Функции и задачи организации работы ресторана
Ресторан – это предприятие общественного питания, с широким ассортиментом сложных блюд, повышенным уровнем обслуживания и организацией отдыха. Рестораны предоставляют услуги общественного питания, основу которых составляют методы приготовления большого количества кулинарной пищи. В зависимости от типа ресторана и характера его работы, приготовление пищи может происходить без предварительной договоренности с потребителем либо по его заказу.
Роль услуг общественного питания в жизни современного общества постоянно растет, в том числе за счет совершенствования технологий переработки продуктов питания и приготовления блюд, средств доставки продукции и интенсификацией общественного развития.
В соответствии со спецификой своей работы рестораны отличаются особым технологическим процессом, требованиями к персоналу и оборудованию, что определяется тремя функциями:
- Функция приготовления кулинарной пищи – технологическая обработка исходной продовольственной продукции, сырья и полуфабрикатов в соответствии с технологическими картами и рецептурой. Результатом является разнообразная кулинарная пища, имеющая новую стоимость.
- Реализация приготовленной кулинарной пищи – данный процесс аналогичен функции продажи в розничной торговле, но отличается характером обслуживания и потребления в ресторанах.
- Организация условий для потребления пищи в ресторанах – специфическая функция предприятий общественного питания. Для ресторанов различных категорий является наиболее значимой функцией в условиях роста численности населения. На рестораны и предприятия общественного питания, в целом, возлагается задача организации рационального, сбалансированного питания населения.
Основные задачи ресторанов:
- Разработка и предложение утилитарного и дифференцированного меню кулинарной пищи, приготовление которой организовано достаточно быстро, чтобы посетитель мог получить обслуживание и потребить готовую продукцию на территории ресторана. Возможно приготовление пищи заранее, либо по заказу посетителя.
- Формирование ресторанной услуги, как комплексного продукта: приготовленная пища, обслуживание, сервис, месторасположение.
- Создание вариабельного меню.
- Минимизация накладных расходов.
- Привлечение посетителей.
Рестораны отличаются по ассортименту блюд, целевой аудитории, квалификации персонала, ценовой категории. При этом есть довольно условное распределение на три типа: элитные рестораны, рестораны среднего класса и рестораны быстрого питания (кафе).
Организация работы ресторана
По своей природе ресторан осуществляет деятельность по производству кулинарных блюд для своих клиентов с целью удовлетворения их гастрономических потребностей.
№ |
Принцип |
Описание |
---|---|---|
1 |
Принцип неразрывности производства и потребления |
Производство и потребление услуг ресторана не может быть разнесено во времени, услуги оказываются на месте. Данный принцип требует высокой квалификации персонала. Выражается в неотделимости кулинарных блюд от того, кто их производит, и того, кто их потребляет. |
2 |
Принцип непостоянства услуг ресторана |
Невозможно организовать идентичный уровень облуживания каждый день. Для преодоления данного ограничения рестораны разрабатывают стандарты обслуживания. |
3 |
Принцип несохраняемости услуги |
Заполнение столиков ресторана каждый отдельный день рассматривается как отдельно оказываемые услуги. Если столик не был занят, значит услуга не была оказана. |
Организация работы ресторана включает проработку следующих процессов:
- производство блюд;
- реализация приготовленных блюд;
- организация условий для потребления приготовленных блюд посетителями;
- организация условий для отдыха посетителей.
Требования к работе ресторана включают: внешний вид предприятия, оформление внутренних помещений, наличие дополнительных атрибутов (музыка, мебель, обстановка и т.д.), обеспеченность посудой и столовыми приборами, меню, обслуживание посетителей. Ресторан должен иметь привлекательный внешний вид, сюда относится вывеска, фасад, оформление входов и т.п. Одежда и обувь у обслуживающего персонала ресторанов должны быть форменными с эмблемой предприятия. Это также считается дополнительными требованиями к работе ресторана.
Процесс обслуживания в ресторане – совокупность операций, выполняемых исполнителем при непосредственном контакте с потребителем услуг при реализации кулинарной продукции и организации досуга.
№ |
Форма обслуживание |
Описание |
---|---|---|
1 |
Самообслуживание |
Организуется в формате свободной выкладки блюд, которые посетители ставят на поднос, продвигаясь по условной линии самообслуживания до кассы. |
2 |
Обслуживание официантами |
Реализуется в виде расположения столиков в ресторане, за которыми посетители делают заказ, знакомясь с меню. Официанты принимают заказ, передают его на кухню, по готовности блюд приносят их посетителям. Обычно практикуется постоплата. |
3 |
Обслуживание через прилавок или барную стойку |
Организуется в одном из двух форматах: 1. Приготовленные блюда располагаются в специально оборудованных витринах, посетители выбирают желаемые блюда, кассир ставит их на поднос, осуществляет расчет, после чего посетитель направляется к свободному столику. 2. Меню располагается на стойке, посетители выбирают желаемые блюда, кассир осуществляет расчет, посетитель направляется к свободному столику, по готовности блюд их приносят за столик. |
Зал ресторана – это основное помещение, где обслуживаются посетители. Зал ресторана должен быть связан с производственными помещениями, кухней, сервизной, моечной и т.д., но отделен от них дверями или прилавками. Зал ресторана обязательно должен иметь планировочно-технологическое решение, продуманное освещение, цветовую гамму, а также декоративное оформление. Стиль интерьера должен сочетаться со столовой посудой, приборами, мебелью. Актуальной тенденций последних лет остается зонирование зала ресторана на отдельные сектора с помощью средств декорирования, планировочных решений и т.п.
Организация производственного процесса в ресторане также имеет свою специфику:
- технология переработки определенного сырья и/или приготавливаемой продукции перед непосредственным приготовлением готового блюда;
- разделение продукции по исходным ингредиентам, зоны переработки мяса, рыбы, кондитерских блюд и т.д. не должны пересекаться, отдельно готовятся горячие и холодные блюда и т.д.;
- цикл производства соответствует комбинированному типу: часть блюд в ресторане требуют организации первичной обработки и производства полуфабрикатов для последующего приготовления пищи, часть блюд готовятся непосредственно из закупаемого сырья и полуфабрикатов.
Оптимальная площадь производственных и подсобных помещений, их рациональное размещение и обеспечение производственных цехов необходимым оборудованием – основные условия правильной организации технологического процесса приготовления кулинарной продукции.
Организация управлением рестораном
На схеме представлена типовая структура ресторана, в соответствии с которой осуществляется управление его деятельностью.
Типовая структура организации ресторана
В таблице представлены организационные и производственные особенности управления рестораном.
Организация ресторана |
Производственный процесс в ресторане |
---|---|
Скоропортящаяся продукция ресторана требует быстрой реализации. Также необходимо обеспечить условия хранения сырья и полуфабрикатов. Требуется максимальное сокращение сроков хранения и обработки сырья. |
Ассортимент зависит от характера спроса и целевой аудитории ресторана. Вместе с тем ресторан обладает технологической автономностью и максимально приближен к конечному потребителю свой продукции. |
Посещаемость ресторана колеблется в разное время рабочего дня и разные дни недели. Требуется постоянная корректировка запасов, меню, а также работы поваров, официантов и других служб. |
Спрос на продукцию ресторана колеблется в зависимости от посещаемости, что требует корректировки производственного процесса. Изменение интенсивности приготовления блюд должно соответствовать колебаниям спроса. |
Строгое соблюдение правил санитарного режима, контроль качества блюд. |
Производственные помещения ресторана должны быть в идеальной чистоте всё время. |
Организация управлением рестораном предполагает учет следующих факторов, влияющих на эффективность его работы:
- Извлечение прибыли – вложение капитала в работу ресторана требует быстрой оборачиваемости вложенных средств при относительно небольшом размере первоначальных затрат.
- Удовлетворение потребностей клиентов – это центральный аспект в организации работы ресторана, основанный на современной технологической основе.
- Внешние факторы – разделяются на факторы непосредственного воздействия (микросреда, рабочая среда), включая клиентов, поставщиков, конкурентов, государственные органы, месторасположение ресторана, демографические характеристики целевой аудитории, и факторы макроокружения, включая экономические, политические, технологические и социальный факторы.
- Внутренние факторы – процесс производства и приготовления блюд, обслуживание посетителей, обеспечение внутренних процессов, финансовое обеспечение и учет, общее управление.
Проблемные вопросы организации работы ресторана
Можно выделить следующие факторы, негативно влияющие на эффективность работы ресторана:
- Интенсификация конкуренции вынуждает рестораны вести активную работу по повышению эффективности своей деятельности, целевой ориентации на определенные категории клиентов, изыскивать способы повышения внутренней эффективности.
- Расширение ассортимента блюд приводит к неконтролируемым последствиям в виде усложнения организации работы ресторана, повышения информационного потока, снижает гибкость управления.
- Высокая оборачиваемость вложенных средств не допускает замедления оборота, поскольку это приводит к снижению прибыльности и затруднениям воспроизводственных процессов в ресторане.
- Злоупотребления персонала могут быть связаны с финансами и материальными запасами.
- Усложнение структуры затрат возникает при развитии ресторана, расширении меню, что приводит к повышенной нагрузке на систему учета.
- Возможность возникновения неуправляемых или неконтролируемых факторов, обычно связанных с внешними воздействиями, в том числе действиями конкурентов и посетителей.
- Необходимость постоянного повышения эффективности работы ресторана – даже в отлаженных процессах всегда есть, что улучшить, чтобы повысить степень удовлетворения гастрономических потребностей клиентов ресторана.
Направления повышения эффективности работы ресторана
№ |
Направление |
Повышение эффективности работы ресторана |
---|---|---|
1 |
Внедрение нового оборудования |
Модернизация производственных процессов и обслуживания клиентов ресторана требует внедрения более совершенного оборудования. Это касается технологической линии приготовления пищи, сервисного обслуживания, системы расчетов, обустройства основного зала и т.д. Основным направлением повышения эффективности работы ресторана остается горячий цех ресторана. Кроме того, модернизация технологий обработки ингредиентов для приготовления блюд позволяет повышать эффективность работы ресторана за счет снижения затрат и увеличения прибыли. |
2 |
Разработка и внедрение программы лояльности для клиентов |
Это позволит повысить стабильность потока посетителей и оптимизировать загрузку столиков. Сюда же относится система скидок в определенные часы. Например, для ресторана, ориентированного на дневную работу (завтраки, ланчи, обеды и т.д.) актуальна будет скидка на продукцию ресторана с 18:00 до 20:00 (момент закрытия). |
3 |
Повышение эффективности работы ресторана за счет новых форматов обслуживания |
В первую очередь, наличие "летних зон", оптимизация процедуры заказа блюд, расширение площади обслуживания и т.д. |