Предпосылки 14 принципов качества Деминга
14 принципов Деминга касаются концепции комплексного управления качеством, которое ориентировано на постоянное улучшение качества производимой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг.
Базовая идея Деминга основывается на том, что повышение качества процессов в организации позволяет улучшить производимую продукцию, технологии производства, сервис и т.д., в результате, на выходе предприятие производит более качественную продукцию по более низкой цене.
Отсюда следует повышение степени удовлетворенности потребителя, который склонен приобретать продукцию данного предприятия повторно. Следовательно, происходит рост степени удовлетворенности производителя.
В совокупности, повышение качества ведет к снижению затрат на производство, росту производительности.
В результате цикл повторяется многократно, по концепции Деминга, это ведет к всеобщему процветанию.
14 принципов Деминга ориентированы на постоянное повышение качества.
Отметим, что 14 принципов качества Деминга, которые он изложил в виде постулатов, стали одним из факторов успешного экономического развития Японии во второй половине XX века.
14 ключевых принципов Деминга
№ |
Принцип |
Характеристика |
Комментарий |
---|---|---|---|
1. |
Постоянство цели |
Необходимо поставить цель и неизменно следовать ей, быть твердым и постоянным в достижении цели. Ресурсы должны распределяться таким образом, чтобы, в первую очередь, обеспечить долговременные цели и потребности. |
В качестве постоянной цели выступает улучшение качества продукции, работ, услуг. Эта важнейшая задача производителя, и оно должно осуществляться не периодически, а планомерно. Ресурсы нужно размещать рационально, ориентироваться на долгосрочные цели, развитие предприятия и повышение конкурентоспособности. |
2. |
Новая философия управления |
Перенос ответственности за плохие результаты работы с исполнителя на руководителя. Отказ от системных опозданий, отставаний, ошибок, дефектов, брака и изменение стиля управления для постоянного улучшения качества всех внутриорганизационных процессов и систем. |
Данный принцип изначально трактовался применительно к тогдашней экономической ситуации в Японии и началу новой экономической эры в стране. Основной целью реализации данного принципа является ликвидация любой стагнации. |
3. |
Ликвидировать зависимость от массового контроля |
Отказ от массовых проверок и инспекции как средства достижения качества. Качество должно быть "встроено" в продукцию. Качество должно подтверждаться статистическими свидетельствами в процессе производства, закупок и реализации. |
Вопросы качества продукции должны быть поставлены на первое место для производителя. В соответствии с данным принципом нужно наладить постоянное получение информации об уровне качества. Сейчас это решается средствами АИС. |
4. |
Отказ от практики закупок по самой низкой цене |
Помимо цены необходимо требовать и подтверждения качества приобретаемой продукции. Снизить число поставщиков одного продукта за счет отказа от услуг тех, кто не способен статистически подтвердить качество своей продукции. Один компонент должен поставлять один поставщик, отношения с которым должны быть долговременные и взаимно лояльные. |
Данный принцип ориентирован на минимизацию общих затрат, а не только первоначальных. Необходимо соотносить качество с ценой. Цена не имеет значения, если не сопоставляется с качеством приобретаемой продукции. |
5. |
Улучшайте каждый процесс |
Улучшение должно быть постоянным, это касается производства, планирования, сервиса. Проблемы должны выявляться постоянно и устраняться, чтобы улучшать все виды деятельности в организации. Это необходимо, чтобы повышать качество и производительность, снижая за счет этого затраты. Непрерывное улучшение системы в целом и отдельных процессов в организации – это главная обязанность руководства. |
Все выявленные проблемы необходимо решать оперативно. Повышение производительности и качества продукции в долгосрочной перспективе снижает затраты и способствует прогрессу в развитии организации за счет улучшения работы ее отдельных подразделений и производственных участков. |
6. |
Подготовка и переподготовка кадров |
На предприятии должны вводиться современные подходы к подготовке и переподготовке работников, чтобы лучше использовать возможности каждого из них. |
Смысл данного принципа в непрерывном обучении. Чтобы успевать за изменениями в технологиях, материалах, производстве и сервисе необходимы новые навыки и умения. |
7. |
Учредить лидерство |
Лидерство как метод работы имеет цель помочь работникам выполнять их работу наилучшим образом. Все полученные сигналы о дефектах, неисправном оборудовании, плохих инструментах, неточных инструкциях т.д. – все, что наносит ущерб качеству – должны немедленно устраняться. |
Данный принцип означает, что повышение качества автоматически приводит к повышению производительности. Руководящие работники отвечают не за цифры, а за качество. А вот качество должно подтверждаться статистически, цифрами. |
8. |
Изгнать страхи |
Эффективные двусторонние связи должны поощряться, а любые средства для искоренения страхов, опасений и враждебности в коллективе должны использоваться, чтобы каждый мог работать более эффективно и продуктивно. Обиженная покорность никогда не приводит к хорошим результатам. |
Любой работник, испытывающий страх, не может надлежащим образом выполнять свою работу. Сотрудничество позволяет достигнуть больше, чем изолированные индивидуальные усилия. Деминг указывает на тот факт, что все, кто испытывает страх – стараются ускользнуть из поля зрения руководителя. От них нельзя ожидать отдачи, соответствующей их потенциалу, ведь они просто не хотят быть замеченными. |
9. |
Разрушить любые барьеры между подразделениями, службами, отделами |
Работники из разных функциональных подразделений регулярно должны работать в одной команде, чтобы устранять проблемы, которые могут возникнуть с продукцией или услугами. Необходимо функциональное взаимодействие всех отделов организации. |
Этот принцип ориентирован на устранение барьеров внутри организации между разными отделами и группами сотрудников. По Демингу это логично следует из необходимости непрерывного повышения качества всех процессов. |
10. |
Отказ от пустых лозунгов и призывов |
Лозунги и призывы работать без дефектов и брака не дают должного эффекта в долгосрочной перспективе. Вместо лозунгов нужно изыскивать методы достижения целей, связанных с повышением качества продукции и снижения брака. |
Здесь нужно учитывать не только само повышение качество, но и способы его достижения. Кратковременный эффект не позволяет длительное время сохранять заинтересованность в работе. |
11. |
Отказ от произвольных числовых норм и заданий |
Рабочие инструкции и стандарты должны быть устранены, если они произвольные нормы, квоты для работников и количественные задания для руководителей. Замена их поддержкой и помощью со стороны руководителей позволяет достигать непрерывных улучшений в качестве. |
Принцип ориентирован на создание более благоприятного климата в организации, чтобы обеспечить рост качества и продуктивности работы коллектива в целом. |
12. |
Дать работникам возможность гордиться своим трудом |
Ликвидация барьеров между работниками и руководителями. Сюда же относится отказ от формальных аттестаций и любых методов целевого управления. Ответственность за плохие результаты работы лежит на руководителе, а не исполнителе. |
По своему содержанию принцип отражает необходимость переноса акцента с чисто количественных показателей на достижение качества. |
13. |
Поощрение стремления к образованию |
На предприятии должна действовать эффективная программа образования, обучения, развития персонала. Поддержка самостоятельного обучения персонала должна выражаться через стимулирование трудовых достижений работников. |
Организации нужны не просто люди, а работники, которые не прекращают обучаться. Источником конкурентоспособности являются знания и человеческий капитал. Продвижение по карьерной лестнице должно определяться уровнем знаний и навыков работника. |
14. |
Приверженность повышению качества и действенность высшего руководства |
Определить непоколебимую приверженность высшего руководства к постоянному повышению качества и их обязательство воплотить на практике все рассмотренные принципы. Продекларировать это недостаточно – высшее руководство должно четко осознавать, что именно оно будет делать и в чем заключается их задачи. |
Принцип подразумевает необходимость создания структуры в высшем руководстве, которая будет давать импульс для применения рассмотренных принципов, чтобы руководители действовали для осуществления преобразований. Нужны конкретные дела, а не просто поддерживать на словах эти принципы. |
Применение 14 принципов Деминга
Принципы Деминга – на практике рассматриваются как некие концептуальные цели, которые, хотя не обеспечивают инструменты их достижения, однако представляются крайне важными. Каждый принцип должен быть освоен и итогом должна стать реорганизация бизнеса (или отдельных бизнес-процессов).
Деминг также выделил 5 "смертельных заболеваний", которым подвержены большинство компаний, ориентируясь на опыт работы американских и европейских компаний.
- Нет постоянных целей;
- Погоня за сиюминутной выгодой;
- Массовые системы аттестации и ранжирования персонала, которые не выполняют своих изначальных функций;
- Бессмысленная ротация руководителей;
- Повсеместное использование исключительно количественных показателей для оценки различных сфер деятельности компании.
Следствием таких проблем может быть низкая мотивация, отказ от обучения, приверженность используемым технологиям, узкий взгляд на вопросы и т.д.
Применение принципов Деминга, согласно его концепции, включает 7 этапов: