Задачи и цели обучения пунктуации
В русском языке пунктуация представляет трудности по причине большого количества различных правил и исключений. Что такое пунктуация?
Пунктуация – это система знаков препинания, которая регламентируется сводом правил. Пунктуация необходима для посменной речи.
Для того, чтобы в полной мере осознать цели и задачи обучения пунктуации русского языка, следует выделить ключевые принципы пунктуации:
- Логический принцип – это принцип, определяющий роль пунктуации в понимании смысла письменной речи;
- Принцип интонации – принцип, показывающий роль пунктуации в ритмике и мелодике речи;
- Синтаксический принцип – это принцип, направленный на отражение роли пунктуации в выявлении синтаксического строения письменной речи.
Принципы пунктуации
К задачам обучения пунктуации относят следующее:
С опорой на указанные выше задачи обучения пунктуации сформулируем цель.
Цель обучения пунктуации русского языка состоит в том, чтобы сформировать у учащихся навыки и умения по корректному использованию правил пунктуации русского языка в письменной речи и умения видеть и исправлять пунктуационные ошибки.
Этапы обучения пунктуации и обязательный минимум
Обучение пунктуации реализуется поэтапно, так как не все тонкости расстановки знаков препинания можно постичь на начальном этапе обучения русскому языку.
Первый этап обучения русскому языку включает в себя преподавание азов пунктуации в начальной школе. Учащиеся узнают, какие знаки препинания бываю и для чего они нужны.
Второй этап предусматривает закрепление знаний о постановке знаков препинания в конце предложения, при однородных членах предложения и в сложных предложениях. Изучается постановка знаков препинания в прямой и косвенной речи. Второй этап реализуется в 5-6 классах общеобразовательной школы.
Третий этап обучения пунктуации русского языка направлен на изучение причастных и деепричастных оборотов. На третьем этапе изучаются междометья и способы их выделения знаками препинания.
Четвертый этап обучения пунктуации реализуется 8-9 классах общеобразовательной школы и направлен на углубление знаний учащихся о пунктуации, а также глубоко и подробно изучаются особенности постановки знаков препинания в сложных предложениях.
На каждом этапе обучение реализуется на базе простых и сложных предложений. Умение расставлять знаки препинания – это индикатор грамотности.
Обязательным минимумом знаний о пунктуальности русского языка является:
- Знание основных знаков препинания, используемых в русском языке;
- Умение использовать, как одиночные, так и парные знаки препинания в письменной речи;
- Особенности расстановки знаков препинания в простом и сложном предложении;
- Прямая и косвенная речь. Сочетание знаков препинания в диалоге.
В условиях общеобразовательной школы изучается широкий спектр понятий по теме "Пунктуация". Прежде всего, учащиеся должны знать, что такое пунктуационно-смысловой отрезок, знаки препинания, правило пунктуации, пунктуационная норма и пунктуационная ошибка.
Термин |
Трактовка термина |
---|---|
Пунктуационно-смысловой отрезок |
Основная единица пунктуации. Смысловой отрезок, выделяемый знаками препинания. |
Знаки препинания |
Графические знаки, которые используют для деления текста на предложения, передачи их интонации и особенностей синтаксического строения простых и сложных предложений. |
Правило пунктуации |
Норма, регламентирующая использование тех или иных знаков препинания в письменной речи. |
Пунктуационная норма |
Правило, указывающее применение или не применение при письме тех или иных знаков препинания. |
Пунктуационная ошибка |
Неиспользование пишущим необходимого знака препинания или его употребление там, где он не требуется, а также необоснованная замена одного знака препинания другим. |
Принципы пунктуации в русском языке
Обучение пунктуации русского языка требует знания ее принципов. Именно они позволяют четко формулировать правила пунктуации и делать нормы незыблемыми.
Первым принципом пунктуации в русском языке является принцип прямой связи пунктуации и логики. В методике обучения русскому языку данный принцип звучит как принцип связи методики обучения пунктуации с развитием мышления и речи учащихся. В рамках данного принципа в процессе подготовки к изложению или сочинению педагоги проводят специальные занятия, направленные на повышение пунктуационной грамотности, чтобы предотвратить большое количество пунктуационных ошибок работах.
Второй принцип обучения пунктуации основан на навыке выразительного чтения и звучит как связь методики обучения пунктуации и выразительного чтения. Данный принцип направлен на правильное смысловое членение предложения, что необходимо для корректной расстановки знаков препинания.
Третий принцип обучения пунктуации русского языка предполагает, что без знания синтаксиса – знание пунктуации нереализуемо. Дело в том, что синтаксические понятия рассматриваются как основа усвоения правил пунктуации. Если учащийся не знание или не понимает структуру предложения, он не сможет корректно расставить знаки препинания.
С опорой на принципы обучения русскому языку учащимся предлагаются различные виды упражнений:
- Пунктуационный разбор;
- Наблюдение над синтаксическими конструкциями, которое реализуется с помощью выразительного чтения или списывания;
- Обучающие диктанты;
- Видоизменение синтаксических конструкций;
- Составление предложение по схемам.