Профилактика деструктивного поведения подростков

Проблемы с поведением у детей и подростков часто связаны с проблемами в семье или школе. Какие меры профилактики девиантного и делинквентного поведения следует принимать образовательным учреждениям. Как родители могут предотвратить деструктивное поведение ребенка.
Рубрика: Педагогика
Автор: Ирина Нестерова ✔ 01.05.2023

Нестерова И.А. Профилактика деструктивного поведения подростков // Энциклопедия Нестеровых


Причины деструктивного поведения

Деструктивное поведение – это поведение направленное на саморазрушение личности и нанесение вреда саму себе. В психологии деструктивное поведение рассматривается как проявление кризиса личностного развития и проявление ПТСР. Ряд авторов рассматривают деструктивное поведение с точки зрения ошибок воспитания в детском возрасте. Его основой является мотивационно-смысловая, ценностная, регуляторная и характерологической сферах личности.

Социокультурные и индивидуально-психологические факторы определяют возможность и особенность деструкции в поведении. Она может быть направлена во вне, т.е. на окружающих и во внутрь, т.е.направляется человеком на самого себя. Деструктивное поведение проявляется в различных формах: импульсивного, неосознанного, рефлекторного или сознательного, расчетливого поступка.

У внешнего и внутреннего деструктивного поведения разные цели. Внешнее деструктивное поведение направлено прежде всего на причинение вреда другому человеку. Это могут быть побои, убийство или акт каннибализма. Также внешнее деструктивное поведение может быть направлено на разрушение социума путем революционных потрясений и т.д. Также возможно разрушение неодушевленных предметов, например архитектурных памятников.

Особенности деструктивного поведения

Причины деструктивного поведения личности тщательно изучаются в отечественной и зарубежной психологии. Они делятся на социальные, биологические и психологические.

Социальные причины обусловлены воспитанием, влиянием семьи и социума. Биологические причины основаны на мнении, что повреждение лобной доли коры головного мозга усиливает реакцию человека на воздействие чего-либо извне, т.е. человек может раздражаться даже по самым незначительным поводам. Отсюда неадекватная реакция на провокацию, импульсивное поведение и агрессия. Наличие определенных гормонов тоже влияет на деструктивность человека.

В. Бахур предполагает, что наличие психических заболеваний и депрессивных состояний способно вызвать деструктивное поведение. Именно проблемы с контролем эмоции и оценкой своих собственных поступков является основой для психологических причин деструктивного поведения.

Широкое распространение получила классификация причин на средовые и персональные. Остановимся на ней подробнее. Средовые причины – это те причины которые основаны на особенностях внешней природной среды и на факторах социальной среды. Персональные причины подразделяются на персональные биологические факторы и персональные психологические факторы.

Самыми распространенными причинами деструктивного повeдeния являются следующие:

  • Проблемы с психическим здоровьем и развитие хронических заболеваний;
  • Проблемы с физическим здоровьем могут вызвать у человека отчаянье и депрессию, следствием которых становится деструктивное поведение;
  • Накопившиеся матeриально-бытовыe трудности способны вызвать деструктивное поведение;
  • Семейные проблемы, сложности во взаимоотношениях с родными, мeлкиe ссоры, разного рода неудачи и т. д.) способны вызвать как внешние так и внутренние деструкции;
  • Нарушение в сфере межличностных взаимоотношений отрицательно сказывается на адекватности и самооценке человека. Это может вызвать девиантное поведение;
  • Кризис развития личности, как на стадии преодоления, так и затянувшийся способен подвигнуть человека на асоциальные поступки;
  • Ошибки педагогов в процессе воспитания и обучения стимулируют рост агрессии или же суицидальные наклонности, а так же иные деструкции;
  • Ошибки сeмeйного воспитания, такие как заласканное детство, загубленное детство, одинокое детство, равнодушное детство способны спровоцировать развитие деструктивной личности;
  • Психотравмирующие ситуации такие как развод, смерть близких, насилие и др. способны вызвать развитие деструктивного поведения, как внешнего так и внутреннего.
  • Неудачи в профессиональной сфeрe, способны вызвать приступы агрессии, депрессию и проявления асоциального поведения.

Профилактика деструктивного поведения различных детей и подростков

Профилактика деструктивного поведения является обязательным условием здорового общества. Для того, чтобы человек не пострадал от собственного поведения необходимы профилактические мероприятия.

Профилактика деструктивного поведения традиционно подразделяется на три уровня. Они представлены на рисунке ниже.

Уровни профилактики деструктивного поведения

Уровни профилактики деструктивного поведения

Помимо представленного выше деления на уровни, встречается и другое деление, которое соотносится с вышепредставленным:

  • предупреждение,
  • коррекция,
  • пресечение деструктивного поведения.

Профилактика деструктивного поведения, субъектами которой являются дети и подростки реализуют во взаимодействии с образовательными учреждениями, семьёй и иными образовательными организациями. Важную роль в профилактике деструктивного поведения играют органы управления образованием, учреждения из сферы культуры; учреждения из сферы физической культуры и спорта, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а так же аппараты уполномоченных по правам ребенка и органы здравоохранения и опеки.

Деструктивное поведение детей и подростков следует пресекать путем адекватных профилактики в образовательном учреждении. Основными направлениями подобной профилактики является создание в образовательной организации поддерживающей компенсаторной среды. В рамках этого направления реализуются:

  • формирование нравственно-правового пространства в учебном заведении;
  • создание психологически комфортной среды, основанной на доброжелательных взаимоотношениях, доверии, сотрудничестве и положительном эмоциональном фоне;
  • организация пространства, поддерживающего психофизиологическое здоровье;
  • создание возможностей для самореализации детей и подростков.

Не менее важна минимизация негативного влияния факторов социальной среды, которая представляет собой адекватное сочетание -педагогической и психолого-педагогической деятельности. Данный род деятельности направлен на выявление проблем в семье, консультирование семей с проблемами в детско-родительских отношений, а также на поддержку конструктивной социально-культурной и волонтерской активности детей и подростков. В качестве профилактики хорошие результаты дает использование методик конструирования социальной успешности детей и подростков. В условиях широкого использования Интернета в профилактику деструктивного поведения входит подготовка детей к безопасному использованию медийно-информационного пространства.

Еще одним направление профилактики деструктивного поведения детей и подростков является формирование и развитие ряда личностных характеристик, предупреждающих деструктивное поведение, а также коррекция личностных особенностей, выступающих персональными факторами деструктивного поведения.

Часто задатки деструктивного поведения появляются в условиях. В этой связи следует выделить ключевые профилактические меры в образовательном учреждении:

  • контроль посещаемости уроков;
  • отслеживание успеваемости детей;
  • привлечение учащихся к общественным мероприятиям, коллективной работе, в спортивные секции и творческие кружки;
  • работа над отношениями внутри семей учащихся;
  • проведение коррекционных занятий с учениками.

Родители и семья не должны оставаться в стороне от профилактики деструктивного поведения ребенка. Основные меры профилактики развития деструктивной модели поведения у ребенка выглядят следующим образом:

  • Обращать внимание на круг общения ребенка;
  • Научить ребенка ответственности за свою жизнь и жизни окружающих;
  • Анализировать свои отношения с ребенком, выявляя и оценивая уровень взаимного доверия;
  • Своевременно выявлять периоды кризиса личностного развития ребенка;
  • Способствовать самореализации ребенка в конструктивном ключе;
  • Проявлять адекватный интерес к жизни и увлечениям ребенка;
  • Обращайте внимание на самооценку ребенка и помнить, что заниженная самооценка приводит к формированию ощущения никчемности;
  • Показывать ребенку положительные примеры семейного и межличностного общения;
  • Следует своевременно обращать внимание на резкую смену поведения ребенка и вовремя принимать меры по стабилизации его психического состояния;
  • Необходимо предоставлять возможность ребенку полноценно отдыхать и удовлетворять свои базовые потребности;
  • Рекомендуется привлекать ребенка к совместному труду.

Вопросы и комментарии



Задать вопрос

Имя:

Email: (обязательно!)