Развитие мышления на уроках русского языка

Что такое мышление. Особенности трактовки данного термина в педагогике. Виды методов обучения. Какие методики развития мышления актуальны при обучении русскому языку.
Рубрика: Педагогика
Теги: урок
Автор: Ирина Нестерова ✔ 19.02.2018

Нестерова И.А. Развитие мышления на уроках русского языка // Энциклопедия Нестеровых


Понятие мышления в педагогике

Мышление является предметом изучения ряда наук: философии, логики, психологии, педагогики и поэтому имеет множество определений в зависимости от точек зрения наук, изучающих данный процесс [1].

мышление

Мышление – это высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный психический процесс, свойственный только человеку [2].

Цель мышления – сбор информации и наиболее эффективное ее использование.

Есть основания считать, что общим базисом для полноценного протекания любого мыслительного процесса, является наличие как минимум трех универсальных составляющих мышления представленных на рисунке ниже.

Универсальные составляющие мышления

Универсальные составляющие мышления

Проблема развития, коррекция и совершенствования мышления учащихся, одна из важнейших в психолого-педагогической практике. Справедливо считается, что главный путь ее решения – рациональная организация всего учебного процесса. В качестве дополнительного, вспомогательного пути может рассматриваться специально организуемый игровой тренинг мышления [3].

Методики развития мышления при обучении русскому языку

Проблемы в процессе обучения русскому языку напрямую связаны с недостачным уровнем сформированности мышления, а именно ряда его компонентов:

  • сформированность элементарных мыслительных операций;
  • активность, раскованность и плюралистичность мышления;
  • организованности и целенаправленности мышления.

Очень важную роль в развитии мышления при обучении русскому языку играют методики обучения.

Проблема классификации методов обучения русскому языку всегда была в центре внимания ученых-методистов. В науке существуют различные классификации методов обучения. В науке распространена классификация нашедшая отражение на рисунке.

Виды методов обучения

Виды методов обучения

Помимо представленной выше существуют различные авторские классификации. Так, Ю. К. Бабанский при комплексной классификации методов учения руководствовался целостным деятельностным подходом.

Комплексный деятельностный подход к методам опирается на основные виды деятельности, в связи с чем выделяются следующие группы методов:

  • методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (рассказ, лекция, беседа, демонстрация, проблемно-поисковые методы и др.);
  • методы стимулирования и мотивации учения (мотивация, формирование познавательного интереса, дидактическая игра и др.);
  • методы контроля и самоконтроля (устный, письменный, компьютерный опросы и др.) [4].

А. В. Текучев выделил следующие методы обучения:

  • слово учителя,
  • беседа, анализ (наблюдение, языковой разбор),
  • упражнения,
  • использование наглядных пособий,
  • работа с учебником,
  • экскурсия.

А. В. Дудников рассматривал методы обучения как определенные способы мышления, с помощью которых раскрывается конкретное содержание языкового материала. В соответствии с этим ученый предложил следующие методы:

  • индуктивный метод;
  • дедуктивный метод;
  • индуктивно-дедуктивный метод;
  • дедуктивно-индуктивный метод.

В основе индуктивного метода лежит наблюдение над конкретными языковыми фактами, в результате которого школьники приходят к общему выводу о языковом явлении [5].

Дедуктивный метод предусматривает анализ от общего вывода (правила) о языковом понятии к конкретному факту языка, от общего к частному. Например, рассматривая типы односоставных предложений, учитель сначала дает общую характеристику таких предложений, деление их на именные и глагольные, а затем уя переходит к анализу частных, конкретных типов предложений.

Индуктивно-дедуктивный метод сводится к использованию сначала индукции (наблюдения), которая постепенно переходит в дедукцию, т. е. общий вывод. Вот как применяется данный метод при объяснении темы "Разносклоняемые существительные".

Ученики записывают и анализируют примеры (индукция):

  • Не теряйте времени даром.
  • Умело распоряжайтесь своим временем.

Вопросы для беседы:

  • В каком падеже употреблена словоформа времени в первом предложении?
  • Окончание какого склонения имеет эта словоформа?
  • В каком падеже употреблена словоформа временем во втором предложении?
  • Окончание какого склонения имеет эта словоформа?

Затем делается вывод: Некоторые имена существительные могут иметь окончания разных склонений. Это разносклоняемые существительные.

Далее используется дедуктивный способ изложения материала, в ходе которого учитель сообщает школьникам о том, какие существительные относятся к разносклоняемым, и приводит конкретные примеры.

Дедуктивно-индуктивный метод предусматривает обратный порядок работы – от общего правила к рассмотрению конкретного языкового факта.

Л. П. Федоренко [6] рассматривает методы обучения как способы работы учителя и ученика с отобранным для изучения языковым материалом. Основой классификации методов обучения русскому языку, предложенной Л. П. Федоренко, являются источники знаний:

  • школьники узнают основные понятия языка, разделы грамматики, правила правописания от учителя или из учебника;
  • закрепляют эти знания и получают навыки использования правил в практической деятельности – в процессе выполнения упражнений со специально подобранным дидактическим материалом;
  • запоминают теоретические сведения и правила их использования из языкового общения и чтения литературы.

Методы обучения русскому языку по Федоренко

Методы обучения русскому языку по Л. П. Федоренко

Рассмотрев различные подходы к методам развития мышления учащихся на уроках русского языка, следует отметить, что в современной дидактике отсутствует единый методологический аспект. Это обусловлено тем, что разные ученые при классификации методов развития мышления на уроках русского языка в школе опираются на разные признаки. Отсутствие единого подхода можно смело назвать одной из острейших проблем современной методики преподавания русского языка.

Литература

  1. Вострикова Н. М. Понятие "мышление" в психолого-педагогической литературе // – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-myshlenie-v-psihologo-pedagogicheskoy-literature
  2. Крутецкий В. А.. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.– М.: Просвещение. 1980 г.
  3. Заика Е.В. Комплекс игр для развития мышления // История. Всё для учителя! № 4 (40) апрель 2015 г.
  4. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К. Бабанский – М.: Просвещение, 2003.
  5. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах /Под ред. М.С. Васильевой, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской. – М.: 1977
  6. Федоренко Л.П. Принципы и методы обучения русскому языку. – М.: "Просвещение", 1964.

Вопросы и комментарии



Задать вопрос

Имя:

Email: (обязательно!)