Обучение устной речи

Что такое устная речь. Каковы её особенности и виды. Какие методы используют педагоги при обучении устной речи русского языка в условиях современной школы. Использование приемов парной и групповой форм работы.
Рубрика: Педагогика
Автор: Ирина Нестерова ✔ 13.10.2022

Нестерова И.А. Обучение устной речи // Энциклопедия Нестеровых


Понятие и виды устной речи

Обучение устной речи

Термин устная речь широко используется в лингвистике. Обучение устной речи является одной из ключевых задач в процессе преподавания русского языка.

Устная речь – это форма речевой деятельности, включающая понимание звучащей речи и осуществление речевых высказываний в звуковой форме.

Особенностью устной речи является то, что она не допускает коррекции, поправок. Не зря есть пословица: "Слово не воробей – вылетит, не поймаешь". Пословица говорит о том, что сказанные слова уже не вернуть и не забрать обратно.

Основные черты устной речи:

  • Быстрота порождения;
  • Спонтанность;
  • Обилие частиц, междометий и обращений;
  • Состоит преимущественно из простых предложений;
  • Часто встречаются неоконченные предложения;
  • Широко используются невербальные средства (мимика, жесты).

В лингвистике изучают три вида устной речи: монолог, диалог и полилог.

виды устной речи

Виды устной речи

Монолог – это речь одного лица. Монолог бывает устный и письменный. Особенностью устного монолога является то, что одно лицо говорит, а другие слушают. Монолог может быть рассуждением, переживанием, анализом. Чаще всего монолог являет собой заранее подготовленную речь, которая посвящена какому-то событию. В монологе используются различные способы изложения:

  • повествование;
  • описание;
  • изложение.

Диалог представляет собой разговор, беседу, собеседование. Диалог основан на поочередном словесном обмене мыслями, репликами между двумя или несколькими собеседниками. В диалоге репликой считается не только речевое высказывание, но и ответ в виде действия, жеста, молчания. Диалог может использоваться в разных ситуациях, преимущественно в бытовом общении. В образовательном процессе беседа педагога и учащегося – это учебный диалог. Вопросы учителя заставляют обучающегося думать, стимулирует мышление.

Полилог – разновидность диалогической речи, которая представляет собой разговор, возникший как способ обсуждения какой-либо темы между несколькими собеседниками или сторонами, имеющими разные точки зрения на нее. Полилог возможен в форме беседы, дискуссии, конференции, диспута и др.

Методы обучения устной речи

Обучение устной речи на уроках русского языка – это многогранный процесс, который способствует развитию коммуникативных навыков и мышления учащихся.

Развивать устную речь – регулярно работать над содержанием речи учащихся, учить школьников построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, работать над грамотным оформлением мыслей.

Требования: к владению устной речью:

  1. Языковая точка зрения – лексическая, грамматическая сторона, звуковая реализация.
  2. Говорить связно, при этом соблюдать нормальный темп речи и не задумываться.
  3. Минимальный темп: 170 – 200 слогов в минуту.
  4. Естественный характер речи.

В основе обучению навыкам устной речи лежит педагогическое общение и стимулирование коммуникативных навыков учащихся. Кроме того, школьники должны уметь корректно использовать правила русского языка и избегать речевых и стилистических ошибок.

Обучение устной речи на уроках русского языка направлена на формирование мастерского владения речью, которое выражено в следующем:

  • Речь содержательная и убедительная;
  • Речь учащегося последовательна и логична;
  • Умение говорить кратко, правильно, эмоционально выразительно.

В числе часто используемых в школьном обучении методов следует назвать метод наблюдения, метод аналогии и словесный метод.

В педагогике широко используется метод наблюдения, который способствует усвоению норм литературного русского языка и использованию их в устной речи. Как утверждает Подборский Юрий Григорьевич: "В процессе применения упражнений различного характера он способствовал активному усвоению учащимися фонетической системы, давал возможность не только слышать звуки, но и контролировать их создание, совершенствовать произношение, заострять фонетический слух и на этой основе правильно произносить и употреблять слова".

Метод наблюдения при обучении устной речи позволяет анализировать речь школьников и адекватно корректировать часто встречающиеся ошибки. При помощи метода наблюдения педагог помогает учащимся перестраивать фразы и формулировать свои мысли, подбирая стилистически подходящие слова и выражения. Параллельно у школьников формируются навыки слушать и воспринимать русскую речь.

Метод аналогии предполагает включенность ученика в процесс добывания знаний и, как следствие этого, более доступное, прочное и осознанное усвоение учебного материала. Это позволяет обеспечить мысленный перенос определенной системы знаний и умений от известного объекта к неизвестному и развивает творческий и мыслительный потенциал школьника.

Словесный метод обучения устной речи реализуется при помощи беседы, рассказа, сообщения или рассуждения. Педагог организует самостоятельную работу учащихся по наблюдению за языковым материалом, тем самым, стимулируя общение и мышление учащихся. Для развития устной речи в условиях школьного обучения используют скороговорки и загадки, фразеологические обороты.

При обучении устной речи русского языка хорошие результаты дает применение парной и групповой форм работы. Использование таких приемов повышает качество диалогической речи учащихся и способствует развитию коммуникативных навыков.


Вопросы и комментарии



Задать вопрос

Имя:

Email: (обязательно!)