Понятие и виды речевой деятельности
Речевая деятельность – это совокупность актов говорения и понимания.
Речевая деятельность подразумевает умение связно говорить. Связная речь в педагогике – это смысловое развёрнутое высказывание или цепь логически сочетающихся предложений, содержащих законченную мысль. Обучение связной речи одна из задач обучения русскому языку. Большую роль здесь играет речевой опыт учащихся, который формируется в процессе устного и письменного общения.
Цель обучения связной речи – подготовка к речевому общению в устной и письменной форме.
Речевая деятельность имеет две стороны: язык и речь. Язык – важнейший элемент речи, придающий ей характер специфической человеческой деятельности.
Речь – процесс говорения, реализация языковых единиц, деятельность людей.
Существует определенная теория речевой деятельности, которая основана на трудах Л.С. Выгодского, А.А. Леонтьева и Н.И. Жинкина. Для того, чтобы ребенок освоил речевую деятельность, следует понимать механизмы речевой деятельности и закономерности усвоения родной речи.
Основным элементом процесса порождения речевого высказывания является внутренняя речь. Внутренняя речь – это транслятор взаимного понимания в процессе общения. Она подчиняется следующим вопросам: О чем говорить? Как говорить? Что говорить? С кем говорить?
Виды речевой деятельности
Аудирование – это разновидность речевой деятельности, основанная на восприятии и понимании информации. Год от года аудирование становится все более популярным в школах, так как именно слушанье является основным способом получения информации современными школьниками.
Чтение – это вид речевой деятельности, основанный на перекодировании графически зафиксированного текста в звуковую речь или же в смысловые единицы.
Говорение – это вид речевой деятельности, который представляет собой перевод внутренней речи во внешнюю.
Письмо – кодирование устной речи с помощью графических знаков.
Эволюция методики развития речи
Развитие речи привлекало внимание психологов, лингвистов, историков и педагогов. Первым обратил внимание на проблемы развития речи М.В. Ломоносов. Он разработал три правила речи:
- Как изобретать.
- Что говорить.
- Как располагать.
Основу методики навыкам речи заложили еще в девятнадцатом столетии К.Д. Ушинский, Н.Ф. Бунаков, И.И. Срезневский, Ф.И. Буслаев.
Ф.И. Буслаев утверждал, что есть неразрывная связь речи и мышления. Дети должны не просто знать, что такое суждение, но и должны мыслить самостоятельно. Для этого необходимо регулярно выполнять упражнения, основанные на анализе и синтезе. Ф.И. Буслаев считал, что синтаксис необходим для развития речевых навыков.
К.Д. Ушинский утверждал, что основа обучения русскому языку – это развитие устной и письменной речи учащихся. Обучение родной речи должно начаться с понимания смысла слов. Ушинский считал, что родной язык – это основа развития логического мышления.
В двадцатом столетии проблемами обучения родной речи занимались такие ученые как С.И.Абакумов, К.Б. Бархин, А.Н. Гвоздев и др. Советская наука внесла большой вклад в методику развития речи. Следует отметить вклад таких ученых как: А.М. Бородич, Ф.А. Сохин, М.М. Конева, М.А. Рыбникова и др.
С.И. Абакумов рассматривал чтение как основу обучения родной речи. Именно оно способствует развитию образного мышления. М.А. Рыбникова указывает на тесную связь между синтаксисом и грамматикой в процессе обучения родной речи. По ее мнению, речь ребенка зависит от ее адресата условий общения.
Грамматический строй речи школьников – это основа коммуникативного акта и компонент интеллектуального развития учащихся.
В современном образовании коммуникативное направление в обучении базируется на понимании языковых единиц, как текстообразующих, участвующих в формировании и формулировании речи. Это способствует изучению не только строения той или иной синтаксической конструкции, но и значение, функция языковой единицы.
В 1960 г. был создан первый в мире Научно-исследовательский институт дошкольного воспитания АПН СССР. Среди других лабораторий там начала действовать лаборатория развития речи под руководством Ф.А. Сохина.
В 1981 г. А.М. Бородич написала учебное пособие "Методика развития речи". Она уточнила методику обучения рассказыванию, словарной работы, оказала влияние на совершенствование работы по развитию речи детей в массовой практике.
В XXI веке широкое распространение получили инновационные методики с использованием ИКТ.
Информационно-коммуникативные технологии.
Принципы развития речи
Принципы методики развития речи
Методики развития речи подчиняются системе принципов:
- Принцип коммуникации – в современном обществе обучение речи преимущественно направлено на развития навыков общения в различных условиях, развития умения быстро и четко реагировать на слова собеседника и не избегать участия в коммуникативных актах.
- Принцип единства развития речи и мышления основан на том, что язык выступает как средство общения и познания мира. Поэтому развитие речи равносильно обучению мыслительным операциям
- Принцип непрерывности работы по развитию речи основан на том, что развитие речи происходит регулярно на уроках русского языка. На занятиях формируются и совершенствуются речемыслительные умения.
- Принцип контекста направлен на анализ языковых единиц в их связях. В контексте реализуется семантика языковых единиц всех уровней.
- Принцип опоры на синтаксическую модель – при помощи этого принципа создается текст, как микросистема. Он функционирует как законченная коммуникативная единица.
- Принцип единства обучения речи и изучения языка – язык и речь объединены понятие "речевая деятельность". Рекомендуется постоянные речевые упражнения, упражнения на совершенствование не только говорения, но и письма.
Речевые понятия, изучаемые в школе
В рамках современной школьной программы, обучение речи подразумевает развитие у обучающихся понимания ключевых терминов и, тем самым, следует принципам личностно ориентированного обучения.
Термин |
Трактовка |
---|---|
Текст |
В узком смысле – это зафиксированная на каком-либо материальном носителе человеческая мысль. В широком смысле – связная и полная последовательность символов. |
Коммуникация |
Передача информации от одного человека к другому. |
Коммуниканты |
Участники коммуникативного акта. |
Коммуникативный акт |
Минимальная единица речевого взаимодействия говорящих, определяемая интенциями и стратегией достижения цели общения. |
Тема |
То, о чем говорится в тексте. Круг проблем, образующих основу художественного произведения. |
Содержание текста |
Структурирование текста |
Абзац |
Отрезок письменной речи, состоящий из одного или нескольких предложений. |
Предложение |
Совокупность слов или слово, грамматически оформленная с точки зрения времени и реальности/ирреальности, интонационно завершенная и выражающая сообщение, вопрос или побуждение к действию. Предложения в тексте объединяются темой. |
Идея текста |
Это то, что хотел донести до читателей автор текста. |
Функционально-смысловые типы речи |
Основа на которой держится речь человека: повествование, описание, рассуждение |
Описание |
Текст или монологическое высказывание, в котором предложения находятся в отношениях одновременности. В описании рассматриваются предметы, действия, характеристики и признаки существующие одновременно. |
Повествование |
Рассказ о каком-то истинном или вымышленном событии или связанной последовательности событий, рассказываемой одним из участников коммуникативного акта. |
Рассуждение |
Ряд мыслей, суждений, умозаключений на какую-нибудь тему, изложенных в логически последовательной форме. |