Предмет и задачи психогенетики

Понятие и предмет психогенетики. Что и как она изучает. С какими дисциплинами психогенетика пересекается. Почему психогенетика важна для психолога и какие проблемы она решает.
Рубрика: Педагогика
Автор: Ирина Нестерова ✔ 10.11.2023

Нестерова И.А. Предмет и задачи психогенетики // Энциклопедия Нестеровых


Понятие и предмет психогенетики

Психология тесно связана со многими дисциплинами, в том числе с анатомией, биологией и генетикой. В этой связи особый интерес представляет психогенетика, которая существует на стыке двух наук. Под психогенетикой понимается наука о наследственности и изменчивости психических и психофизиологических свойств. Психогенетика возникла как наука на стыки генетики и психологии.

Психогенетика – это наука, изучающая соотношение генотипа и фенотипа.

Генотип и фенотип

Понятие генотипа и фенотипа в психогенетике

Предмет психогенетики – представляет собой взаимодействие наследственности и среды в формировании межиндивидуальной вариантности психологических свойств человека, к которым относят когнитивные и двигательные функции и темперамент.

Предмет психогенетика сконцентрирован на изучении следующих свойств человека:

  • интеллект;
  • девиантные формы поведения;
  • психические расстройства;
  • аномальное психическое развитие;
  • типы темперамента;
  • типы мозговых ритмов.

Предмет психогенетики представляет собой изучение роли наследственных и средовых факторов в формировании межиндивидуальной вариативности различных психологических и психофизиологических характеристик человека.

Междисциплинарность психогенетики

Психогенетика представляет собой междисциплинарное научное направление, которое призвано объединить в себе знания, которые являются основой нескольких дисциплин. Существуют следующие межпредметные связи:

  • психогенетика и генетика;
  • психогенетика и дифференциальная психология;
  • психогенетика и медицинская генетика.

В системе научных дисциплин психогенетика наиболее тесно взаимодействует с общей и медицинской генетикой, а также с дифференциальной психологией.

Психогенетика является частью генетики поведения, включающей также генетику поведения животных и нейрогенетику. В англоязычной литературе термин "психогенетика" не используется, а используется "генетика поведения". Однако в немецкой литературе термин "психогенетика" встречается достаточно часто.

Наука психогенетика связана с разделом генетики, который называется "генетика человека". Большое внимание уделяется исследованиям генных и средовых мутаций. Не прекращаются попытки вернуться к евгенике, так как новая реальность в быстро меняющемся мире требует от человека определенных качеств.

Значимость психогенетического знания для естествознания состоит в следующем:

  • Анализ и обоснование особенностей нервной деятельности на клеточном уровне;
  • Формирование обоснованных теорий эволюции;
  • Изучает закономерности наследственности и изменчивости;

Психогенетика являет собой естественнонаучную основу психологии.

Психогенетика тесно переплетается с дифференциальной психологией.

Дифференциальная психология изучает психологические, типологические различия психологических проявлений у представителей различных социальных, классовых, этнических, возрастных и иных групп.

С точки зрения классификации основанной на выделении методов исследования психогенетику следует отнести к сфере компетенции биометрической генетики. Это обосновано тем, что она по большей части имеет дело с количественными признаками и активно использует средства математической статистики.

Задачи и проблемы, решаемые психогенетикой

Задача науки "психогенетика" состоит в выяснении не только наследственных, но и средовых причин формирования различий между людьми по психологическим признакам. Поиск методов средового, негенетического воздействия с целью профилактики и коррекции возможных нарушений поведения является одной из главных задач современной психогенетики.

В современной науке явственно выражено соотношение трех исследовательских парадигм:

  • биологическое и социальное;
  • врожденное и приобретенное;
  • наследственное и средовое.

В формуле "биологическое-социальное" понятие биологического явно доминирует над объемом социального. При этом содержание биологического излишне широко и неопределенно. Объем "социального" значительно сужен. Он включает в себя лишь часть возможных небиологических влияний на человеческую индивидуальность. На основании этой парадигмы четкое формирование понятия психологической индивидуальности не представляется возможным.

Подход концентрирующийся на концепции "врожденное и приобретенное" также не является эффективной, так предполагает выделение врожденных и приобретенных индивидуальных особенностей, что обнажает два недостатка:

  1. "врожденное" и "приобретенное" – не независимые понятия, "врожденное" может быть и приобретенным во внутриутробном периоде;
  2. если "врожденное" понимать строго как "имеющееся при рождении", то ясно, что в неонатальном периоде многие психологические функции либо еще просто отсутствуют, либо имеют совсем иную, по сравнению с будущей, форму, потому и получаемые сведения могут относиться лишь к очень краткому периоду постнатального развития.

Только третья парадигма является актуальной, так как содержит независимые понятия, имеющие в современной науке вполне определенное содержание и четкие методы исследования, понятие же "среда" включает в себя все виды внешних, негенетических, воздействий, в том числе эмбриональную среду. Именно взаимодействие этих факторов создает широкий диапазон человеческих индивидуальностей, хотя вклад каждого из них в формирование разных психологических функций, черт, явлений различен. Содержание человеческой психики в наших генах не кодируется, а передается по законам культурной преемственности, которые Н.П. Дубинин назвал "социальной наследственностью".

Современная психогенетика направлена на решение следующих проблем:

  • роль наследственности и среды в формировании темперамента,
  • роль когнитивных и сенсорных способностей, в развитии психических нарушений, включая различные виды девиантного поведения.

Вопросы и комментарии



Задать вопрос

Имя:

Email: (обязательно!)