Предприятия розничной торговли

Характеристики, цели, задачи и функции предприятий розничной торговли, технология организации продаж.
Рубрика: Экономика
Автор: Андрей Нестеров ✔ 11.12.2018

Нестеров А.К. Предприятия розничной торговли // Энциклопедия Нестеровых


Розничные торговые предприятия осуществляют реализацию товаров конечным потребителям и оказывают сопутствующие процессу продажи услуги.

Характеристика предприятий розничной торговли

Предприятие розничной торговли – это хозяйственное образование любой организационно-правовой формы, осуществляющее реализацию товаров и конечным покупателям.

Предприятия розничной торговли

Основное направление экономической деятельности: розничная продажа продовольственных и/или непродовольственных товаров населению. Розничные торговые предприятия осуществляют хозяйственную деятельность самостоятельно, руководствуясь принципами целесообразности и рациональности при осуществлении любых хозяйственных операций, на основе полного хозяйственного расчета, самофинансирования и самоокупаемости.

Цель предприятий розничной торговли: извлечение прибыли посредством удовлетворения потребностей населения в продовольственных и непродовольственных товарах. В соответствии с данной целью основной задачей предприятий торговли является организация процессов розничной реализации продовольственной и непродовольственной продукции населению. При этом необходимо обеспечить для целевых потребителей наиболее полный перечень реализуемой продукции.

Поскольку предметом розничной торговли выступает целенаправленная продажа товаров населению для конечного потребления, то в торговых предприятиях, осуществляющих данный вид экономической деятельности требуется, организация процессов торгового обслуживания покупателей.

Предприятиям розничной торговли требуются не только организовать процесс продажи товаров покупателям, но и обеспечить его осуществление на определенных условиях.

Характеристики розничных предприятий:

  1. Наличие специально оборудованного помещения, отдельного здания или его части, для розничной продажи товаров и оказания услуг покупателям.
  2. Наличие торговой площади.
  3. Обеспеченность подсобными и административными помещениями.
  4. Обеспеченность складской площадью (небольшой по сравнению с торговой площадью) для приёма и хранения товаров, а также подготовки их к продаже.

Задачи и функции предприятий розничной торговли

Задачи розничного торгового предприятия:

Функции розничного торгового предприятия:

  • закупка товаров у производителей или оптовых компаний для последующей продажи населению;
  • реализация действий по стимулированию сбыта товаров на территории торгового предприятия;
  • формирование товарного ассортимента;
  • маркировка товаров с указанием информации для покупателей, включая наименование, стоимость и другие параметры продукции;
  • осуществление товарной выкладки для демонстрации товаров;
  • непосредственную реализацию товаров покупателям;
  • создание условий для совершения покупки;
  • управление оборачиваемостью товарных запасов в рамках своей торговой деятельности;
  • предотвращение нерационального использования товарных запасов и материально-технической базы в целях соблюдения условий для обеспечения розничного товарооборота.

Виды предприятий розничной торговли

Классификация розничных торговых предприятий

Признак классификации

Виды предприятий розничной торговли

1.

Формат торговли

Универмаг

Универсам

Гастроном

Специализированный магазин

Магазин-склад

Комиссионный магазин

Рынок

Передвижные автолавки

2.

Метод продажи товаров

Индивидуальное обслуживание

Обслуживание через прилавок

Самообслуживание

Открытая выкладка

Продажа по образцам

Продажа по предварительным заказам

3.

Товарная структура

Продовольственный магазин

Непродовольственный магазин

Универсальный магазин

4.

Размер предприятия

Крупные торговые предприятия – более 200 кв.м

Средние – 50-200 кв. м

Малые – до 50 кв. м

5.

Ассортимент

Универсальный

Специализированный

Узкоспециализированный

Неспециализированный

Со смешанным ассортиментом

С комплексным ассортиментом

6.

Формат торгового предприятия

Несетевые магазины

Сетевые магазины

7.

Территориальная концентрация

Изолированные

Сгруппированные

Торговый комплекс

8.

Размещение

В отдельно стоящем здании

В помещении, встроенном в жилое здание

В пристроенных помещениях

На рынке

Открытые павильоны

Автомобильные лавки

Организация розничной торговли на предприятии

Услуги розничной торговли являются особым видом деятельности, требования к ним описаны в ГОСТ Р 51304-99 "Услуги розничной торговли", данный стандарт устанавливает классификацию услуг торговли, общие требования к услугам торговли, в том числе требования безопасности и охраны окружающей среды. В соответствии с данным стандартом услуги розничной торговли представляют собой результат взаимодействия продавца и покупателя и деятельности продавца по удовлетворению потребностей покупателя при приобретении товаров по договору купли-продажи. Таким способом осуществляется процесс передачи товаров конечным потребителям, на котором завершается процесс обращения товара, а товар поступает в сферу потребления

Услуги розничной торговли включают: реализацию товаров; оказание помощи покупателю в совершении покупки и при её использовании; информационно-консультационные услуги; создание удобств покупателям. Процесс услуги реализации товаров состоит из следующих основных этапов: формирование ассортимента, приемка товаров, обеспечение хранения, предпродажная подготовка и выкладка товаров, предложение товаров покупателю, расчёт с покупателем, отпуск товара.

Пример ассортимента розничного продуктового магазина:

  1. вкусовые товары (кофе, чай, соусы и т.д.);
  2. мясные и рыбные товары;
  3. молоко и молочные продукты;
  4. крупы;
  5. кондитерские изделия;
  6. яичные товары;
  7. фрукты-овощи;
  8. пиво и ликероводочная продукция;
  9. хлеб и хлебобулочные изделия;
  10. безалкогольные напитки.

Ассортимент предприятия розничной торговли

Пример ассортимента продуктового розничного торгового предприятия

Приемка товаров по качеству и количеству относится к комплексу товароснабжения и производится управляющим магазином или заместителем управляющего магазина, в соответствии с существующими инструкциями. Приемка товаров по количеству заключается в сверке массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями счетов-фактур и товарно-транспортых накладных. Если есть какие-то несовпадения в количестве или недостачи определенной позиции, то составляется коммерческий акт.

Обеспечение хранения продукции выражается в политике управления запасами. Розничные торговые предприятия формируют текущий запас, запас для выкладки на витрину, транспортный запас и страховой запас.

Предпродажная подготовка и выкладка продукции к продаже включает в себя их размещение, укладку и демонстрацию на торговом оборудовании в магазине. Способы выкладки зависит от свойств товаров. В розничных торговых предприятиях применяются три способа выкладки: горизонтальный, вертикальный и комбинированный. При горизонтальной выкладке одинаковые по наименованию товары размещают на одной или двух полках по всей длине оборудования. При вертикальном способе выкладки товары одинакового наименования выкладывают на полках одной горки в несколько рядов сверху вниз. Комбинированный способ сочетает горизонтальную и вертикальную выкладки. Материалы, необходимые для упаковки, размещают под прилавком, сюда относится одноразовые пакеты, бумага, коробки, шпагат и другие материалы. Инвентарь для подсчета стоимости покупки размещают на прилавке справа от продавца.

Предложение товаров покупателям включает помимо непосредственной реализации товаров, оказание помощи покупателю в совершении покупки, информационно-консультационные услуги, предоставление информации о товарах и их изготовителях, об услугах, оказываемых магазином.

Предложение товаров покупателям включает помимо непосредственной реализации товаров, оказание помощи покупателю в совершении покупки, информационно-консультационные услуги, предоставление информации о товарах и их изготовителях, об услугах, оказываемых магазином. Если формой торгового обслуживания является самообслуживание, то этап отпуска продукции в таком магазине по факту отсутствует. Функции работников торгового зала сводятся в основном к консультации покупателей, к выкладке товаров, контролю за их сохранностью, выполнение расчёта. Отобранные товары покупатель укладывает в инвентарную корзину и доставляет её в узел расчёта. Преимуществом данной формы обслуживания является то, что покупатель может самостоятельно и подробно ознакомиться с потребительскими свойствами и характеристиками товара, спокойно выбрать необходимый товар. Отпуск товаров опосредовано осуществляется на кассе после оплаты покупателем суммы покупки.

Розничная продажа товаров на предприятиях торговли производится посредством организации расчетов с покупателями и выдачей им покупок. Эти операции выполняются в торговом зале, расчеты с покупателями осуществляются посредством приема кассирами наличных денежных средств на кассах магазина на узле расчета, куда покупатель доставляет уложенные в инвентарную корзину выбранные им товары. После приема денежных средств кассир в обязательном порядке выдает покупателю кассовый чек.

Учёт денег и расчёты с покупателями осуществляются с применением электронных кассовых машин. Использование контрольно-кассовой техники (ККТ) в торговле обеспечивает:

  • точный и полный учёт денежной выручки в том числе в целях налогообложения и обеспечения установленного порядка оборота товаров;
  • высокую производительность труда работников предприятий;
  • сокращение до минимума ошибок при расчётах за товары;
  • улучшение санитарно-гигиенических условий при продаже продовольственных товаров;
  • повышение культуры торгового обслуживания и сокращение времени покупателей на расчёты за товары.

ККТ обладают фискальным накопителем, выполняют большое количество функций, имеют простые программы выполнения кассовых и учётных операций, хорошую наглядность проводимых операций. Электронные кассовые машины могут быть подключены к электронным весам и расчетно-кассовым терминалам на рабочем месте кассира.

Порядок расчетов с покупателями кассир осуществляет следующим образом:

  1. Ввод сумм за каждую единицу товара;
  2. Определение общей суммы покупки по показанию индикатора кассовой машины;
  3. Принимает деньги за товары согласно указанной сумме в соответствии со следующим порядком:
  • четко назвать сумму полученных от покупателя денег и положить их на виду у покупателя;
  • напечатать чек с использованием ККТ и назвать сумму сдачи;
  • выдать её вместе с чеком, который предварительно гасится.

Принят следующий порядок завершения расчетно-кассовых операций:

  • после окончания работы магазина кассир подсчитывает наличные деньги;
  • составляет кассовый отчёт и сдаёт выручку вместе с отчётом заместителю управляющего магазина в главную кассу по приходному кассовому ордеру;
  • снимает показания по кассе (Z-отчёт).


Вопросы и комментарии



Задать вопрос

Имя:

Email: (обязательно!)