Причины выбора христианства на Руси
Дата принятия христианства как общегосударственной религии Руси – 988 год.
Принятие государственной религии – это цивилизационный выбор, который стал объективной необходимостью для Руси в X веке, определив условия и особенности дальнейшего развития русского государства.
Принятие христианства было подготовлено предшествующей историей Руси по следующим причинам:
- К концу X века ущербность и упадочность состояния язычества была очевидна, князь Владимир, понимая это, стремился найти новую религию, чтобы объединить русский народ. Объективный провал религиозной реформы 980 года с формированием пантеона из 6 божеств усилил эти обстоятельства.
- Сформировались условия для этнокультурного объединения всех земель.
- Политеизм становился бесперспективным направлением в развитии, все соседние народы исповедовали монотеизм.
- Христианство было хорошо известно на Руси благодаря множеству контактов с Константинополем.
- Наиболее тесные контакты у Руси были с христианскими странами. К X веку по всей Европе распространилось христианство.
- Принятие христианства означало переход к новому уровню цивилизационного развития.
В "Повести временных лет" содержится легенда о миссионерах всех известных мировых религий, которые пришли к князю Владимиру с проповедями. Но скорее, она описывает сам факт выбора, так как все конфессии были известны Владимиру, и нужды в проповедях не было.
№ | Причины принятия христианства | Характеристика |
---|---|---|
1 | Государственные интересы Руси | Оставаться языческой страной в христианском мире означало бы изоляцию от европейских государств. |
2 | Формирование единого государства | Христианство, в основе которого лежал монотеизм, полностью соответствовало образу мощного государства, возглавляемого сильным монархом. Христианство стало опорой государственного единства Руси. |
3 | Принятие христианства означало новый уровень общественного развития | Христианство определяло семью как основу общества, вводило новые моральные принципы, нравственные ценности, соответствующие образу нового человека того времени. Появилось требования гуманного отношения к женщинам, детям и человеку вообще. Все это содействовало общественному прогрессу и гуманизации русского общества. |
4 | Принятие христианства стимулировало развитие культуры Руси и духовной жизни страны | Христианство обладало развитой философской системой, многочисленной богословской литературой. Контакты с христианскими странами содействовали приобщению Руси к духовности и наследию античного мира. |
5 | Формирование на Руси новых общественных отношений | Появление городов, развитие ремесел, вызревание новых общественных отношений, а также углубление социального расслоения требовали новой идеологии. Язычество не могло объяснить возникновение и развитие неравенства в человеческом обществе. |
Принятие христианства в 988 году до разделения христианской церкви также следует считать положительным фактом. На рубеже X–XI веков Русь стала одним из крупнейших и могущественных государств в Европе. Высокий статус древнерусского государства тоже стал определяющей причиной принятия христианства на Руси. После разделения христианской церкви в 1054 году на Руси утвердилось православие.
Причины принятия христианства на Руси в византийском варианте
Основные причины принятия христианства на Руси в византийском варианте:
- Политические, экономические, культурные связи Киева и Константинополя.
- Духовная власть в византийском государстве занимала подчиненное положение по отношению к императору – это соответствовало представлениям Владимира об эффективном государственном устройстве.
- Выбор византийского варианта христианства и заимствование культурных элементов не лишал Русь самостоятельности. Несмотря на формального византийского патриарха, Русь была суверенным государством.
- Христианство по византийскому варианту не связывало богословие языковыми канонами. Национальное богослужение и возвеличивание славянского языка являлось одним из приоритетов Владимира.
Хотя принятие христианства на Руси было по византийскому варианту, в конечном счете, оно прошло через славянское мировосприятие и не было полностью похоже на церковное служение в Византии по ряду причин.
В первую очередь, сыграли свою роль тенденции и стремления к самобытности русского народа. Византийские митрополиты встретили на Руси стремление князей получить свою церковь. По этой причине после принятия христианства первые святые на Руси были возвеличены по политическим соображениям. Мнение греков-митрополитов игнорировалось.
Вторым направлением стало мировосприятие русского народа, который воспринял христианство через опыт предков, сформированные представления о добре и зле. Поэтому после принятия христианства на Руси сформировалась новая синкретическая вера по причине обрусения византийского варианта.
Как и все, что попадает к нам извне, христианство было усвоено нами своеобразно, согласно нашему пониманию мироустройства и своего значения в истории.
Отметим, что процесс принятия христианства был противоречивым – два крайних примера:
- В Киеве новая вера была принята безропотно, сказалось подчинение авторитету княжеской власти.
- Новгород пришлось крестить огнем и мечом.
На Руси христианство соединило праздники поклонения языческим богам с культами святых, например, праздник Купалы слился с днем Иоанна Крестителя, Перуна – с днем Ильи Пророка, по этой причине после принятия христианства сохранился и чисто языческий праздник масленицы, отмечаемый до сих пор.
Процесс соединения языческих и христианских ценностей шел довольно долго после крещения Руси в 988 году:
- К Христу обращались за помощью в земных делах.
- Культ Богородицы, как покровительницы всего живого, широко распространился по русским землям, поскольку соответствовал славянскому мировосприятию.
Синтез христианства и некоторых славянских традиций привел к созданию уникальной системы описания общественно одобряемых и осуждаемых действий, событий, явлений. Позже это позволило сформировать русское православие.