Предпосылки реформирования жилищно-коммунального хозяйства России
В СССР отрасль ЖКХ составляла треть основных фондов всей страны. Охватывая единое экономическое и географическое пространство, отрасль функционировала под жестким государственным регулированием всех жилищно-коммунальных отношений с доминирующей государственной формой собственности на все основные фонды ЖКХ, что привело к возникновению конкретных проблем, негативно отразившихся на состоянии основных фондов жилищно-коммунальной сферы.
В 1991 и 1992 годах были приняты Федеральные законы "О приватизации жилищного фонда" и "Об основах федеральной жилищной политики", заложившие правовую основу становления различных форм собственности в жилищной сфере. Правовое регулирование жилищной сферы было возложено на федеральные и местные органы власти. Законодательством предусматривался переход от системы отраслевых дотаций к адресным целевым субсидиям конкретным категориям населения при поэтапном переходе к 100% оплате гражданами жилищно-коммунальных услуг.
Принимался еще целый ряд государственных документов, направленных как на определение принципиальных положений долгосрочной государственной жилищной политики, так и на выработку конкретных механизмов ее реализации.
Так, в 1993 году была одобрена Правительством Российской Федерации Государственная целевая программа "Жилище", реализовать ее предполагалось период с 1993 по 1995 годы.
В 1997 году принята Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, рассматривавшаяся как следующий этап Государственной целевой программы "Жилище". Концепция была рассчитана на период с 1997 по 2003 годы и предусматривала три этапа реализации, однако кризис 1998 года спутал планы.
В результате преобразований 1991-2005гг. существовавшая система управления и финансирования ЖКХ претерпела кардинальные изменения. Существенно изменились формы собственности на все объекты жилищно-коммунальной сферы.
Цель и задачи первого этапа реформирования ЖКХ
Цель реформирования ЖКХ – комплексное решение проблем жилищной политики, позволяющее повысить уровень доступности жилья для населения.
Задачи реформирования ЖКХ:
Достигнутые результаты реформирования ЖКХ:
- Повышение доступности жилья и увеличение объемов жилищного строительства;
- Модернизация коммунальной инфраструктуры;
- Увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования;
- Выполнение государственных обязательств перед отдельными категориями граждан
Необходимость и причины дальнейшего реформирования ЖКХ
Жилищная политика не является самостоятельной, а есть составная часть общей внутренней политики, к которой относятся отношения собственности, организация местного самоуправления и многие другие вопросы. В многоукладной экономике страны граждане получили право сами решать свои жилищные проблемы и отвечать за свои решения. Восстанавливается частный жилищный сектор, появились не только частные квартиры, но и начали реализовываться частные жилищные программы. Ответственность за комплекс коммунальных услуг несут частные коммунальные предприятия и местная власть.
Коммунальная инфраструктура – важнейший отраслевой комплекс, входящий в жилищно-коммунальное хозяйство и обслуживающий материально-бытовые нужды предприятий и населения. Он включает в себя несколько десятков видов деятельности – электро-, тепло-, газо-, водоснабжение, канализация, оказание ритуальных услуг, благоустройство местности и территорий и т.д.
Как представляется, есть несколько важных побудительных мотивов для проведения реформы в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Во-первых, процессы производства и потребления электроэнергии, тепла, воды неразрывны. Городские электросети являются продолжением магистральных и региональных энергетических систем. Теплосети технологически связаны с ТЭЦ. Присоединение к ним систем жилищно-коммунального хозяйства означает создание мощных вертикально интегрированных компаний по всей технологической цепочке – от производства электроэнергии до конечного потребления. Появляется монополия, деятельность которой не только сделает более прибыльным бизнес, но и поставит под контроль значительную часть муниципальной и региональной экономики.
Во-вторых, основные фонды жилищно-коммунального хозяйства – это примерно четверть всего национального имущества России. Кроме того, сектор представляет собой огромный, стабильный рынок. На счетах крупнейших российских банков и компаний скопилось немало свободных денежных средств, нуждающихся в размещении. Деньги должны работать, приносить доход.
В-третьих, миф о жилищно-коммунальном хозяйстве, как о "черной дыре", оказался сильно преувеличенным. Повышение тарифов на услуги сделало свое дело – обеспечило выход на нулевой уровень рентабельности. Более того, аудиторские проверки на предприятиях ЖКХ показывают, что цены их услуг в среднем на 30% превышают экономически обоснованный уровень. Выход на самоокупаемость за счет роста тарифов – это и есть тот реальный резерв получения прибыли частными операторами.
Россия – страна со сложным федеральным устройством. Это в значительной степени усложняет все процессы финансовой и институциональной децентрализации коммунального сектора. Командно-административная вертикаль управления жилищно-коммунального хозяйства из центра демонтирована. Но на ее месте до сих пор не создана адекватная по целям и задачам муниципальная система. При этом смена принципа финансирования данной отрасли и передача значительной части полномочий населению уже произведена. Однако до сих пор сказывается недостаточная проработка регулирующих механизмов, средств контроля исполнения нормативных правовых актов в данной сфере. При этом потребителю по большому счету все равно, кто поставляет ему услуги. Важно, что бы они были качественными и по приемлемым ценам.
Реализация инновационных моделей управления в жилищно-коммунальном хозяйстве предполагает четкое разделение компетенции и ответственности управляющей компании и дочерних и зависимых обществ, полный переход на контрактные отношения между ними. Кроме того, они ориентированы на разделение бизнес-процессов вплоть до исполнителей. Третья составляющая – установка на комплексное сокращение издержек:
- на топливо (снижение удельного расхода и цен закупки, изменение структуры топливного баланса),
- на воду (уменьшение потребления, экономия и технические меры по снижению потерь),
- на энергию (снижение затрат на покупную энергию, потерь электро- и тепловой энергии),
- на материалы (экономия и повторное использование материалов, снижение цен за счет проведения конкурсов, переговоров),
- на ремонты (оптимизация ремонтным программ, проведение конкурсов на подряд, снижение расходов),
- на оплату труда (оптимизация численности персонала, изменение мотивационных схем, премиальных и т.д.).
На управляющей компании лежит ответственность за формирование технической политики, стратегических направлений развития бизнеса, экономики и финансов, привлечение инвесторов, создание и развитие единой системы управления на всех фазах жизненного цикла, организационно-координационная деятельность, обеспечение баланса между экономической целесообразностью, технологией, рисками и стратегией.
Выводы
Наиболее эффективным средством решения жилищного вопроса является построение систем согласованного участия всех этих уровней – государства, местных властей, неправительственных и корпоративных организаций. Построение такой системы зависит от специфики страны и не может быть механически перенесено из одной страны в другую.
Самой главной проблемой в современной России является установление взаимного понимания власти и граждан, устранение существующего между ними отчуждения. Действия государства и муниципалитетов будут успешны только тогда, когда станут опираться на понимание, поддержку и инициативу граждан, станут соответствовать представлениям граждан о хорошем и плохом, справедливом и несправедливом. Действия граждан приведут к желаемым результатам только тогда, когда будут опираться на понимание ими проблем общества, задач и реальных возможностей власти. Только тогда, когда граждане будут видеть в законах не покушение на их свободу, а способ установить нормы и правила, помогающие людям жить вместе, эти законы начнут исполняться не на страх, а на совесть.
Главный недостаток проведения реформы в жилищно-коммунальном хозяйстве в том, что она идет независимо от человека, как бы двумя не сливающимися потоками: реформа как набор формальных актов сама по себе, а люди готовые принять в ней участие – сами по себе. Реформы начались и проводятся под лозунгом блага человека, но конкретный живой человек в них потерялся.
Доверие людей – главное богатство страны, главный ресурс в проведении реформ. Сегодня Россия нуждается в обустройстве, в обращении к потребностям жизни. Все, что оторвано от этого обустройства, от этих потребностей жизни, будет отвергнуто народом, останется очередным благим пожеланием. Реформы есть часть жизни, и нужны именно для правильного обустройства этой жизни. Надо перестать реформироваться и начать жить.