Розничные торговые предприятия осуществляют реализацию товаров конечным потребителям и оказывают сопутствующие процессу продажи услуги.
Характеристика предприятий розничной торговли
Предприятие розничной торговли – это хозяйственное образование любой организационно-правовой формы, осуществляющее реализацию товаров и конечным покупателям.
Основное направление экономической деятельности: розничная продажа продовольственных и/или непродовольственных товаров населению. Розничные торговые предприятия осуществляют хозяйственную деятельность самостоятельно, руководствуясь принципами целесообразности и рациональности при осуществлении любых хозяйственных операций, на основе полного хозяйственного расчета, самофинансирования и самоокупаемости.
Цель предприятий розничной торговли: извлечение прибыли посредством удовлетворения потребностей населения в продовольственных и непродовольственных товарах. В соответствии с данной целью основной задачей предприятий торговли является организация процессов розничной реализации продовольственной и непродовольственной продукции населению. При этом необходимо обеспечить для целевых потребителей наиболее полный перечень реализуемой продукции.
Поскольку предметом розничной торговли выступает целенаправленная продажа товаров населению для конечного потребления, то в торговых предприятиях, осуществляющих данный вид экономической деятельности требуется, организация процессов торгового обслуживания покупателей.
Предприятиям розничной торговли требуются не только организовать процесс продажи товаров покупателям, но и обеспечить его осуществление на определенных условиях.
Характеристики розничных предприятий:
- Наличие специально оборудованного помещения, отдельного здания или его части, для розничной продажи товаров и оказания услуг покупателям.
- Наличие торговой площади.
- Обеспеченность подсобными и административными помещениями.
- Обеспеченность складской площадью (небольшой по сравнению с торговой площадью) для приёма и хранения товаров, а также подготовки их к продаже.
Задачи и функции предприятий розничной торговли
Задачи розничного торгового предприятия:
- изучение запросов и потребностей в товарах;
- формирование ассортимента;
- организация товароснабжения магазина;
- обеспечение розничного товарооборота с помощью имеющейся материально-технической базы.
Функции розничного торгового предприятия:
- закупка товаров у производителей или оптовых компаний для последующей продажи населению;
- реализация действий по стимулированию сбыта товаров на территории торгового предприятия;
- формирование товарного ассортимента;
- маркировка товаров с указанием информации для покупателей, включая наименование, стоимость и другие параметры продукции;
- осуществление товарной выкладки для демонстрации товаров;
- непосредственную реализацию товаров покупателям;
- создание условий для совершения покупки;
- управление оборачиваемостью товарных запасов в рамках своей торговой деятельности;
- предотвращение нерационального использования товарных запасов и материально-технической базы в целях соблюдения условий для обеспечения розничного товарооборота.
Виды предприятий розничной торговли
№ |
Признак классификации |
Виды предприятий розничной торговли |
---|---|---|
1. |
Формат торговли |
Универмаг Универсам Гастроном Специализированный магазин Магазин-склад Комиссионный магазин Рынок Передвижные автолавки |
2. |
Метод продажи товаров |
Индивидуальное обслуживание Обслуживание через прилавок Самообслуживание Открытая выкладка Продажа по образцам Продажа по предварительным заказам |
3. |
Товарная структура |
Продовольственный магазин Непродовольственный магазин Универсальный магазин |
4. |
Размер предприятия |
Крупные торговые предприятия – более 200 кв.м Средние – 50-200 кв. м Малые – до 50 кв. м |
5. |
Ассортимент |
Универсальный Специализированный Узкоспециализированный Неспециализированный Со смешанным ассортиментом С комплексным ассортиментом |
6. |
Формат торгового предприятия |
Несетевые магазины Сетевые магазины |
7. |
Территориальная концентрация |
Изолированные Сгруппированные Торговый комплекс |
8. |
Размещение |
В отдельно стоящем здании В помещении, встроенном в жилое здание В пристроенных помещениях На рынке Открытые павильоны Автомобильные лавки |
Организация розничной торговли на предприятии
Услуги розничной торговли являются особым видом деятельности, требования к ним описаны в ГОСТ Р 51304-99 "Услуги розничной торговли", данный стандарт устанавливает классификацию услуг торговли, общие требования к услугам торговли, в том числе требования безопасности и охраны окружающей среды. В соответствии с данным стандартом услуги розничной торговли представляют собой результат взаимодействия продавца и покупателя и деятельности продавца по удовлетворению потребностей покупателя при приобретении товаров по договору купли-продажи. Таким способом осуществляется процесс передачи товаров конечным потребителям, на котором завершается процесс обращения товара, а товар поступает в сферу потребления
Услуги розничной торговли включают: реализацию товаров; оказание помощи покупателю в совершении покупки и при её использовании; информационно-консультационные услуги; создание удобств покупателям. Процесс услуги реализации товаров состоит из следующих основных этапов: формирование ассортимента, приемка товаров, обеспечение хранения, предпродажная подготовка и выкладка товаров, предложение товаров покупателю, расчёт с покупателем, отпуск товара.
Пример ассортимента розничного продуктового магазина:
- вкусовые товары (кофе, чай, соусы и т.д.);
- мясные и рыбные товары;
- молоко и молочные продукты;
- крупы;
- кондитерские изделия;
- яичные товары;
- фрукты-овощи;
- пиво и ликероводочная продукция;
- хлеб и хлебобулочные изделия;
- безалкогольные напитки.
Пример ассортимента продуктового розничного торгового предприятия
Приемка товаров по качеству и количеству относится к комплексу товароснабжения и производится управляющим магазином или заместителем управляющего магазина, в соответствии с существующими инструкциями. Приемка товаров по количеству заключается в сверке массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями счетов-фактур и товарно-транспортых накладных. Если есть какие-то несовпадения в количестве или недостачи определенной позиции, то составляется коммерческий акт.
Обеспечение хранения продукции выражается в политике управления запасами. Розничные торговые предприятия формируют текущий запас, запас для выкладки на витрину, транспортный запас и страховой запас.
Предпродажная подготовка и выкладка продукции к продаже включает в себя их размещение, укладку и демонстрацию на торговом оборудовании в магазине. Способы выкладки зависит от свойств товаров. В розничных торговых предприятиях применяются три способа выкладки: горизонтальный, вертикальный и комбинированный. При горизонтальной выкладке одинаковые по наименованию товары размещают на одной или двух полках по всей длине оборудования. При вертикальном способе выкладки товары одинакового наименования выкладывают на полках одной горки в несколько рядов сверху вниз. Комбинированный способ сочетает горизонтальную и вертикальную выкладки. Материалы, необходимые для упаковки, размещают под прилавком, сюда относится одноразовые пакеты, бумага, коробки, шпагат и другие материалы. Инвентарь для подсчета стоимости покупки размещают на прилавке справа от продавца.
Предложение товаров покупателям включает помимо непосредственной реализации товаров, оказание помощи покупателю в совершении покупки, информационно-консультационные услуги, предоставление информации о товарах и их изготовителях, об услугах, оказываемых магазином.
Предложение товаров покупателям включает помимо непосредственной реализации товаров, оказание помощи покупателю в совершении покупки, информационно-консультационные услуги, предоставление информации о товарах и их изготовителях, об услугах, оказываемых магазином. Если формой торгового обслуживания является самообслуживание, то этап отпуска продукции в таком магазине по факту отсутствует. Функции работников торгового зала сводятся в основном к консультации покупателей, к выкладке товаров, контролю за их сохранностью, выполнение расчёта. Отобранные товары покупатель укладывает в инвентарную корзину и доставляет её в узел расчёта. Преимуществом данной формы обслуживания является то, что покупатель может самостоятельно и подробно ознакомиться с потребительскими свойствами и характеристиками товара, спокойно выбрать необходимый товар. Отпуск товаров опосредовано осуществляется на кассе после оплаты покупателем суммы покупки.
Розничная продажа товаров на предприятиях торговли производится посредством организации расчетов с покупателями и выдачей им покупок. Эти операции выполняются в торговом зале, расчеты с покупателями осуществляются посредством приема кассирами наличных денежных средств на кассах магазина на узле расчета, куда покупатель доставляет уложенные в инвентарную корзину выбранные им товары. После приема денежных средств кассир в обязательном порядке выдает покупателю кассовый чек.
Учёт денег и расчёты с покупателями осуществляются с применением электронных кассовых машин. Использование контрольно-кассовой техники (ККТ) в торговле обеспечивает:
- точный и полный учёт денежной выручки в том числе в целях налогообложения и обеспечения установленного порядка оборота товаров;
- высокую производительность труда работников предприятий;
- сокращение до минимума ошибок при расчётах за товары;
- улучшение санитарно-гигиенических условий при продаже продовольственных товаров;
- повышение культуры торгового обслуживания и сокращение времени покупателей на расчёты за товары.
ККТ обладают фискальным накопителем, выполняют большое количество функций, имеют простые программы выполнения кассовых и учётных операций, хорошую наглядность проводимых операций. Электронные кассовые машины могут быть подключены к электронным весам и расчетно-кассовым терминалам на рабочем месте кассира.
Порядок расчетов с покупателями кассир осуществляет следующим образом:
- Ввод сумм за каждую единицу товара;
- Определение общей суммы покупки по показанию индикатора кассовой машины;
- Принимает деньги за товары согласно указанной сумме в соответствии со следующим порядком:
- четко назвать сумму полученных от покупателя денег и положить их на виду у покупателя;
- напечатать чек с использованием ККТ и назвать сумму сдачи;
- выдать её вместе с чеком, который предварительно гасится.
Принят следующий порядок завершения расчетно-кассовых операций:
- после окончания работы магазина кассир подсчитывает наличные деньги;
- составляет кассовый отчёт и сдаёт выручку вместе с отчётом заместителю управляющего магазина в главную кассу по приходному кассовому ордеру;
- снимает показания по кассе (Z-отчёт).