Бюджетная система РФ в настоящее время представляет собой централизованную, жестко управляемую из государственно-бюрократического центра модель унитарного бюджетного устройства страны, в которой финансирование общественно значимых приоритетов находится на периферии социально-экономической политики, а действительным лейтмотивом государственных финансов являются интересы правящей номенклатуры.
Правовое регулирование бюджетной политики
Нормативно-правовая составляющая бюджетной политики является совокупностью правовых норм, содержащихся в нормативных правовых актах, которыми должны руководствоваться органы и организации, участвующие в определении бюджетной политики и устанавливающие процедуры реализации бюджетной политики. Нормы, позволяющие реализовать бюджетную политику, должны содержаться в основном финансовом законе, иных нормативных правовых актах.
Немаловажным является ясное и недвусмысленное разграничение доходов и расходов между бюджетами бюджетной системы, начало, которому должно быть положено на конституционном уровне и продолжено в бюджетном законодательстве.
Прежде чем приступить к анализу правового регулирования бюджетной политики, необходимо отметить особенности бюджетного законодательства. Его структура регламентирована ч. 1 ст. 2 БК РФ. В данной статье указано, что бюджетное законодательство включает в себя следующее:
- Бюджетный Кодекс Российской Федерации и принятые в соответствии с ним законы о федеральном бюджете на соответствующий год,
- законы субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год,
- нормативно-правовые акты представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год
- иные федеральные законы, законы субъектов РФ и нормативно-правовые акты представительных органов местного самоуправления, регулирующих бюджетные правоотношения.
Важной характеристикой бюджетного законодательства РФ можно назвать и закрытость перечня нормативных правовых актов, образующих бюджетное законодательство. Оно не подлежит расширенному толкованию.
Ключевое место среди нормативно-правовых актов регламентирующих бюджетные отношения и бюджетную политику занимает Бюджетный Кодекс РФ.
Предмет регулирования БК РФ
Федеральный закон о бюджете рассматривается в три этапа. Процесс очень ответственный и четко регламентированный во времени. Он рассматривается в трех чтениях.
После утверждения бюджета в Государственной Думе, его направляют в Совет Федерации. Одобренный Советом Федерации федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение пяти дней со дня одобрения направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.
В современных условиях бюджетное законодательство меняется динамично. В него вносятся важные корректировки и усиливается ответственность за нарушения в бюджетном процессе. Несмотря на постоянное совершенствование Бюджетный кодекс РФ требует изменении. Так, в настоящий момент представляется необходимым узаконить понятие бюджетной политики, закрепив соответствующее определение в ст. 6 БК РФ.
Механизм реализации бюджетной политики
Государственный бюджет приобрел следующие новые черты: бюджет становиться одним из важнейших каналов, через который государство может оказывать определенное воздействие на различные сферы хозяйственной деятельности в условиях переходного периода к рыночным отношениям.
В настоящее время усиливается значение бюджетной политики для поддержания развития частного сектора путем снижения для них уровня налогового обложения, предоставления всякого рода льгот, субсидий.
В современных российских условиях к ключевым механизмам реализации бюджетной политики можно смело отнести следующее:
- Исполнение бюджета
- Политика бюджетного дефицита
- Определение источников формирования доходной части бюджета и определение расходования бюджетных средств в соответствие направлениями социально-экономической политики.
- Налогообложение может использоваться как сдерживающее или же стимулирующее в контексте развития различных отраслей и сфер деятельности в национальной экономической системе.
Исполнение государственного бюджета являет собой процесс, регламентированный не только Бюджетным кодексом РФ, но и иными нормативно-правовыми актами. Исполнение бюджета можно рассматривать в разных ракурсах и с опорой на различные показатели.
Механизм исполнения бюджета
В настоящее время активно используется политика бюджетного дефицита, так как она позволяет корректировать бюджет и контролировать его наполняемость.
В Российской Федерации налоговое законодательство определяет Государственная Дума, Совет Федерации, Президент РФ и Правительство РФ. Государственная Дума рассматривает вопросы налогового законодательства и принимает законы о налогообложении, которые с одобрения Совета Федерации после подписания Президента РФ вступают в законную силу.
Итак, действующее законодательство не в полной мере регламентирует не только механизмы, но и процедуру мониторинга межбюджетных отношений. В этой связи следует обратиться к усилению контроля за реализацией механизмов бюджетной политики, особенно такого механизма как применение государственных программ, для того, чтобы существенно ускорить процесс решения ключевых задач бюджетной политики, как в России в целом, так и в регионах в частности.
Россия находится на стадии адаптации к сложной экономической и геополитической ситуации, обусловленной новым витком мирового экономического кризиса и усилением внешнего давления на нашу страну. В этой связи бюджет РФ меняет свою структуру. Отмечены серьезные и достаточно результативные действия направленные на преодоление чрезмерного влияния уровня цен на нефть на формирование доходной части бюджета.
Проблемы бюджетной политики России
К числу первостепенных проблем существующей бюджетной политики можно смело отнести отсутствие четкого представления о пореформенном состоянии бюджетного сектора, так как реформа не завершена. Финансовые обязательства государства по отношению к государственным и муниципальным учреждениям постоянно сокращаются в результате уже принятых или планируемых к реализации государством мер.
Помимо сравнительно неблагоприятных внешнеэкономических условий, в российской экономике остается ряд нерешенных внутренних структурных проблем, ограничивающих возможности для экономического роста. Эти проблемы касаются как трудовых, так и капитальных ресурсов.
Низкий уровень и качество инвестиций в российскую экономику являет собой серьезную проблему для бюджетной политики Российской Федерации. На фоне высокой степени износа основных фондов расширение производственного потенциала российской экономики требует дополнительных инвестиций в основной капитал. Вместе с тем, текущие макроэкономические и институциональные условия существенно ограничивают стимулы для инвестирования. Все это усугубляется несовершенным законодательством, которое, в силу своей коллизионности и недостаточной проработанности создает правовые преграды для инвесторов.
В настоящее время наихудшие показатели имеет бюджетная политика в области управления государственным долгом. Для повышения качества по этому направлению необходимо удерживание стабильной и плавной динамики изменения объёмов государственного долга для проведения наиболее взвешенной долговой политики, а также сохранение объёма госдолга на уровне, соответствующем его покрытию из бюджетных источников, что важно с точки зрения финансового суверенитета страны.
В настоящее время много проблем кроется в сфере региональной бюджетной политики. Так, основным фактором, обеспечивающим расширение собственной налоговой базы и соответственно расширение возможностей использования бюджетного потенциала каждого конкретноо региона является устойчивое динамическое развитие существующих хозяйствующих субъектов, а также привлечение новых хозяйствующих субъектов − совокупность которых составляет основное звено региональной экономики.
В этой связи необходимым условием разработки эффективного бюджетно-налогового механизма, обеспечивающим его применение в качестве важного инструмента регулирования темпов регионального роста, представляется оценка влияния и применения гибкого налогового механизма на экономическое положение хозяйствующих субъектов, на динамику налоговых доходов бюджетов республик и областей РФ. Это обусловливает актуальность проблемы формирования нового бюджетно механизма, ориентированного на рациональные преобразования налоговой системы из "удавки для бизнеса" в направлении превращения ее в гибкий, динамический механизм роста экономики региона и на этой основе бюджетного потенциала региона.
Рассмотрев особенности поступлений в бюджет регионов РФ и уровень взаимодействия федерального и региональных бюджетов, можно с уверенностью утверждать, что важнейшей задачей в области доходов бюджета регионов РФ на последующий период представляется сохранение и развитие бюджетного потенциала по следующим направлениям:
- использование фискальных стимулирующих механизмов с целью увеличения
- поступлений в региональные бюджеты и максимизация доходной базы за счет приближения доходной базы к доходному потенциалу;
- активизация инвестиционной политики на территории региона;
- совершенствование правовой базы, направленной на оптимизацию налоговой нагрузки;
- разграничение доходов между уровнями бюджетной системы, которое бы максимально способствовало увеличению их поступлений и при этом обеспечивало справедливое распределение бюджетных ресурсов;
- распределение поступлений от отдельных налоговых и неналоговых доходов между бюджетами субъектов Федерации через применение специальных нормативов, с преобладанием стимулирующих механизмов;
- совершенствование системы межбюджетных отношений, ориентированной на сглаживание дифференциации территорий по уровню бюджетной обеспеченности с созданием стимулов по наращиванию доходного потенциала;
- оптимизация неэффективных льгот, в том числе по региональным и местным налогам;
- снижение недоимки по налогам и сборам за счет совершенствования системы администрирования и контроля, в том числе с использованием современных методов с целью мобилизации дополнительных доходов.
Исходя из вышеизложенного, можно констатировать все еще сохраняющуюся ограниченность региональных органов государственной власти субъектов РФ по принятию решений, позволяющих расширить доходы бюджетов.
В целом, если обратиться к бюджетной политике РФ, как цельному государственному инструменту, то очевиден масштабный пласт проблем, которые можно решить посредством следующих мер:
- стимулирования и поддержания роста необходимых расходов при сокращении второстепенных бюджетных трат;
- максимизации капитальных расходов бюджета по сравнению с текущими расходами в сложившейся экономической ситуации;
- максимизации детально проработанных, спланированных обыкновенных расходов при предельно возможной минимизации чрезвычайных неплановых расходов;
- стимулирования непроцентных и минимизации процентных расходов в структуре бюджета;
- поддержания стабильной и плавной динамики роста расходов;
- поддержания сбалансированности расходных обязательств путём минимизации полярности объёмов расходных направлений.
В итоге в современной бюджетной политике существует серьезный пласт проблем, который усугубляется несовершенством бюджетного законодательства. Для того, чтобы преодолеть проблемы необходимо пересмотреть подходы к формированию бюджетной политики России в целом, и её правового регулирования в частности.
Темпы и проблемы продвижения России по пути рыночных преобразований дают возможность констатировать возрастающую роль бюджета как необходимого и действенного инструмента государственного воздействия на социально-экономические процессы. В этих условиях научное обоснование мероприятий по преобразованию взаимоотношений государства с регионами, хозяйствующими субъектами, населением при формировании доходов и расходов, их распределении по уровням бюджетной системы, использовании и контроле является главной предпосылкой эффективности государственного управления в масштабах каждого региона и всей страны.
Однако в Российской Федерации имеется множество проблем в сфере бюджетной политики и механизмов её реализации. Одной из них является несовершенство законодательства. Несмотря на эволюцию, Бюджетный кодекс нуждается в обновлении. Именно серьезные поправки в БК РФ являются приоритетной задачей в сфере реформирования законодательства. Также необходимо провести серьезную оптимизацию бюджетного процесса.
Литература
- Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ // Консультант Плюс. Версия Проф . – – М, 2017.
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.03.201) // Консультант Плюс. Версия Проф . – – М, 2018.
- Бюджетное право. Учебник. – СПб.: Деловой двор/ Под ред. Н.А. Сатаровой, 2009
- Гордиенко М.С. Бюджетная политика России: эволюционное развитие, оценка качества: дис. … канд. экон. наук: 08.00.10 / Гордиенко Михаил Сергеевич. – М.: 2016.
- Комягин Д.Л. Бюджетное право – М.: Норма 2015
- Крохина, Ю. А.Бюджетное право России. – М.: Издательство Юрайт, 2016
- Литягин Н.Н.Бюджетное право – М.: Инфра -М, 2015