Понятие общения в семье
В научной литературе существует устоявшаяся трактовка термина "общение".
Общение – это сложное явление, обладающее многими признаками, то классифицировать его очень трудно.
Существуют различные классификации общения в зависимости от того, какой принцип положен в основу этих классификаций. Если в основу классификации положены функции общения, то можно говорить о:
- Фактическом общении (установка на контакт, общение ради общения)
- Нефактическом общении (целеориентированном, информативном)
- Актуальной коммуникации [1]
В современной лингвистике широко распространён термин речевое общение. Антон Э даёт следующее определение речевому общению: речевое общение – это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной, жизненной целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности[2]. Начало изучения речевого общения связано с именем В. Гумбольдта, затем речевое общение. стало предметом изучения у Л.П. Якубинского и М.М. Бахтина. В настоящее время речевое общение активно изучается лингвистами. Речевое общение бывает разных видов, но в нашей дипломной работе мы изучаем особенности семейного общения, как разновидность речевого общения.
Виды тактик семейного общения
Семья относится к малой социальной группе и в ней осуществляется групповое общение. Очень важно подчеркнуть, что группы выделяются и внутри семьи, в связи с чем можно говорить о полиглоссности семейного общения. А.В. Занадворова выделяет четыре внутрисемейных подъязыка:
I. Муж – жена
(1)- Бельчонок, а что у нас на ужин.
- Я уже суши заказала.
- А я так надеялся на жареную картошечку с салом.
- Дорогой я же на диете какое сало!
(2)- Лохматик, тебе давно пора сходить постричься.
- Завтра пойду после работы.
(3)- Бэби ты сегодня хорошо выглядишь
- Спасибо дорогой. Тебе что-то нужно?
- Всего лишь ужин.
II. Родители > маленькие дети,
(1)- Хочу барби!
- Доча, твои оценки в школе говорят об обратном.
(2) – Разве ты уже не должна быть в школе, морковка?
- До начала уроков еще час.
- Ах да. Часы же перевели.
III. Маленькие дети > родители
- Э-эй, кто есть дома? Я пришла.
- Мамусик пришел! Ты купила ням-ням?
- И ням-ням купила, и хрум-хрум, и чяв-чяв. Все купила.
4) дети (братья, сестры)
-Слыш мелюзга убирай шмотки за собой.
- Сам то можно подумать не мелочь пузатая, у на час разница.
Каждое из этих видов взаимодействий отличается своим набором жанров и тематическим диапазоном.
В своей работе "Речевое общение в семье" Байкулова А.Н. пишет, что в сфере семейных отношений актуализируются также представительское и ролевое общение. Эти виды общения представлены в типологии М.С. Кагана, который считает, что главным, ведущим признаком типа общения является система субъегсгов общения. В представительском общении партнёры коммуникации выступают как представители определённых социальных групп, обществ и т.д., и именно это важно в коммуникации. Ролевое общение определяется теми социальными ролями, которые исполняют ПК. Эти виды общения могут совпадать, но могут и не совпадать, т.к. кроме социальных ролей возможны иные роли, например, психологические [3]. Представительское общение в семье может осуществляться, например, в процессе воспитания или при поздравлении, а ролевое – при исполнении членами семьи различных семейных и психологических ролей.
Вернёмся к видам общения. В семейное общение Байкулова А.Н. [3] включает общение в домашней сфере с животными, растениями, предметами вещного мира. По типологии М.С. Кагана, это общение с иллюзорным партнёром. Согласимся с мнением Байкуловой А.Н говорящей, что этот термин приемлем для разговоров с вещами и растениями, но не совсем подходит, когда речь идёт об общении с животными, которые живут в семье в качестве её членов, усваивают особенности поведения своих хозяев и частично их язык, так же как люди усваивают повадки и язык животных (об общении с животными.
Наиболее часто в семейном общении используются речевые тактики описанные А.Н. Байкуловой [4] и отраженные на рисунке ниже.
Речевые тактики семейного общения
Типичными для осуществления тактики согласия являются следующие способы:
Подтверждение с конкретизацией:
- Папуль а можно с тобой на футбол.
- А ты уроки выучил?
- Да я уроки выучил: стих по литературе и 10задач по геометрии.
Уточнением информации:
- Вчера Сверхъестественное смотрел?
-Да там про новых монстров вся серия.
-Каких?
-Очень страшных. Они могут становиться невидимыми.
Повтор реплики или ее части:
- Сашуль, ты уроки сделал?
- Да я уроки сделал.
Положительная оценка:
- Ты моя умница! Сколько сегодня пятерок получила?
- Всего одну.
- Нууу... Не расстраивайся, сладкая. Держи вкусняшку.
Междометия, частицы, эмоционально окрашенные слова выступают в качестве наиболее часто используемых языковых средств реализации этих способов [5], например:
– Смотри фотография какая хорошая получилась.
– Угу, да, очень удачно.
Основная разница в речевом общении касается функционирования языковых средств в речи членов той или иной семьи. Так, в семьях 2 и 3 языковые средства и речевые способы более разнообразны, часто используется согласие с подхватом, продолжением темы и реплик друг друга, не встречающееся в семье, например:
– Да, это выгодно, но это труд
– Это труд, причем каждый день, выходных не будет.
– И нелегкий. А за выходные нигде не платят.
В семье используется характерное для молодежной речи сравнение типа того, такого; частичное согласие выражается отрицанием (да нет) и согласием (ну да) в одном предложении, например:
– Ну студент наш какой-нибудь навороченный.
– Да вот типа такого что-нибудь.
– А дом такой покупать – тогда уже в принципе ломать, а не реставрировать.
– Да нет, там что-нибудь моно поправить, но кто его знает, ну да.
Тактика несогласия во всех семьях реализуется отрицанием с частицей нет (разг. не) и аргументацией, уточнением информации. Конструкцию таких высказываний можно представить в виде модели "нет (не) + ну + аргументация", например:
– Холодно.
– Не.ну в мае уже будет тепло.
– А когда платить (коммунальные)? Какого числа там?
– До первого.
– А, ну еще есть время. Сереж?
– Не, ну сегодня тридцать первое.
В диалогах встречаются некорректные с точки зрения этикета речевые ходы, такие как категорическое несогласие при помощи многократного повторения отрицания нет-нет-нет, эмоциональное несогласие с уточнением ну я не знаю, перебивание собеседника.
– Ага. Я говорю в этом году, я считаю, ее можно взять. Она ходит, ей интересно, ну тока шо, конечно, все равно ж эти (перебив)
– Не ну на 3 дня эти можно не.
Исходя из примеров можно сказать, что в семьях часто используются эмоционально окрашенное несогласие, междометие ой, выражающее сомнение, недоверие. Из последнего примекра видно, что в семье частичное несогласие выражается согласием (ну да) и последующим несогласием (нет ну).
Тактика оценивания во всех трех семьях реализуется следующими способами: похвала, порицание и вынесение суждения при помощи средств положительной оценки (молодец, правильно, хорошо, рационально, разумно) и средств отрицательной оценки (неправильно, плохо, ненормально). К примеру рассмотрим такую фразу бабушки, которая хвалит внучку за хорошие оценки в школе:
- Молодчина внуча! Так держать!
Тактики положительной оценки в семье 2 больше характерны для речевого поведения женщин [5]. Речевая сдержанность мужчин в данном случае проявляется в способах осуществления этой тактики на основе похвалы-иронии, а также на основе ответных речевых ходов.
Тактики поучения, наставления, наказа во многом связаны с передачей социально исторического опыта, прежде всего опыта эмоциональных и деловых отношений. Реализуются они способом оценивания и рекомендаций, указанием на то, что нужно, необходимо сделать с точки зрения морально-этических норм [7].
Тактика оправдания, как правило, направлена на гармонизацию взаимодействий в семьях. Такие высказывания имеют характер объяснения поступков, начинаются обычно с частицы ну и дополняются аргументацией, убеждением, например:
– Саш давай машину на стоянке сегодня оставим.
– Она и у родителей хорошо стоит.
– Ну нам с Полиной завтра в поликлинику.
– На колясочке….
- Ага, попробуй ее дотащить и потом нам к 8 утра туда и на рынок надо заехать.
Тактика молчания во многих случаях встречается при взаимодействии членов семьи. Молчанием выражается согласие, несогласие, осуждение, упрек, недовольство:
- Пропылесось пожалуйста в квартире.
- (молчание)
- Неделю не убирались, ну пропылесось!
- (молчание)
- Я что со стенкой разговариваю?
- Нет я просто занят.
Так же молчание выступает в функции прерывания общения, например:
– Я пойду в клубешник сегодня.
– (молчание)
– Что не пустишь?
– Разве я что-то сказала?;
– Папа куда ты дел одеяла все?
– (молчание).
Тактика угрозы, как правило, связана с сообщением о намерении совершить в будущем действие, нежелательное для адресата. Чаще всего данная тактика выступает в роли средства, дисгармонизирующего общение, но в некоторых случая может использоваться как способ регуляции агрессивного речевого поведения.
Упрек как отрицательная оценка в семьях с невысокой речевой культурой часто осуществляется при помощи грубой, ненормативной лексики, например, муж говорит жене:
– Тупая овца! Ты что не можешь посчитать сколько за квартиру надо платить. Совсем без мозгов!
Формы семейного общения
Семейное общение реализуется преимущественно в устной форме, а поэтому здесь действуют общие законы разговорной речи, для которой характерны, прежде всего политематичность и диалогичность [8].
- Пошли сегодня сходим в парк.
- Да конечно! Какая прекрасная погода и лавочки еще не успели покрасить.
- Ой, мне нужно краску для волос купить.
- Сходишь в магазин со мной за компанию?
Изучив разнообразие тактик речевого общения в семье, можно утверждать, что в наших силах выбирать тот вариант общения в семье который позволить избежать конфликтных ситуаций или сгладить потенциальную ссору. Русский язык, имея богатую лексическую основу позволяет выбирать оптимальную тактику для речевого общения в семье.
Литература
- Борисова И. Н. Русский разговорный диалог: структура и динамика. Екатеринбург, 2001.
- Анохина В.С. Специфика речевого общения в семьях разных типов // Вестник Адыгейского государственного университета, Сер.: Филология и искусствоведение. – 2010. – Вып. 3 – C. 63
- Байкулова, Алла Николаевна Речевое общение в семье: Дис.... канд. филол. наук: 10.02.01 Саратов, 2006
- Байкулова А.Н. Семейная роль и речь: муж и жена // Изв. Сарат. ун-та. Сер. Филология. Журналистика. 2007. Т. 7, вып. 2.С.56.
- Решетникова Е.А. Номинативная функция речи // Русский язык в научном освящении №7, 2004 С.77
- Карасик В.И. Речевое поведение и типы языковых личностей // Массовая культура на рубеже ХХ–ХХI веков: Человек и его дискурс: Сб. науч. тр. – М.: 2003.
- Горелов, И. Н. Основы психолингвистики: Учеб. пособие – М.: Лабиринт, 2005.
- Сперанская А.Н. Семейные ценности в семейном дискурсе (на материале устных рассказов красноярцев начала ХХ в.) // Успехи современного естествознания. – №2. – 2005 г.С.55