.
- Розанова Н.М. Микроэкономика. – М.: Юрайт, 2014. – 713 с.