Прозрачность компании

Транспарентность компании и повышение прозрачности в контексте привлечения инвестиций.
Рубрика: Финансы
Автор: Андрей Нестеров ✔ 01.11.2018

Нестеров А.К. Прозрачность компании // Энциклопедия Нестеровых


Понятие транспарентности

Транспарентность

Раскрытие информации иногда путают с транспарентностью (от лат. transparens "прозрачный") или прозрачностью компаний. Хотя данные термины схожи, они не являются идентичными. Раскрытие даже большого количества информации не обязательно ведет к информационной прозрачности компании. Раскрываться может не относящаяся к делу информация, или более того, раскрытием информации манипулируют для того, чтобы скрыть реальную картину дел в компании.

Транспарентность – это прозрачность экономических процессов, отношений, планов, проектов, программ, сделок, поддержанная законодательно; непосредственное, явное отражение в них всех содержательных элементов.

Фактически, транспарентность обозначает такое состояние информированности о деятельности компании, ее текущем финансовом состоянии и финансовых результатах, когда любой потенциальный инвестор будет иметь полное представление о компании и ее стоимости, не осуществляя для этого трудоемких изыскательных действий. Таким образом, должно соблюдаться условие наличия у инвесторов полного, достаточного и достоверного знания об интересующей их компании.

Транспарентность – важный индикатор уровня корпоративного управления и инвестиционного климата страны. От него напрямую зависит привлекательность отдельных компаний для инвесторов и привлекательность вложений на территории страны в целом.

Транспарентные компании менее подвержены кризисам и имеют доступ к более дешевым ресурсам благодаря низкой информационной асимметрии. Влияние транспарентности на экономическую деятельность компаний проявляется в их привлекательности для инвестиций, что позволяет расширять текущую деятельность и совершенствовать технический и технологический уровень, создавая все более качественную и наукоемкую продукцию для потребителей.

Полная транспарентность характеризуется состоянием, когда наблюдается полное отсутствие секретности и любая информация доступна. Однако полная транспарентность недостижима, так как ни одна компания не предоставит доступ к любой информации.

В современных условиях, транспарентность как информационная прозрачность и открытость бизнеса, является одним из ведущих факторов при оценке перспективности вложений в компанию для инвестора. Компании, оценив пользу раскрытия информации в деле привлечения инвестиций, постепенно становятся все более открытыми. Однако, во многих случаях раскрытие информации компаниями носит формальный характер и не обеспечивает реальной прозрачности. Вместе с тем, любой инвестор желает получить максимум информации о финансовом состоянии предприятия, его дивидендной политике и кредитной истории, а также перспективах на будущее.

Следовательно, прозрачность компании – это такой же фактор при оценке ее надежности, как финансовые показатели, технологии, риски и т.д.

Непрозрачность компаний, в особенности, их операционной деятельности, традиционно была одной из важных проблем для инвесторов. В настоящее время перспективные и успешные компании отошли от старых традиций конспирации в финансовых отношениях, за ними постепенно отказываются от подобного подхода и средние компании.

В то же время небольшие предприятия стремятся к максимальной закрытости своей хозяйственной деятельности. Менталитет предпринимателя диктует ему минимально раскрывать подробности финансово-хозяйственной деятельности. Малые предприятия весьма неохотно раскрывают даже нефинансовую информацию. В результате малый бизнес остается закрытым от взора любых потенциальных инвесторов

Когда речь ведется о транспарентности, имеются ввиду крупные публичные компании.

Причины повышения прозрачности компаний

Чем больше прозрачности компании, тем больше информации можно получить из открытых источников – публикуемых годовых отчетов, отчетности и сведений на корпоративных сайтах.

Основной причиной повышения прозрачности компаний является облечение привлечения инвесторов. Несмотря на различного рода дополнительные издержки, на которые толкают компании процедуры раскрытия информации, компании, привлекательные для многих инвесторов, идут на такие издержки абсолютно добровольно и осознанно. Еще одной причиной увеличения уровня транспарентности является рост числа первичных размещений акций. Это обусловлено тем, что первичные размещения акций невозможны без раскрытия информации и предоставления потенциальным инвесторам максимально подробных сведений.

Если проводить сравнительный анализ по отраслям, то абсолютными лидерами по уровню транспарентности являются компании из сферы телекоммуникаций, программного обеспечения и IT-технологий. Объясняется это тем, что телекоммуникационные и IT-компании сильнее других нуждаются в финансовых ресурсах и заимствованиях для обновления и расширения инфраструктуры. На втором месте в абсолютном зачете по уровню открытости идут нефтяные компании и компании из сферы электроэнергетики. В то же время в некоторых странах Юго-Восточной Азии наибольшую прозрачность демонстрируют компании полупроводниковой отрасли, поскольку в этом регионе сосредоточено много фабрик и заводов по производству полупроводников и сопутствующих электронных компонентов, заинтересованных в крупных инвестициях в производственные мощности и освоение новых технологий. Наиболее закрытыми остаются пищевая промышленность, производство товаров народного потребления и розничная торговля.

Рост транспарентности в большинстве стран мира происходит в настоящее время в основном за счет ранее закрытых компаний, которые пересмотрели свое отношение к инвесторам и стали публиковать больше информации. Во-вторых, компании, которые являются лидерами по степени транспарентности, хотя и придерживаются высоких стандартов раскрытия информации, отказываются идти вперед и предоставлять еще более полные сведения. Тенденция роста транспарентности в целом обусловлена экстенсивным характером роста уровня прозрачности компаний, а качественных изменений практически не происходит.

Информационная открытость и прозрачность бизнеса – один из основных критериев успешного размещения акций и поддержания ликвидности ценных бумаг. Открытость и прозрачность бизнеса – это такой же важный фактор для оценки стоимости акций компании, как ее финансовые показатели, технологии, риски и т.д. Однако часто это вступает в естественное противоречие с необходимость сохранить конфиденциальность данных компании, составляющими коммерческую, техническую или технологическую информацию.

Менеджер по связям с инвесторами

Повышение степени информационной открытости и прозрачности предприятий является актуальным направлением в финансовом менеджменте. Ответственным за него является менеджер по связям с инвесторами. Суть его обязанностей заключается в организации взаимоотношений с инвесторами и акционерами компаний.

Фактически, в обязанности менеджера по связям с инвесторами и входит обеспечение открытости компании для инвесторов. В этом он опирается на раскрываемую компанией информацию и дополняет ее комментариями, анализом и выводом для инвесторов. Нередко данная должность входит в состав штата пресс-службы крупных компаний.

В то же время, часто значение должности менеджера по связям с инвесторами и его доступ к информации недооценивается, что ведет к снижению эффективности его деятельности и ухудшению взаимоотношений с инвесторами. В таких случаях его задачи сводятся к раскрытию информации о предприятии. Однако, в современных условиях экономического развития раскрытие информации еще не означает прозрачность компании.

Годовой отчет как основа прозрачности компании

Цель раскрытия информации о предприятии – это донесение этой информации до сведения всех заинтересованных в ее получении лиц в объеме, необходимом для принятия взвешенного решения об участии в обществе или совершения иных действий, способных повлиять на финансово-хозяйственную деятельность компании. В этом плане важным источником информации о деятельности компании для заинтересованных участников бизнеса является годовой отчет, свидетельствующий об открытости компании:

Годовой отчет компании – основа прозрачности

Годовой отчет как основа прозрачности компании для всех заинтересованных групп

Таким образом, годовой отчет является основой для обеспечения прозрачности российских компаний для всех заинтересованных групп. Годовой отчет должен содержать полную достоверную информацию, достаточную для принятия экономических решений. Практика корпоративного управления должна обеспечивать своевременное раскрытие полной и достоверной информации об обществе, в том числе о его финансовом положении, экономических показателях, структуре собственности и управления для того, чтобы акционеры и инвесторы общества имели возможность принимать обоснованные решения.


Вопросы и комментарии



Задать вопрос

Имя:

Email: (обязательно!)