Речевые тактики в семейном общении

Общение в семье и речевые тактики.
Рубрика: Филология
Автор: Ирина Нестерова ✔ 19.05.2018

Нестерова И.А. Речевые тактики в семейном общении // Энциклопедия Нестеровых


Понятие общения в семье

Речевые тактики в семейном общении

В научной литературе существует устоявшаяся трактовка термина "общение".

Общение – это сложное явление, обладающее многими признаками, то классифицировать его очень трудно.

Существуют различные классификации общения в зависимости от того, какой принцип положен в основу этих классификаций. Если в основу классификации положены функции общения, то можно говорить о:

  • Фактическом общении (установка на контакт, общение ради общения)
  • Нефактическом общении (целеориентированном, информативном)
  • Актуальной коммуникации [1]

В современной лингвистике широко распространён термин речевое общение. Антон Э даёт следующее определение речевому общению: речевое общение – это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной, жизненной целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности[2]. Начало изучения речевого общения связано с именем В. Гумбольдта, затем речевое общение. стало предметом изучения у Л.П. Якубинского и М.М. Бахтина. В настоящее время речевое общение активно изучается лингвистами. Речевое общение бывает разных видов, но в нашей дипломной работе мы изучаем особенности семейного общения, как разновидность речевого общения.

Виды тактик семейного общения

Семья относится к малой социальной группе и в ней осуществляется групповое общение. Очень важно подчеркнуть, что группы выделяются и внутри семьи, в связи с чем можно говорить о полиглоссности семейного общения. А.В. Занадворова выделяет четыре внутрисемейных подъязыка:

I. Муж – жена

(1)- Бельчонок, а что у нас на ужин.

- Я уже суши заказала.

- А я так надеялся на жареную картошечку с салом.

- Дорогой я же на диете какое сало!

(2)- Лохматик, тебе давно пора сходить постричься.

- Завтра пойду после работы.

(3)- Бэби ты сегодня хорошо выглядишь

- Спасибо дорогой. Тебе что-то нужно?

- Всего лишь ужин.

II. Родители > маленькие дети,

(1)- Хочу барби!

- Доча, твои оценки в школе говорят об обратном.

(2) – Разве ты уже не должна быть в школе, морковка?

- До начала уроков еще час.

- Ах да. Часы же перевели.

III. Маленькие дети > родители

- Э-эй, кто есть дома? Я пришла.

- Мамусик пришел! Ты купила ням-ням?

- И ням-ням купила, и хрум-хрум, и чяв-чяв. Все купила.

4) дети (братья, сестры)

-Слыш мелюзга убирай шмотки за собой.

- Сам то можно подумать не мелочь пузатая, у на час разница.

Каждое из этих видов взаимодействий отличается своим набором жанров и тематическим диапазоном.

В своей работе "Речевое общение в семье" Байкулова А.Н. пишет, что в сфере семейных отношений актуализируются также представительское и ролевое общение. Эти виды общения представлены в типологии М.С. Кагана, который считает, что главным, ведущим признаком типа общения является система субъегсгов общения. В представительском общении партнёры коммуникации выступают как представители определённых социальных групп, обществ и т.д., и именно это важно в коммуникации. Ролевое общение определяется теми социальными ролями, которые исполняют ПК. Эти виды общения могут совпадать, но могут и не совпадать, т.к. кроме социальных ролей возможны иные роли, например, психологические [3]. Представительское общение в семье может осуществляться, например, в процессе воспитания или при поздравлении, а ролевое – при исполнении членами семьи различных семейных и психологических ролей.

Вернёмся к видам общения. В семейное общение Байкулова А.Н. [3] включает общение в домашней сфере с животными, растениями, предметами вещного мира. По типологии М.С. Кагана, это общение с иллюзорным партнёром. Согласимся с мнением Байкуловой А.Н говорящей, что этот термин приемлем для разговоров с вещами и растениями, но не совсем подходит, когда речь идёт об общении с животными, которые живут в семье в качестве её членов, усваивают особенности поведения своих хозяев и частично их язык, так же как люди усваивают повадки и язык животных (об общении с животными.

Наиболее часто в семейном общении используются речевые тактики описанные А.Н. Байкуловой [4] и отраженные на рисунке ниже.

Тактики семейного общения

Речевые тактики семейного общения

Типичными для осуществления тактики согласия являются следующие способы:

Подтверждение с конкретизацией:

- Папуль а можно с тобой на футбол.

- А ты уроки выучил?

- Да я уроки выучил: стих по литературе и 10задач по геометрии.

Уточнением информации:

- Вчера Сверхъестественное смотрел?

-Да там про новых монстров вся серия.

-Каких?

-Очень страшных. Они могут становиться невидимыми.

Повтор реплики или ее части:

- Сашуль, ты уроки сделал?

- Да я уроки сделал.

Положительная оценка:

- Ты моя умница! Сколько сегодня пятерок получила?

- Всего одну.

- Нууу... Не расстраивайся, сладкая. Держи вкусняшку.

Междометия, частицы, эмоционально окрашенные слова выступают в качестве наиболее часто используемых языковых средств реализации этих способов [5], например:

– Смотри фотография какая хорошая получилась.

– Угу, да, очень удачно.

Основная разница в речевом общении касается функционирования языковых средств в речи членов той или иной семьи. Так, в семьях 2 и 3 языковые средства и речевые способы более разнообразны, часто используется согласие с подхватом, продолжением темы и реплик друг друга, не встречающееся в семье, например:

– Да, это выгодно, но это труд

– Это труд, причем каждый день, выходных не будет.

– И нелегкий. А за выходные нигде не платят.

В семье используется характерное для молодежной речи сравнение типа того, такого; частичное согласие выражается отрицанием (да нет) и согласием (ну да) в одном предложении, например:

– Ну студент наш какой-нибудь навороченный.

– Да вот типа такого что-нибудь.

– А дом такой покупать – тогда уже в принципе ломать, а не реставрировать.

– Да нет, там что-нибудь моно поправить, но кто его знает, ну да.

Тактика несогласия во всех семьях реализуется отрицанием с частицей нет (разг. не) и аргументацией, уточнением информации. Конструкцию таких высказываний можно представить в виде модели "нет (не) + ну + аргументация", например:

– Холодно.

– Не.ну в мае уже будет тепло.

– А когда платить (коммунальные)? Какого числа там?

– До первого.

– А, ну еще есть время. Сереж?

– Не, ну сегодня тридцать первое.

В диалогах встречаются некорректные с точки зрения этикета речевые ходы, такие как категорическое несогласие при помощи многократного повторения отрицания нет-нет-нет, эмоциональное несогласие с уточнением ну я не знаю, перебивание собеседника.

– Ага. Я говорю в этом году, я считаю, ее можно взять. Она ходит, ей интересно, ну тока шо, конечно, все равно ж эти (перебив)

– Не ну на 3 дня эти можно не.

Исходя из примеров можно сказать, что в семьях часто используются эмоционально окрашенное несогласие, междометие ой, выражающее сомнение, недоверие. Из последнего примекра видно, что в семье частичное несогласие выражается согласием (ну да) и последующим несогласием (нет ну).

Тактика оценивания во всех трех семьях реализуется следующими способами: похвала, порицание и вынесение суждения при помощи средств положительной оценки (молодец, правильно, хорошо, рационально, разумно) и средств отрицательной оценки (неправильно, плохо, ненормально). К примеру рассмотрим такую фразу бабушки, которая хвалит внучку за хорошие оценки в школе:

- Молодчина внуча! Так держать!

Тактики положительной оценки в семье 2 больше характерны для речевого поведения женщин [5]. Речевая сдержанность мужчин в данном случае проявляется в способах осуществления этой тактики на основе похвалы-иронии, а также на основе ответных речевых ходов.

Тактики поучения, наставления, наказа во многом связаны с передачей социально исторического опыта, прежде всего опыта эмоциональных и деловых отношений. Реализуются они способом оценивания и рекомендаций, указанием на то, что нужно, необходимо сделать с точки зрения морально-этических норм [7].

Тактика оправдания, как правило, направлена на гармонизацию взаимодействий в семьях. Такие высказывания имеют характер объяснения поступков, начинаются обычно с частицы ну и дополняются аргументацией, убеждением, например:

– Саш давай машину на стоянке сегодня оставим.

– Она и у родителей хорошо стоит.

– Ну нам с Полиной завтра в поликлинику.

– На колясочке….

- Ага, попробуй ее дотащить и потом нам к 8 утра туда и на рынок надо заехать.

Тактика молчания во многих случаях встречается при взаимодействии членов семьи. Молчанием выражается согласие, несогласие, осуждение, упрек, недовольство:

- Пропылесось пожалуйста в квартире.

- (молчание)

- Неделю не убирались, ну пропылесось!

- (молчание)

- Я что со стенкой разговариваю?

- Нет я просто занят.

Так же молчание выступает в функции прерывания общения, например:

– Я пойду в клубешник сегодня.

– (молчание)

– Что не пустишь?

– Разве я что-то сказала?;

– Папа куда ты дел одеяла все?

– (молчание).

Тактика угрозы, как правило, связана с сообщением о намерении совершить в будущем действие, нежелательное для адресата. Чаще всего данная тактика выступает в роли средства, дисгармонизирующего общение, но в некоторых случая может использоваться как способ регуляции агрессивного речевого поведения.

Упрек как отрицательная оценка в семьях с невысокой речевой культурой часто осуществляется при помощи грубой, ненормативной лексики, например, муж говорит жене:

– Тупая овца! Ты что не можешь посчитать сколько за квартиру надо платить. Совсем без мозгов!

Формы семейного общения

Семейное общение реализуется преимущественно в устной форме, а поэтому здесь действуют общие законы разговорной речи, для которой характерны, прежде всего политематичность и диалогичность [8].

- Пошли сегодня сходим в парк.

- Да конечно! Какая прекрасная погода и лавочки еще не успели покрасить.

- Ой, мне нужно краску для волос купить.

- Сходишь в магазин со мной за компанию?

Изучив разнообразие тактик речевого общения в семье, можно утверждать, что в наших силах выбирать тот вариант общения в семье который позволить избежать конфликтных ситуаций или сгладить потенциальную ссору. Русский язык, имея богатую лексическую основу позволяет выбирать оптимальную тактику для речевого общения в семье.

Литература

  1. Борисова И. Н. Русский разговорный диалог: структура и динамика. Екатеринбург, 2001.
  2. Анохина В.С. Специфика речевого общения в семьях разных типов // Вестник Адыгейского государственного университета, Сер.: Филология и искусствоведение. – 2010. – Вып. 3 – C. 63
  3. Байкулова, Алла Николаевна Речевое общение в семье: Дис.... канд. филол. наук: 10.02.01 Саратов, 2006
  4. Байкулова А.Н. Семейная роль и речь: муж и жена // Изв. Сарат. ун-та. Сер. Филология. Журналистика. 2007. Т. 7, вып. 2.С.56.
  5. Решетникова Е.А. Номинативная функция речи // Русский язык в научном освящении №7, 2004 С.77
  6. Карасик В.И. Речевое поведение и типы языковых личностей // Массовая культура на рубеже ХХ–ХХI веков: Человек и его дискурс: Сб. науч. тр. – М.: 2003.
  7. Горелов, И. Н. Основы психолингвистики: Учеб. пособие – М.: Лабиринт, 2005.
  8. Сперанская А.Н. Семейные ценности в семейном дискурсе (на материале устных рассказов красноярцев начала ХХ в.) // Успехи современного естествознания. – №2. – 2005 г.С.55


Вопросы и комментарии

#1 Вика
14.02.2023 - 12:46

Насколько применимо НЛП в семейном общении?
Андрей Нестеров
НЛП эффективно в семейном общении, но применять его следует с осторожностью. Разумные манипуляции способны укрепить семью и улучшить взаимопонимание, но если вторая половина почувствует, что им манипулируют, то это снизит уровень доверия между супругами. Однако такие опции НЛП, как подавление агрессии, взаимное уважение и право на ошибку необходимы в семейном общении. Умение улыбнуться и простить супруга за "не тот купленный йогурт" или "разбитую мамину чайную пару ЛФЗ". Так что умение направить разговор в нужное русло и сглаживать острые углы в семейном общении допускает использование НЛП.



Задать вопрос

Имя:

Email: (обязательно!)