Профессиональный стресс

Что такое профессиональный стресс и какие виды профессионального стресса бывают. Как узнать профессиональный стресс в самом начале и вовремя принять меры. То нужно делать для профилактики стресса у сотрудников в организации.
Рубрика: Педагогика
Теги: стресс
Автор: Ирина Нестерова ✔ 16.10.2023

Нестерова И.А. Профессиональный стресс // Энциклопедия Нестеровых


Что такое профессиональный стресс и его модели

Профессиональный стресс

Любая профессия сопровождается событиями, которые приводят к стрессу. В науке есть такой термин "профессиональный стресс". Он определяет особенности данного вида стресса.

Профессиональный стресс – это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью.
(Самоукина Н.В.)

Профессиональный стресс отрицательно влияет на климат в коллективе и нарушает гармонию в организации. Профессиональный стресс – это явление, которое в той или иной степени зависит от стиля управления в организации. Особенностью профессионального стресса является, то что он порождается тем, что напрямую влияет на профессиональную деятельность и развитие человека, а именно рабочей средой и профессиональной жизнью человека.

Профессиональный стресс изучали как отечественные, так и зарубежные специалисты (Л. Джуэлл, М. Лейтер и К. Маслач, Н.В. Самоукина, В. А. Бодров и т.д.), так как его последствия приводят к авариям на производстве, конфликтам в коллективе, ухудшению трудовых показателей, недовольству работой и плохим состоянием здоровья.

Дж. Шарит и Г. Салвенди определяют профессиональный стресс как многомерный феномен, выражающийся (или отраженный) в физиологических и психологических реакциях на определенную трудовую ситуацию.

В. А. Бодров считает, что особенность профессионального стресса, как термина состоит в отражении причин, проявлений и последствий, которые возникают при проведении различных видов трудовой деятельности.

и условий выполнения деятельности на конкретных рабочих местах, но и анализирование особенностей проявлений стресса в зависимости от специфики содержания той или иной профессии.

Профессиональный стресс закрепляется у человека в тех случаях, когда устанавливается, когда требования к работе не соответствуют или же превышают возможности, ресурсы или потребности работника. Профессиональный стресс способен укорениться и тогда, когда знания или навыки работника\группы работников не соответствуют ожиданиям организационной и корпоративной культуры предприятия.

Выделяют несколько видов профессионального стресса. Н.В. Самоукина пишет, что имеют место следующие разновидности:

  • информационный;
  • коммуникативный;
  • эмоциональный.

Существует несколько моделей и теорий профессионального стресса. Большой интерес представляют "мичиганская модель" и "модель профессионального стресса" Т.Кокса.

Мичиганская модель профессионального стресса названа по месту разработки. Она была сформулирована и изучена в институте социальных исследований Мичиганского университета. Если опираться на данную модель профессионального стресса, то стресс – это вызванное социальным окружением и устойчивыми свойствами человека (генетическими, личностными, демографическими) явление. В нем отражены особенности восприятия человеком факторов внешней и внутренней среды, а также совокупность его реакций. Исходя из данного восприятия стресса, профессиональный стресс превращается в явление неизбежное, но нуждающееся в преодолении.

Модель стресса Т. Кокса – это трансактная модель стресса. Она описывает динамический процесс, возникающий при наличии у человека затруднений, и его попытках отреагировать их. Т. Кокс идентифицировал стресс как "индивидуальный феномен, являющийся результатом взаимодействия между человеком и ситуацией, в которой он находится". Теория профессионального стресса Т. Кокса основана на взаимосвязи следующих аспектов:

  • поддержка от внешней среды;
  • требования внешней среды;
  • личностные ресурсы человека;
  • внутренние потребности личности и оценки.

Анализируя профессиональный стресс Т. Кокс опирается на то, что человек постоянно оценивает различные внешние стимулы в текущей ситуации и свои возможности справиться с ними. Ситуация может способствовать или препятствовать удовлетворению существующих потребностей человека. Как следствие, возникают новые внутренние потребности у человека. При этом Т. Кокс опирается на то, что в данном случае термин "потребность" трактуется как "требования, которые предъявляются человеком к объективной реальности или психическим процессам, состояниям с учетом времени". Перцептивное представление о характере внешнего воздействия формируется на основе дистанционных характеристик, таких как:

  • частота появления;
  • скорость происходящих изменений;
  • неоднозначности и новизна внешнего воздействия.

Давление ситуации ограничивает человека в выборе действий. Если внутренние потребности удовлетворяются, то дисбаланс, возникающий между воздействующим стимулом и возможностью отреагировать на него, может оказаться терпимым для человека. В противном случае, дисбаланс порождает чрезмерный стресс. Причиной возникновения дисбаланса может стать высокий уровень притязаний, связанный со стремлением некоторых людей к успеху, достижениям, высокому социальному статусу.

Симптомы профессионального стресса

Профессиональный стресс проявляется у всех по-разному. Очень часто он протекает во многом незаметно для окружающих. Симптомы профессионального стресса можно разделить на: поведенческие, физико-психические и психосоциальные. В числе поведенческих проявлений появляется апатия, агрессия или наоборот чрезмерная увлеченность, которая быстро перегорает. Основным психических проявлений можно смело назвать депрессию, а в числе психосоциальных проявлений отдельно следует обратить внимание на нежелание общаться с людьми, появление склонности к одиночеству.

Если вовремя не обратить внимание на первые признаки профессионального стресса, то он переходит в хроническую стадию. Профессиональный стресс тесно связан с эмоциональным выгоранием, которое характерно для многих профессий, связанных с работой с людьми. Профессиональный стресс можно предупредить, если вовремя увидеть следующие изменения в поведении человека:

  • отсутствие желания идти на работу;
  • попытки отлынивать от обязанностей, работа спустя рукава;
  • постоянные головные боли;
  • быстрая утомляемость;
  • значительное ухудшение памяти, особенно, если информация связана с работой;
  • рассеянность и ухудшение внимания;
  • ухудшение настроения на рабочем месте;
  • снижение качества работы;
  • попытки переложить свою работу на других;
  • агрессия или безразличие на рабочем месте.

Исследования зарубежных и отечественных ученых убедительно доказали, что профессиональный стресс без профилактических мероприятий приводит к депрессии, злоупотреблению алкоголем, наркотиками, а порой и попыткам суицида. Долгий профессиональный стресс приводит к профессиональному изменению личности и выгоранию.

Профилактика профессионального стресса

Профилактика профессионального стресса и своевременное оказание помощи – необходимое условие полноценного и успешного функционирования организации на длительной основе. Профилактику профессионального стресса можно разделить на три вида: первичную, вторичную и третичную.

Первичная профилактика профессионального стресса у работников в организации включает в себя серию мероприятий по максимально возможному удалению внешних стрессоров для работников. Сюда относят комплекс социальных, медицинских и психологических мероприятий, направленных на усиление защитных факторов и уменьшение воздействия стрессов на человека.

Первичная профилактика профессионального стресса характеризуется массовым характером и направлена на поддержание психологической устойчивости.

Вторичная профилактика профессионального стресса представляет собой группу мероприятий, которые направленных на преодоление уже имеющихся стрессовых состояний. Задача вторичной профилактики состоит в том, чтобы предотвратить переход стрессового состояния в хроническую форму и изменить неконструктивные привычки на конструктивные.

К методам вторичной профилактики относят: тренинги, ролевые игры, имитационные эксперименты, антистрессовые методики и т.д., позволяющие людям эффективно справиться со стрессовым состоянием.

Третичная профилактика стрессов чаще всего направлена уже на серьезную психотерапию и реабилитацию людей, находящихся в хроническом стрессовом состоянии. Часто используются различные методы коррекции профессионального стресса.

Методы коррекции профессионального стресса – это сведение к минимуму или полное устранение факторов, провоцирующих психическое перенапряжение.

Профилактика профессионального стресса реализуется как самостоятельно, так и с помощью психолога. Хронический профессиональный стресс преодалеть самостоятельно очень сложно, поэтому не следует пренебрегать методами первичной профилактики и диагностикой стресса на рабочем месте. В случае выявления первых симптомов профессионального стресса у вас или ваших близких рекомендуется обратиться за помощью к специалисту.


Материалы по теме

Вопросы и комментарии



Задать вопрос

Имя:

Email: (обязательно!)