В данной статье приведен пример сценографической подготовки и план анимационной программы "Венецианский маскарад".
Пример подготовки анимационной программы
Вначале определим факторы сценографии анимационной программы "Венецианский маскарад".
Социальная значимость и масштабы проводимого мероприятия обусловлены Новогодним праздником.
Время проведения в связи с этим приурочено к непосредственной дате празднования нового года. Анимационная программа будет проводиться в ночь с 31 декабря на 1 января.
Место проведения – ресторан. В связи с этим следует учесть следующие особенности ресторана: общая площадь зала для посетителей имеет "г-образную" форму, при этом угловое пересечение представляет собой квадрат достаточно большой площади, чтобы организовать концертно-художественную деятельность, кроме того, внутренний интерьер включает в себя декоративные колонны.
Содержание анимационной программы будет разделено на две части: художественно-развлекательную и эстрадно-танцевальную.
Запланированная численность 96 человек – именно на это количество человек проданы билеты.
На угловом пересечении будет организовано место для художественно-развлекательной части.
Учитывая запланированную численность 96 человек и особенности внутренней площади ресторана, для художественно-развлекательной части необходимо установить 16 столиков на 6 человек каждый.
Следует учесть, что на период художественно-развлекательной части гостям будет подноситься шампанское для тостов и легкие закуски.
После завершения художественно-развлекательной части гости займут свои столики в соответствии с приобретенными билетами и продолжат празднование Нового года.
Сценография анимационной программы в данном примере опирается на тематику венецианского маскарада.
Сюжет программы строится вокруг персонажей итальянской комедии дель арте: Арлекино, Пьеро, Панталоне и Коломбины, которая является эмблемой венецианского маскарада.
Исходя из особенностей программы и ее тематики, проведем отбор и анализ исторического и художественного материала.
Истоки венецианского маскарада лежат в древних римских Сатурналиях – это ежегодные праздники в честь Сатурна. Сами Сатурналии проводились во время зимнего солнцестояния и сопровождались массовыми гуляньями. В этот период появились и ведут свою историю маскарадные маски.
Венецианские маски на двух влюбленных. Фото Frank Kovalchek.
Во время Сатурналий рабы могли сесть за стол рядом со своими господами, а маски все надевали, чтобы сословное неравенство не портило веселье и позволяло продолжить его.
С течением времени из Венеции маскарады постепенно распространились в другие города Италии, а позже – в другие страны, став популярными среди разных социальных групп.
Основной атрибут анимационной программы "Венецианский маскарад" в нашем примере – это костюмы и маски, согласно исторической тематике. В Венеции маски обрели такую популярность, что носили и вне маскарадов, которые оставались в том историческом периоде единственной возможностью не соблюдать строгие социальные запреты.
Интерес к Венецианскому маскараду с новой силой проявился во второй половине XX века. В Венецию ежегодно отправляются множество туристов со всего мира, чтобы попасть и поучаствовать в карнавальных мероприятиях и маскараде.
Венецианский маскарад. Фото Oxxo
Основная программа в Италии открывается открывается старейшим венецианским праздником – Festa delle Marie, он посвящен освобождению венецианских девушек, похищенных пиратами. Проводятся представления комедии дель арте, концерты фейерверки. По улицам гуляют горожане и туристы в маскарадных костюмах.
Маскарад в Венеции. Фото wanblee
Основным атрибутом Венецианского маскарада являются маски. Венецианские маски делаются из кожи или папье-маше. Самые первые маски были довольно простыми по дизайну, часто имели как символическое, так и практическое значение. Современные маски украшают птичьими перьями и драгоценными камнями.
Пример литературного сценария анимационной программы
На основе изучения художественного материала составим литературный сценарий анимационной программы.
Основная творческая разработка заключается в том, что гости приходят в костюмах, а в ресторане им будут розданы заранее подготовленные венецианские маски.
В современных условиях для анимационных программ часто используют упрощенные маски, пример на фото.
Пример венецианской маски для анимационных программ
Пример женской маски. Фото Ficelle
При этом внутреннее пространство будет оформлено в стиле венецианского маскарада, а декоративные колонны использованы в качестве имитации венецианских колонн. В качестве декораций будут использованы основные элементы декора в стиле комедии дель арте, а также гондолы, гондольеры, подсвечники и канделябры со свечами. Персонал ресторана будет облачен в костюмы в венецианском стиле.
Таким образом, будет создана аутентичная атмосфера венецианского маскарада в рамках анимационной программы в ресторане.
Открытие развлекательно-художественной части начинается с небольшого выступления ведущего, который вкратце расскажет гостям о традициях венецианского маскарада.
Аниматоры будут исполнять на празднике роли Арлекино, Пьеро, Панталоне и Коломбины.
После выступления ведущего проводится представление в стиле дель арте, которое посвящено освобождению венецианских девушек из пиратского плена. Непосредственное участие в представлении принимают гости, которые играют роли девушек и пиратов.
Затем следует поздравительный тост за спасение девушек и встречу нового года. После завершения торжественной части, представление продолжается.
Данный пример анимационной программы не включает подробный сценарий для ведущего и аниматоров, его можно составить упрощенно.
В основное представление в стиле дель арте включаются следующие самостоятельные сценографические элементы:
- Конкурс на лучший костюм. Арлекино и Коломбина проводят данный конкурс среди женской и мужской половины гостей.
- Конкурс на самую таинственную маску. Данный конкурс проводит Пьеро. Суть конкурса в том, чтобы "скрыть под маской" известную личность, которую должны отгадать зрители. Для конкурса выбираются несколько желающих, которые загадывают известную личность и дают несколько подсказок. Выигрывает маска, которую не отгадали зрители.
- Художественный конкурс. Участники должны нарисовать рисунок в стиле дель арте. Тему для рисунка задает Панталоне. Рисовать можно двумя мелками: черным и белым.
Кроме этого, могут быть включены конкурсы и другие сценографические элементы в зависимости от настроя гостей. В перерывах между конкурсами Арлекино, Пьеро, Панталоне и Коломбина устраивают интерактивные представления с участием гостей. Задача аниматоров – добиться максимальной вовлеченности гостей в праздник и создать верное восприятие пространственно-художественного решения анимационной программы.
Завершение развлекательно-художественной части ознаменуется фейерверком на открытом воздухе, который организует ресторан согласно традициям венецианского маскарада.
После этого анимационная программа переходит в эстрадно-танцевальную стадию. Играет живая музыка, гости празднуют наступление нового года за столиками, танцуют, отдыхают, развлекаются. Аниматоры в костюмах Арлекино, Пьеро, Панталоне и Коломбины в перерывах между композициями инсценируют небольшие сценические и юмористические зарисовки.
Анимационная программа завершается в 6:00 утра 1 января следующего.
Таким образом, рассматривая данный пример анимационной программы, можно отметить, что мероприятие на тему "Венецианский маскарад" создается и реализуется благодаря подробной сценографии.
Сценографический план в примере анимационной программы
На основании литературного сценария и сценографической подготовки составим сценографический план для примера анимационной программы "Венецианский маскарад".
№ п/п |
Мероприятия |
Срок реализации |
---|---|---|
1 |
Подготовка декораций, костюмов и художественных элементов для анимационной программы. |
25.12–28.12 |
2 |
Репетиции с аниматорами |
28.12–30.12 |
3 |
Подготовка помещения ресторана к проведению анимационной программы, художественное оформление помещения |
31.12 |
4 |
Генеральная репетиция |
31.12 в 18:00 |
5 |
Начало программы, вступительная часть |
22:30–23:00 |
6 |
Представление в стиле дель арте, посвященное освобождению венецианских девушек |
23:00–23:55 |
7 |
Торжественная часть вечера |
23:55–00:20 |
8 |
Основное представление в стиле дель арте с включением самостоятельных сценографических элементов |
00:30–02:00 |
9 |
Фейерверк |
02:10–02:40 |
10 |
Эстрадно-танцевальная часть |
03:00–06:00 |
11 |
Завершение анимационной программы |
06:00 |
12 |
Уборка помещения |
06:30–07:30 |
После завершения программы по объективным причинам нельзя провести заключительные организационные этапы реализации анимационной программы. Поэтому подведение организационных итогов следует провести 2 или 3 января.
Выводы
В данном примере анимационной программы с учетом особенностей ресторана разработана сценография мероприятия "Венецианский маскарад", приуроченного к новогоднему торжеству. Опираясь на внутренние возможности помещения, количество гостей и продолжительность программы, был выбран подробный тип сценографии. Для этого в данном примере было проведено изучение исторического и художественного материала, чтобы создать аутентичную анимационную программу в соответствии с выбранной тематикой, а также составлен литературный сценарий программы с включением самостоятельных сценографических элементов в виде конкурсов и анимационных представлений.
Также в данном примере анимационной программы полностью проработана сценография мероприятия и составлен сценографический план.
Тематика анимационной программы в данном примере посвящена традициям венецианского маскарада, а сюжет строится вокруг персонажей итальянской комедии дель арте Арлекино, Пьеро, Панталоне и Коломбины.
Разработанная сценография как в данном примере анимационной программы позволит реализовать аутентичную атмосферу для любого мероприятия, связанный литературно-художественный сценарий и использовать самостоятельные сценографические элементы без нарушения аутентичности программы. В данном случае сценография подразумевает две части анимационной программы: художественно-развлекательную и эстрадно-танцевальную.
Составленный сценографический план, как показано в данном примере, позволит соблюсти сроки и эффективно реализовать все запланированные сценографические мероприятия в рамках анимационной программы.