Раскрытие информации о компании
Чем больше информации раскрывает о себе компания, тем выше уровень ее прозрачности для инвесторов, тем большей информацией они владеют, чтобы сравнивать различные инвестиционные возможности. В тоже время компании не должны раскрывать информацию, которая обеспечивает их конкурентные преимущества, например, технологические секреты.
Необходимым условием нормальной деятельности крупных компаний является их информационная прозрачность и открытость. Для этого компании должны раскрывать информацию о своей деятельности. Политика раскрытия информации представляет собой документально закрепленную систему мер по информированию инвесторов, акционеров, государственных регулирующих органов и других заинтересованных участников рынка ценных бумаг о своем финансово-экономическом положении. Кроме того, к раскрытию информации относятся мероприятия по раскрытию нефинансовой информации. Сюда относятся данные о будущих планах деятельности компании, организационно-правовая информация и другие существенные факты о компании, которые подлежат раскрытию.
Потребность в раскрытии компаниями информации для инвесторов за последние тридцать лет существенно увеличилась. Причем речь идет не столько об оценке перспективности вложений в компанию во взаимосвязи с наличием у компании таких нематериальных активов, как патенты, ноу-хау и т.д., сколько об оценке финансовых рисков вложения в компании.
Потребности инвесторов сводятся к получению информации о том, что происходит с конкретной компанией, на основе чего делать вывод о перспективах инвестирования. Следует учитывать, что анализ финансовых показателей не обеспечивает достоверного представления о текущем положении и перспективах развития компании.
Основное направление деятельности любой компании по раскрытию информации – это предоставление финансовой информации. Раскрытие финансовой информации осуществляется компаниями практически во всем мире по схожим правилам, хотя и с использованием разных механизмов и с учетом местного законодательства.
Значение и влияние на рынок раскрытия финансовой информации достаточно хорошо изучены. Хотя, с развитием технологий, способы и формы раскрытия информации и претерпели существенное изменение, суть ее и цель остались прежними.
К основной информации, раскрываемой компаниями, можно отнести следующее.
№ |
Тип информации |
Описание |
---|---|---|
1. |
информация об основных организационно-правовых аспектах деятельности компании |
Касается устава компании, смене руководящего состава, принятии важных решений и т.п. |
2. |
информация о результатах финансово-хозяйственной деятельности компании за прошедший период |
Представляется в виде финансовой отчетности. |
3. |
информация о нефинансовых событиях в деятельности компании и изменениях в порядке раскрытия информации |
Информация о нефинансовых событиях может по-разному влиять на положение компании: как дестабилизировать, так и укреплять его. Однако, сам факт наличия отлаженной схемы сбора и раскрытия информации о нефинансовых событиях в деятельности компании является стабилизирующим фактором, снижающим риски инвесторов. |
Политика раскрытия информации – это комплекс действий эмитентов ценных бумаг по информированию акционеров, государственных органов и участников рынка ценных бумаг о финансовой деятельности, экономических результатах, а также предоставление иных сведений. Политика раскрытия информации компании должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации и нормативным актам об эмиссии ценных бумаг.
Согласно распоряжению Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг № 421/р "О рекомендации к применению кодекса корпоративного поведения":
Целью раскрытия информации о компании является донесение этой информации до сведения всех заинтересованных в ее получении инвесторов в объеме, необходимом для принятия взвешенных решений [1].
Кодекс корпоративного поведения определяет также необходимость наличия у компаний Положения об информационной политике, которое включает в себя: порядок раскрытия информации, перечень раскрываемой информации, используемые способы и формы раскрытия информации, а также перечень конфиденциальной информации, не подлежащей раскрытию. Кроме того, положение об информационной политике обязательно должно включать:
- перечень лиц, имеющих право "говорить" от имени общества,
- цели и принципы раскрытия информации,
- правила раскрытия информации о компании,
- общедоступная информация,
- порядок информирования акционеров,
- перечень информации, составляющей коммерческую тайну,
- перечень инсайдерской информации и порядок использования инсайдерской информации,
- порядок предоставления информации различным контактным группам.
Способы и формы раскрытия информации
Способы раскрытия информации компанией:
- Публикация в сети Интернет или в СМИ;
- Направление информации в соответствующие органы власти;
- Направление информации в адрес акционеров, участников рынка ценных бумаг;
- Предоставление доступа к сведениям по месту нахождения эмитента.
В настоящее время наиболее доступным и простым способом раскрытия информации является ее публикация на корпоративных сайтах компании. С помощью Интернет информация быстро распространяется и становится доступной для всех заинтересованных контактных групп.
При этом основной формой раскрытия информации является "публикация", которая по факту совпадает с первым способом.
Формы раскрытия информации в виде публикации:
- Годового отчета общества.
- Годовой/квартальной бухгалтерской отчетности общества.
- Ежеквартального отчета.
- Списка аффилированных лиц.
- Информации, прилагаемой к ходатайству и/или уведомлению государственного антимонопольного органа.
- Решения/отчёта о выпуске ценных бумаг.
- Проспекта (эмиссии) ценных бумаг.
- Сообщения о существенном факте.
- Сообщения о сведениях, способных повлиять на стоимость ценных бумаг.
Одной из новых форм раскрытия информации является проведение презентаций и пресс-конференций, где представители инвесторов, участников торговли и средств массовой информации встречаются лицом к лицу с руководством той или иной компании и имеют возможность непосредственно получить исчерпывающую информацию об акционерном обществе. Данная форма существенно отличается от традиционных личных встреч с инвесторами своим информационным наполнением и характером подачи информации, которая сопровождается графическими, видеоматериалами, демонстрирующими стабильность и привлекательность компании для инвестора, подчеркивая цифровые данные из отчетов.
Принципы раскрытия информации
С точки зрения обязанностей компаний по раскрытию информации, оно осуществляется ими при наличии следующих оснований для раскрытия информации:
- Добровольно по инициативе самого эмитента или по запросу со стороны определенного круга лиц.
- Обязательно при определенных обстоятельствах.
- На регулярной основе.
- По запросу государственных органов.
Основные принципы раскрытия информации:
- достоверность,
- доступность,
- оперативность,
- полнота и регулярность,
- разумный баланс между открытостью предприятия и соблюдением его коммерческих интересов,
- нейтральность информации.
Раскрытие информации производится компаниями по нескольким направлениям, среди которых можно выделить срочные и текущие сведения, общую информацию о компании и ее экономической деятельности, ценных бумагах, а также информацию, касающуюся важных событий в деятельности компаний. В частности, к срочной информации относятся операции, которые существенно, в разы или десятки раз, меняют стоимость ценных бумаг.
По объективным причинам необходимость раскрытия информации часто вступает в конфликт с конфиденциальными данными компании, составляющими коммерческую, техническую или технологическую информацию. Например, известен случай, когда в результате стандартной процедуры раскрытия информации для инвесторов с целью повышения привлекательности предприятия для инвестиций, компания по разработке программного обеспечения в сфере компьютерной безопасности сообщила о собственной разработке, технологическом ноу-хау. Одного заявления без уточнения технических деталей о применении новой технологии в сфере компьютерной безопасности хватило, чтобы конкурирующие компании написали свои программные коды-аналоги данной разработки. В связи с этим компанией было утеряно уникальное преимущество.
В то же время не следует относить к важной информации вполне заурядные сведения. Следует руководствоваться действующим законодательством и не раскрывать коммерческую тайну, когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьи лицам (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне"). Вместе с тем, компании не могут свободно толковать содержание коммерческой тайны, поскольку результатом станет бесконечное исключение сведений, которые подлежат раскрытию. ФЗ "О коммерческой тайне" устанавливает, что коммерческой тайной может быть любая информация, если только федеральный закон не устанавливает обязанности ее раскрытия или недопустимость ограничения доступа.
Раскрытие конфиденциальной информации, касающейся уникальных технологических наработок, управленческих или коммерческих приемов неизбежно ведет к утере конкурентных преимуществ. Поэтому компании вынуждены балансировать между стремлением повысить свою прозрачность для инвесторов и соблюдением личных интересов в плане защиты инсайдерской информации. В то же время многие компании часто относят к коммерческой тайне информацию, которая вовсе ей не является, теряя в этом плане привлекательность для инвесторов, так как в их глазах это выглядит как утаивание важной информации, которая может повлиять на их решения в отношении инвестиционных возможностей.
Компании могут раскрывать значительный массив не представляющей ценности информации, при этом важные сведения остаются нераскрытыми. Раскрываться может не относящаяся к делу информация, или более того, раскрытием информации манипулируют для того, чтобы скрыть реальную картину дел в компании. Важным является показатель транспарентности компании, который означает прозрачность всех экономических процессов для инвесторов, акционеров и государства. Фактически, раскрытие информации направлено на повышение уровня прозрачности компании. Ситуация, когда потенциальные инвесторы, не осуществляя трудоемких изыскательных действий, информированы о деятельности компании и ее текущем финансово-экономическим положением, является наиболее благоприятной для компании. В этом случае соблюдается важное условие наличия у инвесторов полного, достаточного и достоверного знания об интересующей их компании. И чем больше таких компаний в стране, тем более привлекательна она для инвестиций.