Три уровня налоговой системы РФ
Действующее налоговое законодательство состоит из федерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований. Налоговый кодекс регламентирует функционирование налоговой системы Российской Федерации, устанавливая налоги, сборы и страховые взносы, а также общие принципы их взимания.
В статье 1 Налогового кодекса определены три уровня законодательства о налогах и сборах:
- Законодательство Российской Федерации;
- Законодательство субъектов Российской Федерации;
- Нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований.
Само понятие "законодательство о налогах и сборах" введено в Налоговый кодекс и определено в качестве трехуровневой системы в связи со спецификой федеративного устройства Российской Федерации.
Налоговый кодекс, фактически, регламентирует функционирование налоговой системы Российской Федерации, устанавливая налоги, сборы и страховые взносы, а также общие принципы их взимания, в том числе:
- виды налогов и сборов;
- основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
- принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;
- права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
- формы и методы налогового контроля;
- ответственность за совершение налоговых правонарушений;
- порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
Принципы регулирования налоговой системы РФ
Фундаментальные аспекты налоговой системы Российской Федерации закреплены в статье 3 Налогового кодекса:
- признание всеобщности и равенства налогообложения;
- запрет дискриминационного характера налогов и сборов вне зависимости от каких-либо критериев;
- обязательность экономического основания для взимания налогов и сборов;
- запрет установления налогов и сборов, нарушающих единое экономическое пространство Российской Федерации;
- запрет возложения обязанности уплаты налогов и сборов, не предусмотренных Налоговым кодексом или установленных в ином порядке, чем это определено Налоговым кодексом Российской Федерации;
- обязательный характер определения всех элементов налогообложения при установлении налогов и однозначный характер формулировок законодательных актов, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить;
- преимущество налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента при толковании любых неустранимых сомнений, противоречий и неясностей законодательных актов о налогах и сборах.
В сферу нормативно-правового регулирования налоговой системы входят отношения, связанные с установлением и взиманием налогов и сборов, таможенных платежей и страховых взносов. Помимо этого, в статье 2 Налогового кодекса Российской федерации закреплены отношения, к которым законодательство о налогах и сборах не применяется, кроме случаев, прямо предусмотренных в Налоговом кодексе.
Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах
В статье 9 Налогового кодекса Российской Федерации законодатель определил участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах:
- организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов;
- организации и физические лица, признаваемые налоговыми агентами;
- налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);
- таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации).
Законодательство о налогах и сборах
С учетом характера действующего законодательства о налогах и сборах Налоговый кодекс Российской Федерации непосредственно является Федеральным законом. Вместе с тем, федеральные законы и иные нормативные правовые акты, которые были приняты в Российской Федерации до введения в действия Налогового кодекса, при этом не были отменены в связи с введением его в действие, продолжают действовать в части, не противоречащей первой части Налогового кодекса Российской Федерации.
К законодательству о налогах и сборах не относятся изданные органами исполнительной власти приказы, инструкции, методические указания, которые связаны с вопросами налогообложения, сборами, страховыми взносами.
С точки зрения нормативного содержания законодательство о налогах и сборах в соответствии с трехуровневой системой включает в себя:
- Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах: Налоговый кодекс и федеральные законы о налогах и сборах, которые приняты в соответствии с Налоговым кодексом (например, Федеральный закон "О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае" от 29.07.2017 № 214-ФЗ);
- Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах: законы и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с Налоговым кодексом (например, Закон Города Москвы "О налоге на имущество организаций" от 05.11.2003 № 64);
- Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах: соответствующие нормативные правовые акты, принятые представительными органами муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом (например, Решение Саратовской городской Думы от 27 ноября 2014 года N 41-465 "О налоге на имущество физических лиц").
Относимые к законодательству о налогах и сборах федеральные законы, регулирующие вопросы налогообложения разделяются на 5 категорий.
Федеральные законы, регулирующие налогообложение
Вывод
Нормативно-правовое регулирование налоговой системы Российской Федерации законодательно определено в Налоговом кодексе, который закрепляет трехуровневую систему законодательства о налогах и сборах, комплексно регулирует весь спектр понятий и отношений, связанных с установлением и взиманием налогов и сборов.