Понятие и предмет психогенетики
Психология тесно связана со многими дисциплинами, в том числе с анатомией, биологией и генетикой. В этой связи особый интерес представляет психогенетика, которая существует на стыке двух наук. Под психогенетикой понимается наука о наследственности и изменчивости психических и психофизиологических свойств. Психогенетика возникла как наука на стыки генетики и психологии.
Психогенетика – это наука, изучающая соотношение генотипа и фенотипа.
Понятие генотипа и фенотипа в психогенетике
Предмет психогенетики – представляет собой взаимодействие наследственности и среды в формировании межиндивидуальной вариантности психологических свойств человека, к которым относят когнитивные и двигательные функции и темперамент.
Предмет психогенетика сконцентрирован на изучении следующих свойств человека:
- интеллект;
- девиантные формы поведения;
- психические расстройства;
- аномальное психическое развитие;
- типы темперамента;
- типы мозговых ритмов.
Предмет психогенетики представляет собой изучение роли наследственных и средовых факторов в формировании межиндивидуальной вариативности различных психологических и психофизиологических характеристик человека.
Междисциплинарность психогенетики
Психогенетика представляет собой междисциплинарное научное направление, которое призвано объединить в себе знания, которые являются основой нескольких дисциплин. Существуют следующие межпредметные связи:
- психогенетика и генетика;
- психогенетика и дифференциальная психология;
- психогенетика и медицинская генетика.
В системе научных дисциплин психогенетика наиболее тесно взаимодействует с общей и медицинской генетикой, а также с дифференциальной психологией.
Психогенетика является частью генетики поведения, включающей также генетику поведения животных и нейрогенетику. В англоязычной литературе термин "психогенетика" не используется, а используется "генетика поведения". Однако в немецкой литературе термин "психогенетика" встречается достаточно часто.
Наука психогенетика связана с разделом генетики, который называется "генетика человека". Большое внимание уделяется исследованиям генных и средовых мутаций. Не прекращаются попытки вернуться к евгенике, так как новая реальность в быстро меняющемся мире требует от человека определенных качеств.
Значимость психогенетического знания для естествознания состоит в следующем:
- Анализ и обоснование особенностей нервной деятельности на клеточном уровне;
- Формирование обоснованных теорий эволюции;
- Изучает закономерности наследственности и изменчивости;
Психогенетика являет собой естественнонаучную основу психологии.
Психогенетика тесно переплетается с дифференциальной психологией.
Дифференциальная психология изучает психологические, типологические различия психологических проявлений у представителей различных социальных, классовых, этнических, возрастных и иных групп.
С точки зрения классификации основанной на выделении методов исследования психогенетику следует отнести к сфере компетенции биометрической генетики. Это обосновано тем, что она по большей части имеет дело с количественными признаками и активно использует средства математической статистики.
Задачи и проблемы, решаемые психогенетикой
Задача науки "психогенетика" состоит в выяснении не только наследственных, но и средовых причин формирования различий между людьми по психологическим признакам. Поиск методов средового, негенетического воздействия с целью профилактики и коррекции возможных нарушений поведения является одной из главных задач современной психогенетики.
В современной науке явственно выражено соотношение трех исследовательских парадигм:
- биологическое и социальное;
- врожденное и приобретенное;
- наследственное и средовое.
В формуле "биологическое-социальное" понятие биологического явно доминирует над объемом социального. При этом содержание биологического излишне широко и неопределенно. Объем "социального" значительно сужен. Он включает в себя лишь часть возможных небиологических влияний на человеческую индивидуальность. На основании этой парадигмы четкое формирование понятия психологической индивидуальности не представляется возможным.
Подход концентрирующийся на концепции "врожденное и приобретенное" также не является эффективной, так предполагает выделение врожденных и приобретенных индивидуальных особенностей, что обнажает два недостатка:
- "врожденное" и "приобретенное" – не независимые понятия, "врожденное" может быть и приобретенным во внутриутробном периоде;
- если "врожденное" понимать строго как "имеющееся при рождении", то ясно, что в неонатальном периоде многие психологические функции либо еще просто отсутствуют, либо имеют совсем иную, по сравнению с будущей, форму, потому и получаемые сведения могут относиться лишь к очень краткому периоду постнатального развития.
Только третья парадигма является актуальной, так как содержит независимые понятия, имеющие в современной науке вполне определенное содержание и четкие методы исследования, понятие же "среда" включает в себя все виды внешних, негенетических, воздействий, в том числе эмбриональную среду. Именно взаимодействие этих факторов создает широкий диапазон человеческих индивидуальностей, хотя вклад каждого из них в формирование разных психологических функций, черт, явлений различен. Содержание человеческой психики в наших генах не кодируется, а передается по законам культурной преемственности, которые Н.П. Дубинин назвал "социальной наследственностью".
Современная психогенетика направлена на решение следующих проблем:
- роль наследственности и среды в формировании темперамента,
- роль когнитивных и сенсорных способностей, в развитии психических нарушений, включая различные виды девиантного поведения.