Обучение пунктуации русского языка

Понятие и функции пунктуации в русском языке. Каковы цели и задачи пунктуации. Почему обучение пунктуации происходит поэтапно. Какие есть этапы обучения пунктуации. Ключевые принципы пунктуации в русском языке.
Рубрика: Педагогика
Автор: Ирина Нестерова ✔ 03.09.2022

Нестерова И.А. Обучение пунктуации русского языка // Энциклопедия Нестеровых


Задачи и цели обучения пунктуации

Обучение пунктуации русского языка

В русском языке пунктуация представляет трудности по причине большого количества различных правил и исключений. Что такое пунктуация?

Пунктуация – это система знаков препинания, которая регламентируется сводом правил. Пунктуация необходима для посменной речи.

Для того, чтобы в полной мере осознать цели и задачи обучения пунктуации русского языка, следует выделить ключевые принципы пунктуации:

  • Логический принцип – это принцип, определяющий роль пунктуации в понимании смысла письменной речи;
  • Принцип интонации – принцип, показывающий роль пунктуации в ритмике и мелодике речи;
  • Синтаксический принцип – это принцип, направленный на отражение роли пунктуации в выявлении синтаксического строения письменной речи.

Принципы пунктуации

Принципы пунктуации

К задачам обучения пунктуации относят следующее:

  • Необходимость сформировать у учащихся умение видеть пунктуационные ошибки и своевременно их исправлять;
  • Знакомство школьников с понятийным аппаратом раздела "Пунктуация" для того, чтобы упростить процесс обучения;
  • Обучение учащихся правилам расстановки знаков препинания и формирование навыков по их использованию в письменной речи.
  • С опорой на указанные выше задачи обучения пунктуации сформулируем цель.

    Цель обучения пунктуации русского языка состоит в том, чтобы сформировать у учащихся навыки и умения по корректному использованию правил пунктуации русского языка в письменной речи и умения видеть и исправлять пунктуационные ошибки.

    Этапы обучения пунктуации и обязательный минимум

    Обучение пунктуации реализуется поэтапно, так как не все тонкости расстановки знаков препинания можно постичь на начальном этапе обучения русскому языку.

    Первый этап обучения русскому языку включает в себя преподавание азов пунктуации в начальной школе. Учащиеся узнают, какие знаки препинания бываю и для чего они нужны.

    Второй этап предусматривает закрепление знаний о постановке знаков препинания в конце предложения, при однородных членах предложения и в сложных предложениях. Изучается постановка знаков препинания в прямой и косвенной речи. Второй этап реализуется в 5-6 классах общеобразовательной школы.

    Третий этап обучения пунктуации русского языка направлен на изучение причастных и деепричастных оборотов. На третьем этапе изучаются междометья и способы их выделения знаками препинания.

    Четвертый этап обучения пунктуации реализуется 8-9 классах общеобразовательной школы и направлен на углубление знаний учащихся о пунктуации, а также глубоко и подробно изучаются особенности постановки знаков препинания в сложных предложениях.

    На каждом этапе обучение реализуется на базе простых и сложных предложений. Умение расставлять знаки препинания – это индикатор грамотности.

    Обязательным минимумом знаний о пунктуальности русского языка является:

    • Знание основных знаков препинания, используемых в русском языке;
    • Умение использовать, как одиночные, так и парные знаки препинания в письменной речи;
    • Особенности расстановки знаков препинания в простом и сложном предложении;
    • Прямая и косвенная речь. Сочетание знаков препинания в диалоге.

    В условиях общеобразовательной школы изучается широкий спектр понятий по теме "Пунктуация". Прежде всего, учащиеся должны знать, что такое пунктуационно-смысловой отрезок, знаки препинания, правило пунктуации, пунктуационная норма и пунктуационная ошибка.

    Таблица ключевых терминов в разделе "Пунктуация"

    Термин

    Трактовка термина

    Пунктуационно-смысловой отрезок

    Основная единица пунктуации. Смысловой отрезок, выделяемый знаками препинания.

    Знаки препинания

    Графические знаки, которые используют для деления текста на предложения, передачи их интонации и особенностей синтаксического строения простых и сложных предложений.

    Правило пунктуации

    Норма, регламентирующая использование тех или иных знаков препинания в письменной речи.

    Пунктуационная норма

    Правило, указывающее применение или не применение при письме тех или иных знаков препинания.

    Пунктуационная ошибка

    Неиспользование пишущим необходимого знака препинания или его употребление там, где он не требуется, а также необоснованная замена одного знака препинания другим.

    Принципы пунктуации в русском языке

    Обучение пунктуации русского языка требует знания ее принципов. Именно они позволяют четко формулировать правила пунктуации и делать нормы незыблемыми.

    Первым принципом пунктуации в русском языке является принцип прямой связи пунктуации и логики. В методике обучения русскому языку данный принцип звучит как принцип связи методики обучения пунктуации с развитием мышления и речи учащихся. В рамках данного принципа в процессе подготовки к изложению или сочинению педагоги проводят специальные занятия, направленные на повышение пунктуационной грамотности, чтобы предотвратить большое количество пунктуационных ошибок работах.

    Второй принцип обучения пунктуации основан на навыке выразительного чтения и звучит как связь методики обучения пунктуации и выразительного чтения. Данный принцип направлен на правильное смысловое членение предложения, что необходимо для корректной расстановки знаков препинания.

    Третий принцип обучения пунктуации русского языка предполагает, что без знания синтаксиса – знание пунктуации нереализуемо. Дело в том, что синтаксические понятия рассматриваются как основа усвоения правил пунктуации. Если учащийся не знание или не понимает структуру предложения, он не сможет корректно расставить знаки препинания.

    С опорой на принципы обучения русскому языку учащимся предлагаются различные виды упражнений:

    • Пунктуационный разбор;
    • Наблюдение над синтаксическими конструкциями, которое реализуется с помощью выразительного чтения или списывания;
    • Обучающие диктанты;
    • Видоизменение синтаксических конструкций;
    • Составление предложение по схемам.

    Вопросы и комментарии



    Задать вопрос

    Имя:

    Email: (обязательно!)