Понятие и структура тура
Туризм – одна из крупнейших сфер мировой экономики, которая в настоящее время динамично развивается. Так по прогнозу Всемирной туристской организации к 2020 году поток туристских прибытий достигнет отметки в 1,5 млрд. Наметилась тенденция перехода от пассивного, т.е. созерцательного туризма к активному. В этой связи все больше требуется квалифицированных специалистов, которые смогут разработать интересный и запоминающийся тур, который еще и принесет прибыль.
Что такое тур – это, прежде всего, продукт команды маркетологов, PR-специалистов и менеджеров. Тур – это разновидность туристического продукта. В российском законодательстве под туристическим продуктом понимается то, что написано в статье 1 Федерального Закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
Туристский продукт – комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.
Тур, как туристический продукт, обладает характерной структурой, которая представлена на рисунке ниже.
Структура тура в широком смысле
Рассмотрим каждый элемент отдельно. Прежде все обратимся к тому, что же такое туристический пакет.
Туристический пакет – тур, включающий определенный набор туристических сервисов, формируемый в зависимости от вида и цели путешествия.
Туристический пакет включает обязательные базовые элементы:
- туристский центр
- транспорт
- услуги размещения
- трансфер.
Комплексное обслуживание включает набор туристских услуг:
- размещение,
- питание,
- перевозка,
- экскурсионные услуги,
- досугово-развлекательные услуги,
- бытовые услуги,
- спортивные и курортные программы,
- туристские походы и многое другое.
В туристской практике действуют понятия основных и дополнительных услуг. С точки зрения потребительских качеств и свойств каких- либо различий между ними нет. Так, экскурсии, если они включены в комплексное обслуживание и в цену тура, считаются основными услугами, но если турист по своему желанию приобретает еще какую-либо экскурсию к оплаченному туру, эта услуга становится уже дополнительной. Таким образом, разница между основными и дополнительными услугами состоит в их отношении к первоначально приобретенному туристом туру.
Этапы создания тура
Важное место в туристической сфере выделено разработке туров. Разработать хороший и продаваемый тур – процесс сложный и деликатный. От того насколько ответственно подошли к изучению целевой аудитории и её потребностей, учли все нюансы при планировании тура и формирования его цены зависит его привлекательность.
Создание тура процесс не быстрый. Успешный тур не появляется по мановению волшебной палочки. Разработка туров происходит в несколько этапов, каждый из которых незаменим. Ключевые этапы отражены на рисунке ниже.
Этапы создания тура
Первый этап предусматривает привлечение специалистов в сфере туризма и маркетологов для разработки стратегии будущего тура. В рамках стратегии рассматривается потенциальная инновационная составляющая нового тура, а так же распределение ресурсов для создания нового тура.
При создании тура с самого начала необходимо иметь ясный ответ на вопрос: что будет покупать турист? Ведь он оплачивает в первую очередь:
- новые ощущения и знакомство с неизвестным;
- уют, внимание, располагающую обстановку.
Поэтому создание туристского продукта начинается с изучения его потребительских качеств, с выявления наиболее привлекательных для туристов свойств. Именно они служат ориентирами при разработке и реализации туристского продукта.
На втором этапе продумываются концепции нового тура, генерируются идеи и выявляется их потенциал.
На третьем этапе прогнозируются первоначальные и повторные продажи, планируются цены и предполагаемая прибыль. Другими словами идет разработка бизнес плана для нового тура.
Себестоимость тура складывается из суммы переменных и постоянных затрат на организацию тура и иные затраты в соответствии с действующим законодательством.
На четвертом этапе происходит создание "тела" тура и проработка его деталей.
На пятом этапе происходит продвижение тура целевой аудитории.
В целом следует отдельно выделить определенные аспекты разработки тура в рамках представленных выше этапов. Она создана для того, чтобы процесс был четким и эффективным. Из представленных ранее этапов рекомендуется вычленить ключевые моменты, а именно:
1.Проведение маркетинговых исследований, которые включают в себя:
- анализ политических, экономических, социальных и технологических сил;
- выявление потенциальных преимуществ, недостатков, возможностей или угроз;
- сегментация рынка.
2. Обязательно необходимо проработать географию тура. С этой целью проводится следующее:
- выявление ресурсно-технического обеспечения тура;
- тип маршрута.
3. Юридическая работа по выявлению потенциальных и возможных рисков. Разработка договоров с партнерами и клиентами.
В случае следования установленным этапам в процессе разработки тура существенно вырастает вероятность того, что конечный туристический продукт окажется востребованным у целевой аудитории. Как следствие новый тур принесет существенную прибыль туристическому оператору.